Мир аристократических парусников
 
Казалось бы, чего проще – приобрел шхуну класса super или custom, и ты уже в элите. Но и на этом пути таятся подводные рифы, и нужно знать массу нюансов мира яхтинга. Коль скоро вы полны здоровых амбиций, подкрепленных не менее крепким банковским счетом, первое, на что следует обратить внимание – это производитель яхт.

Выбирая лучшее
Казалось бы, чего проще – приобрел шхуну класса super или custom, и ты уже в элите. Но и на этом пути таятся подводные рифы, и нужно знать массу нюансов мира яхтинга.
Коль скоро вы полны здоровых амбиций, подкрепленных не менее крепким банковским счетом, первое, на что следует обратить внимание – это производитель яхт.

Nautor`s Swan
Совершенно уникальны в этом отношении парусники от Nautor`s Swan. Несмотря на то, что стоят они на 30-40, а то и все 100 процентов дороже аналогов других фирм, яхты Swan пользуются буквально ажиотажным спросом. А что поделаешь – гарантированное качество, надежность и эксклюзивный стиль всегда были в цене.
Swan – это истинная классика и здоровый консерватизм во всем. С другой стороны, самые передовые технологии и достижения инженерной, дизайнерской мысли отлично вписываются в конструкторские шедевры специалистов Nautor`s Swan.
В знаменитой Фастнетской гонке (Fastnet Race), являющейся кульминацией Адмиральского кубка, помимо общего первенства, Королевским океанским гоночным клубом разыгрывается еще и единственный «яхтостроительный» приз – именно среди яхт Swan. Эти яхты настолько популярны и общепризнанно хороши, что среди них даже проводятся чемпионаты стран и континентов, организаторами которых выступают известнейшие яхт-клубы. А то, какой клуб проводит гонку, очень существенно в яхтенном мире. К примеру, Чемпионат Америки среди лодок, произведенных Nautor`s Swan (Swan American Regata), проводит Нью-йоркский яхт-клуб. Победить в них – означает встать в один ряд с величайшими яхтсменами, поскольку наряду с английским Королевским океанским гоночным клубом Нью-йоркский является самым престижным в мире. Интерес к гонкам, проводимым на призы Nautor`s Swan – а их проходит довольно много, - чрезвычайно высок. Так, в этом году в Чемпионате Европы (Swan European Regata), прошедшем в Каусе, участвовало больше 800 яхтсменов.
Nautor`s Swan ведет и очень активную клубную политику. И если владельцы яхт подавляющего большинства других фирм-производителей объединяются в клубы стихийно и, главным образом, с утилитарными целями – обменяться опытом, купить или продать яхту, то Swan – это по-настоящему классический, элитарный клуб. Для вступления в него ты должен не только собственно купить яхту этого бренда (что само по себе уже не мало значит), но и иметь рекомендации для вступления, а также обладать определенным набором качеств, присущих, как это принято говорить, настоящему джентльмену. Самые заслуженные члены клуба удостаиваются пожизненного звания Почетных со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Nautor`s Swan же, в свою очередь, оказывает большую поддержку деятельности клуба. В том числе, скажем, и в организации круизных плаваний.
Но, конечно же, популярен Swan прежде всего в силу производства яхт по-настоящему эталонного качества. В Swan всегда заявляли, что яхта должна побеждать за счет своей скорости, правильного и элегантного конструкторского решения, а не за счет гоночного балла. И неоднократно доказывали свою правоту на деле.
Обыграть яхты этой фирмы – задача архисложная. В коллекции Swan победы и на Фастнетской, и на многих и многих других гонках. Выпустив два года назад новую модель самого популярного 45-футового размера, Swan в последнее время движется в сторону увеличения размеров. Причем опять же с неизменным успехом. Так, Swan 80 выиграл гонку суперъяхт Millennium Сup Superyacht Regata 2003. Показательно, что он гонялся с яхтами, имеющими меньший гоночный балл, но выиграл у них и абсолютно, и по пересчету. А буквально на днях – 15 октября – команды на новых лодках Swan 45 взяли семь первых мест в классе B в гонке «Voilesde Saint Tropez».

Baltic Yachts

Среди других фирм-производителей, радующих мир спуском со стапелей породистых яхт, можно выделить еще несколько достойных того, чтобы именно у них разместить заказ на постройку парусника, выдающегося во всех отношениях. Достойна упоминания фирма Baltic Yachts, основанная в 1965 году пятью «воспитанниками» Nautor`s r Swan. Сегодня продукция этой фирмы, строящей эксклюзивные супер- и макси-яхты, также причисляется к рангу элитной. К слову сказать, при строительстве высококлассной яхты следует запастись еще и изрядным терпением. Например, этом году началось строительство новой 140-футовой Baltic, а ее спуск на воду планируется осуществить только через три года.

