Одежда для капитана //24.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Отправляясь в путешествие на яхте, необходимо чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Это раньше «морские волки» ходили под парусом в тельняшках, и все им было нипочем. Сейчас наука так изрядно шагнула вперед, что превратила одежду для современных яхтсменов в настоящее чудо передовых технологий.

    Береговая одежда
    Все зависит непосредственно от того, что вы хотите делать в процессе путешествия. Если вы не планируете посещение тусовок, а предпочитаете купаться в безлюдных местах, то особо тревожиться по поводу гардероба не обязательно.
    Но уж когда в ваши планы внесена активная светская жизнь, необходимо озаботиться подбором береговой одежды. И здесь есть свои неписаные правила, следуя которым можно легко влиться в общество и чувствовать себя там комфортно. Тем более (особенно это касается новичков), психологи советуют - если вы хотите найти общий язык с человеком, оденьтесь в том же стиле, что и он.
    Этикет береговой одежды яхтсмена непосредственно проистекает из английского стиля. Самый традиционный предмет гардероба – темно-синий двубортный блейзер с золотыми пуговицами имеет в родоначальниках китель морского офицера британского флота. По преданию, капитан королевского фрегата «Блейзер» впервые одел свою команду в такие пиджаки по случаю визита на корабль королевы Виктории в 1837 году. Существует несколько версий, объясняющих проникновение военно-морской униформы в гражданскую одежду – по одной из них, подобные темно-синие пиджаки носили мужчины, которые не служили на флоте, но были заражены романтикой дальних плаваний. Возможно, однако, что блейзер обязан своим распространением в мирной среде тем офицерам, которые, даже сойдя на берег, не желали расставаться с излюбленным цветом navy-blue. В частности, и сегодня официальный поставщик военно-морских сил Объединенного королевства – портновская фирма Gieves&Hawkes – предлагает своим клиентам самый большой выбор подобных пиджаков. Традиционный британский navy-blue блейзер шьется из темно-синей шерстяной саржи, фланели (красиво, но не очень практично, если вы собираетесь носить его каждый день), рогожки или гладкой камвольной ткани, что тоже допустимо. Он имеет два боковых разреза (англичане вообще любители фланировать с независимым видом, засунув руки в карманы), шесть латунных или позолоченных пуговиц, один дополнительный нагрудный карман и два обычных с клапанами. Не стоит путать этот достойный экземпляр с его однобортным сородичем, не имеющим ничего общего с парадной флотской формой. Любимый американцами однобортный блейзер восходит к пиджакам, принятым в английских гребных клубах XIX века. Помимо темно-синего, они также выпускаются в бутылочно-зеленом, малиновом и желтом цветах. Поклонниками этого вида спортивного пиджака являются жители Соединенных Штатов, горячие средиземноморские мужчины и… наши соотечественники (стоит только вспомнить одиозную униформу «новых русских» времен начала перестройки). Кстати, орнаментированные «золотые» пуговицы блейзера тоже несут разную смысловую нагрузку. Как правило, те, которые украшают готовый пиджак, отражают фирменный логотип портного или магазина. Однако в Англии есть компании, специализирующиеся на изготовлении позолоченных пуговиц с морской и клубной символикой. Одна из самых знаменитых – лондонская Badge&Button Company, магазин которой расположен на Джермин-стрит. В большой цене и старые пуговицы от реальной морской формы разных стран и эпох – известен сравнительно недавний случай, когда конвертик с десятью позолоченными кружочками ушел на женевском аукционе за 8 тысяч фунтов стерлингов. Менее воинственно настроенные любители однобортных блейзеров часто носят их с синими или эмалевыми пуговицами. Примерно такая же ситуация складывается с подходящей к случаю брючной парой. Бесспорно, темно-синий пиджак с ослепительно белыми брюками смотрится сногсшибательно, но только в пределах гавани и приморского променада, например, в Ницце. По мере удаления от зоны порта правила хорошего тона диктуют сменить нижнюю часть туалета на экземпляр из светло-серой фланели. Не возбраняется также носить блейзер в паре с легкими бежевыми чинос (аналог широко распространенных слаксов) или вельветовыми брюками красновато-коричневых и песочных оттенков (attention: ярко-алые хлопчатобумажные штаны, столь популярные у новичков, положено надевать только на борту яхты и только в том случае, если вы уже записали себе в актив пересечение Атлантики!). Но классикой считается пара: двубортный блейзер – коричневые брюки из грубого чистошерстяного кавалерийского твила. Сегодня такое сочетание можно встретить разве что в Британии. Кстати, почти все вышеперечисленные комбинации предполагают наличие рубашки в тонкую полоску и полосатого же галстука. Последний, правда, может быть и вязаным, и просто однотонным шелковым (естественно, темно-синего цвета). В высших яхтенных кругах особенно ценятся галстуки от Hermes с небольшими тематическими рисунками (здесь надо следить, чтобы орнамент не спорил с пуговицами на пиджаке). В последнее время допускается и ношение блейзера с джинсами (Levi’s 501 прямого покроя) при наличии светлой рубашки и того же галстука в яркую полоску или горох, но это все же больше смахивает на городской молодежный вариант. Конечно, все зависит от категории граждан, с которыми вы собираетесь общаться. В любом случае, береговой парадный гардероб яхтсмена, в отличие от его профессиональной одежды во время путешествия, не терпит никакой синтетики - если галстук, то шелк, если брюки, рубашка или пуловер - то хлопок, лен, шерсть.
    Никогда не стоит забывать о законе времени и места. К тому же гнаться во чтобы то ни стало за шикарным нарядом не стоит. Здесь действует золотое правило – человек носит ту одежду, на которую он зарабатывает. Потому с яхты стоимостью в пять миллионов долларов человек может сойти в смокинге, при этом его дама будет в бриллиантах. На владельцах более скромных плавсредств такая одежда будет казаться вызовом или нелепостью.
    Что касается цветовой гаммы гардероба, самым популярным колором является синий. Вариации различны - от бледно-голубого до темно-синего. Особенно актуален последний. Кстати, черный, вроде бы не выходящий из моды и универсальный, не так любим, как navy. Другие цвета: в первую очередь, белый и красный, а также бежевый, бледно-зеленый, коричневый, песочный.
    Крой одежды свободный, в основном рубашки, свитера, поло, брюки. Если джинсы - то без претензий на агрессивный мачизм, классического кроя. Недопустимым является эклектичное сочетание красок, а также эксперименты с оттенками одного цвета. Некоторая безукоризненность в подборе галстука или рубашки не повредит. Правда, в последнее время яхтенный этикет допускает ношение в теплых водах Средиземноморья практически обычной летней одежды – моду на этот свободный стиль ввели звезды шоу-бизнеса. Но все же не приветствуется хождение по берегу в туристических шортах. Даже такой неформальный предмет отпускного гардероба должен быть без излишних наворотов, классического типа. Вообще стиль одежды яхтсмена отличается своим консерватизмом и простотой. Если взглянуть на эти вещи, то они скромны и невычурны, но очень добротны. Кстати, таким образом можно понять, настоящая ли фирма перед тобой или турецкая подделка – последние обычно более задекорированы, там во всех деталях присутствует яхтенная тематика – различные вышивки и пуговицы с якорями.
    В представлении обывателя «морские волки» непременно курсируют по берегу в каких-нибудь вызывающих благоговение фуражках. Сейчас это почти ушло в прошлое. Хотя некоторые яхтсмены продолжают поддерживать подобную традицию всеми силами. Но на сегодняшний день фуражка, скорее, является признаком пижонства, нежели обязательным атрибутом гардероба. А вот шейный платок остается одним из любимых аксессуаров для не слишком парадных случаев.
    Кстати, как ни странно, популярностью в обществе пользуются белые носки, которые по большому счету даже в обыденной-то жизни кажутся непрактичными. Но есть в этом определенный шик: хозяину яхты всегда приятно, когда приходят гости, оставляют свои туфли в специальной корзине и перемещаются по тиковой палубе в белоснежных носках, которые даже к концу вечера остаются именно белыми.
    Самая распространенная обувь - мокасины из кожи, а для прогулок - из замши. Подошва должна быть сделана из каучука, на ней можно заметить специальные насечки, которые дают возможность не скользить по палубе. Такая подошва не будет "чертить" по поверхности в процессе ходьбы. Среди славных своими традициями обувных яхтенных брендов на первом месте, пожалуй, стоит Lario 1898.