Royal Huisman Shipyards

Вообще говоря, мировой флот так называемых суперъяхт – лодок больше 100 футов длиной – насчитывает около 1300 судов. Число их очень быстро растет, и независимо от страны происхождения, конструкционного материала, того, сделана она в единственном экземпляре или небольшой серией, - цена такой яхты в любом случае гарантирует престижность. Такая лодка сразу же подчеркивает статус. Но среди этого огромного флота суперъяхт специалисты могут выделить лишь несколько, которые архитектурно и технически можно было бы назвать сделанными безошибочными. К числу таковых относится спроектированная одним из ведущих мировых яхтенных конструкторов Тэдом Худом яхта Anakena. Она спущена со стапелей верфи Royal Huisman Shipyards в 1987 году. Яхта выполнена из алюминия. Нидерландские судостроители славятся как раз работой с металлом, и стальные голландские яхты стали уже классическими.
Royal Huisman Shipyards в следующем году будет праздновать свое 120-летие. На вековой юбилей она была удостоена титула Королевской, и на сегодняшний день является единственной верфью в Нидерландах, имеющей столь высокий статус. Что было лишний раз подтверждено и созданием Anakena, заказчик которой отлично знал яхты. Ее конструкция, начиная от самых общих возможностей, заканчивая обводами, обсуждалась тщательным образом. И яхта получилась на славу. Anakena имеет классический вид кэтча с так называемым «китовым днищем». Несмотря на легкость, конструкция очень мощная. А в соответствии с той миссией, для которой ее предназначал владелец, яхта оборудована для долгих независимых плаваний и вооружена очень сложными инженерными системами. На яхте применены очень многие технические новинки. Так, например, шума двигателя абсолютно не слышно благодаря оригинальной системе выпуска выхлопных газов и шумоизоляции. Одним словом, Anakena – подлинный образец создания на заказ эксклюзивной породистой суперъяхты.

CNB
В мире насчитывается более 60 компаний, строящих парусные суперъяхты. Одной из них является известная французская компания CNB, входящая в мощнейший европейский холдинг BENETEAU.
CNB специализируется на постройке Semi-custom яхт, то есть яхт по специальному заказу. Если хотите, чтобы на палубе вашего парусника размещался еще и бассейн, – это верфь легко выполнит все пожелания. Клиент, заказавший такую суперъяхту, будет уверен, что подобной нет ни у кого.
Компания основана в 1987 году и за все время выпустила более 40 огромных океанских яхт, которые эксплуатируются в разных уголках планеты: Канны, Ницца, Карибы, Бали, Атлантический океан… Большое значение при производстве своих яхт компания уделяет быстроходности, удобству и безопасности пассажиров и экипажа.
В настоящее на время верфи заканчивается работа над суперъяхтой длиной 115 футов (35 м). Проект был разработан совместно с известнейшим архитектурным бюро Филлипа Брианда. Эта яхта станет самой крупной, построенной на верфи CNB. Предыдущей макси-яхтой был шлюп длиной «всего» 104 фута. Корпус и мачта Briand 115, а именно так называется строящаяся макси-яхта, выполнены из карбона. Яхта оснащена подъемным килем, весом 25 тонн, который регулирует осадку судна – от 3,5 метров минимум до 5 метров в опущенном положении. Площадь парусности составляет 560 кв. метров. Внешне яхта выглядит по-французски элегантно – плавные линии корпуса, огромная тиковая палуба, не загроможденная лишними деталями и надстройками.
Весь внутренний интерьер разработан известнейшим дизайнером Эндрю Винчем

Perini Navi
В 1983 году Фабио Перини (Phabio Perini), бумажный магнат, увлеченный парусами и яхтами, решил приобрести суперъяхту, которой мог бы управляться самостоятельно с небольшой помощью своих гостей. И обнаружил, что таких яхт на рынке нет. И… не нашел другого выхода, как основать собственную верфь. Так родилась известнейшая итальянская Perini Navi. Каждая из построенных на этой верфи яхт - образец элегантного итальянского art deco, с очень богато обставленным интерьером. А легкость в управлении яхтами от Perini Navi послужила тому, что они стали выпускаться небольшими сериями и с успехом использоваться в престижном чартере. Одной из самых востребованных чартерных яхт в мире, очередь на которую расписана на многие месяцы вперед, является кэтч Christianne B. Яхта обслуживается шестью членами экипажа и принимает до восьми гостей. Комфорт и уровень обслуживания, характерные для Christianne B, давно уже стали классическим примером подражания. Одним из последних достижений верфи Perini Navi стали продемонстрированные на бот-шоу Монако-2003 56- и 64-метровые кэтчи Burrasca b Felicita.

Alloy Yachts International
Конечно, заслуживают отдельного разговора верфи США, на которых построено много известнейших яхт. Однако интересно, что взоры американских яхтсменов, равно как и поклонников яхтинга всего Старого Света, сегодня все больше и больше приковывают к себе новозеландские верфи, специализирующейся на строительстве огромных яхт из современных композитных материалов и алюминия. Сегодня Новая Зеландия заслуженно славится как страна custom-яхт. Поразительно, но ни на одной новозеландской верфи вы не найдете матриц для серийного производства. Каждая из спускаемых на воду яхт, построенных в этой стране - индивидуальна и неповторима. Сами новозеландцы утверждают, что именно отсутствие серии, смена моделей при каждой новой постройке и способствуют стремительному прогрессу местного яхтостроения. Причем яхтостроитель - одна из самых почитаемых в Новой Зеландии профессий, и надо быть специалистом высочайшего класса, чтобы достичь в ней известности и высот карьеры. При всем том выгоднейший для иностранцев курс новозеландского доллара по отношению к другим валютам и "скорострельность" верфей (каждая из них в год строит по 2-3 суперъяхты) делают новозеландские яхты на 30 процентов дешевле их аналогов из тех же Штатов. Поэтому неудивительно, что зарубежные заказчики едва ли не выстраиваются в очереди перед новозеландскими верфями.
Самая крупная и известная их них - Alloy Yachts International. Причем строит она исключительно суперпарусники. Так, самый "маленький" - 28-метровый Dove II, недавно переименованный в Pacific Eagle - был спущен на воду еще на заре карьеры верфи, в 1989 году. Творением специалистов Alloy являются 35-метровый Corintian, победивший в Международном кубке конструкторов суперъяхт в 1996 году и признанный лучшей парусной яхтой в диапозоне 23-36 метров, и Victoria of Strathearn. 40-метровая Victoria построена в 2001 году для шотландского бизнесмена. Являясь суперсовременным скоростным кэтчем, выполненным с применением самых последних инженерно-технических достижений в области яхтостроения, внешне она имеет классический вид "викторианского" парусника. В год своего рождения Victoria была удостоена Главного приза международных выставок 2001 года в категории яхт больше 38 метров. А Международное общество конструкторов суперъяхт присудило Victoria сразу две награды - "Лучшая яхта больше 36 метров" и "Лучший интерьер парусной яхты". Последний приз - заслуга работавшего с "Викторией" известнейшего английского дизайнера Эндрю Винча (Andrew Winch).
На Alloy создан и самый большой в мире шлюп - Georgia, длина которого составляет 48,6 метра. Только углепластиковая грот-мачта этой яхты возносится на 61 метр. Причем ограничение этой высотой диктуется отнюдь не конструкционно-техническими возможностями, а тем, что иначе яхта не смогла бы проходить под мостом Панамского канала. Однако в этом году его славу затмит очередное творение специалистов Alloy. На воду будет спущена еще более огромная суперъяхта - Mirabella V.

Легенды яхтостроения
Принято считать, что обретению всех своих лучших качеств яхта обязана конструктору. И каждая лодка, сконструированная самыми известными из них, считается раритетом. К примеру, если упоминается, что лодка создана конструкторским бюро Sparkmen & Stefens, брать ее можно даже не глядя, не прогадаешь.
Основатель бюро Олин Стефенс (Olin J. Stefens II) считается общепризнанным старейшиной цеха мировых яхтенных дизайнеров. Он находится уже в столь почтенном возрасте, что сам не проектирует лодки на протяжении 20 последних лет, но консультирует многие проекты. В свое время в бюро Sparkmen & Stefens, под его непосредственным руководством было спроектировано свыше 2000 парусных, моторных яхт и даже военных судов.
Для большинства имя Стефенса ассоциируется с теми яхтами, которые с успехом защищали «Кубок Америки» на протяжении более чем 50-летней карьеры этого конструктора. А свою первую победу как яхтенный конструктор Олин праздновал в возрасте 23 лет в 1928 году, когда его яхта Dorade победила на Трансатлантической, а затем и Фастнетской гонке. Ликовала вся Америка: в честь Dorade и ее создателя было устроено целое празднество на Бродвее.
Знания Стефенса в области яхтостроения почти универсальны. Хотя он всегда был приверженцем строгих математических расчетов, тем не менее, очень широко использовал и интуитивный подход, в его случае подогреваемый тем, что Олин изучал древнее судостроение. В библиотеке Стефенса хранится книга по кораблестроению, написанная в 1507 году Фернандо Оливьерой – человеком, на судах которого ходил Васко да Гама. Стефенс считает, что древние судостроители методом проб и ошибок достигли очень больших успехов в судостроении. Но, конечно же, Стефенс очень широко использовал и достижения в гидродинамике и других областях научно-технической мысли. Так, одним из первых он стал применять испытания яхт в закрытом бассейне.
Стоит отметить, что помимо высочайших гоночных качеств яхты, создаваемые по проектам Стефенса, всегда отличались отменной мореходностью. В печально знаменитой гонке Fastnet Race1979 года из-за разразившегося шторма погибли люди и было потеряно много яхт. Но яхта, спроектированная Sparkmen & Stefens выдержала это испытание и пришла первой.

Классика жанра
Восстановить классическое судно – роскошь, доступная не многим. Это яхты с «легендой», а за обладание правом быть причастным к легенде люди готовы платить любые деньги. Владельцы таких яхт составляют элиту парусного мира. Сама тема восстановления и создания реплик – копий со знаменитых яхт, заслуживает отдельной статьи. Начать этот разговор стоит с имени Маурицио Гуччи, внука основателя всемирно известного модного Дома.
После того, как Маурицио встал во главе семейной фирмы, а, следовательно, стал миллионером, подобно многим богатым людям он решил купить яхту. Что называется, положение обязывало. В то время он даже не подозревал, насколько важное место яхтинг займет в его жизни. Желая стать обладателем яхты породистой – с историей – он познакомился с трехмачтовой шхуной Creole, сейчас известной как самая большая по гросс-тоннажу яхта, находящаяся в частном владении. Некогда она принадлежала Ставрасу Ниаркасу, греческому пароходному магнату, соперничавшему с Онассисом. Эта яхта была обнаружена Гуччи на задворках верфи и являла собой весьма печальное зрелище. Но вопреки диагнозу «пациент скорее мертв, чем жив», Маурицио Гуччи удалось-таки восстановить Creole. Правда, это стоило ему несколько тревожных лет жизни и более 10 миллионов долларов «непредвиденных» расходов, но Гуччи ничуть не пожалел о сделанном, восстановив яхту во всем, вплоть до последней мелочи. И в 1992-м был сполна вознагражден. В тот год на возрожденной Creole он пересек Атлантику и с ее борта наблюдал за перипетиями борьбы за «Кубок Америки».
Маурицио Гуччи действительно «заболел» яхтингом. Кстати говоря, эта одержимость «выплеснулась» и в работе. Так, однажды обратившись за помощью в ремонте яхты к известному парусному мастеру Марку Ретси (Mark Retsey), Гуччи был настолько восхищен его работой, что предложил тому временно переквалифицироваться из парусного мастера в модельеры. Итогом знакомства Гуччи и Ретси стало рождение знаменитых ультраэксклюзивных сумочек Gucci, основанное на ноу-хау Ретси, которое тот применял при шитье парусов.
Самой главной заслугой Гуччи в мире яхтинга считается создание на Майорке клуба и марины классических яхт, а также то, что он организовал гонки этих яхт. Но в данном конкретном случае нас интересует совершенно не это. Опыт Гуччи по восстановлению Creole, а затем еще и 51-футового Avel наглядно продемонстрировал, насколько важным моментом является выбор ремонтной верфи. Обе яхты были построены еще в конце XIX века на известнейшей английской верфи Camper & Nicholson. Изрядно помыкавшись по свету с Creole, свою вторую классическую яхту Маурицио, не мудрствуя лукаво, отвез на ее историческую родину – в Портсмут, где и располагается Camper & Nicholson. Эта верфь, основанная в 1782 году, недавно вошла в консорциум Nautor`s Swan, который намеревается полностью перестроить ее специально под производство и реставрацию суперъяхт. Camper & Nicholson будет специализироваться на эксклюзивных проектах. И как отмечают ведущие специалисты в области яхтинга, все возрастающий спрос на перестройку, восстановление и создание реплик исторических яхт как нельзя лучше может быть удовлетворен именно на этой верфи.

 

Авторы - Алексей Кульчинский, Андрей Ерофеев

 
Copyright © 2006-2007 luxury-info.ru
Все права защишены.