    Единственное, к чему строгий этикет относится снисходительно - так это к неглаженности одежды. Если яхтсмен появится в обществе в льняных брюках без единой складочки, то возникнут серьезные опасения - может быть, он вовсе и не боролся со стихией сутки напролет, а принадлежит к каким-нибудь "блейзерникам", околояхтенным тусовщикам.
    Правда, здесь есть и свои «но» - ко льну действительно нет никаких претензий, если вдруг стрелка на брюках сойдет на нет - не страшно. К хлопку отношение куда более пристрастное, если одежда выглядит как только что изъятая из стиральной машины, значит, она хранилась в ненадлежащем виде. А что это за капитан, у которого вещи лежат не на своих местах? Нонсенс…


    Профессиональная одежда

    Как известно, ждать у моря погоды - занятие крайне неблагодарное, убивающее время втуне. Потому необходимо подготовиться к любым ее капризам заблаговременно. Специалисты советуют яхтсменам одеваться трехслойно. Первое - это термобелье из синтетических материалов, которое быстро сохнет и не дает телу ни слишком охлаждаться, ни перегреваться. Как правило, оно выпускается двух видов - более тонкое для лета и основательное для минусовой погоды.
    На термобелье надевают что-нибудь теплое, к примеру, вещи из флиса или полартека (Polartec – это торговая марка одного из видов флиса), которые тоже очень быстро сохнут. В классическом варианте, когда человечество еще не задумывалось о синтетике, эту функцию выполнял свитер с острова Гернси. Благодаря высококачественной пряже, особому способу прядения очень жесткой нити и плотной вязке, выполненной на тонких спицах, традиционный наряд рыбаков и фермеров способен был противостоять любым стихиям и заменять в некоторых случаях даже верхнюю одежду. Настоящий темно-синий свитер Gernsey до сих пор вяжется подетально и сшивается вручную, имеет специальные ластовицы под рукавами, чтобы обеспечить свободу движений рук даже при очень узких проймах (такой крой облегчает процесс натягивания куртки), не имеет различий между передней и задней половинами, а также обладает цельновязаной высокой горловиной, которая всегда защищает шею от ветра. Даже скупой орнамент изделия несет на себе смысловую нагрузку – резинка по низу рукавов символизирует такелаж, полоска платочной вязки вокруг проймы – волны прибоя, плечевой шов, выполненный крючком, - веревку. Поскольку островок в Ла-Манше еще с XVI века получил статус поставщика королевского двора, местные трикотажные изделия не могли остаться без внимания военных. Говорят, сам лорд Нельсон рекомендовал их министру военно-морских сил для переобмундирования флота. Так или иначе, но сегодня хороший Gernsey является, скорее, одеждой аристократии, нежели расхожим предметом из гардероба обывателя, ну и цена соответствует.
    Поверх свитера или флисовой куртки предусмотрен непромокаемый костюм, или попросту непром. Из английских марок в мире чрезвычайно популярна Henry Lloyd. Фирма, открытая в 1963 году и избравшая своей специализацией одежду для яхтсменов, взлетела на пик популярности в 1980-х, когда итальянские рокеры догадались совместить практичные и яркие куртки со своими любимыми железными конями. Компания расцвела, пополнив первую коллекцию “Морская технология” еще двумя сериями “Усовершенствованная морская технология” и “Генри Ллойд досуг”. Еще одна непромокаемая модель с историей – классическая британская куртка Barbour, выполненная из длинноволокнистого хлопка с восковой пропиткой. Эта вещь способна послужить пропуском в высшие слои яхтенного общества – недаром на подкладке каждой куртки вышиты гарантии целых трех членов королевской семьи. Но обладание такими аристократическими предметами гардероба – это, скорее, дань традиции. Большинство же крупных спортивных фирм сейчас выпускает несколько линий непромокаемых костюмов, подразделяя их на те, что предназначены для гонок в океане, для хождения в открытом море и для прибрежных прогулок. В зависимости от типа нагрузки количество всевозможных ухищрений, призванных защитить яхтсмена, варьируется.
    Если взглянуть формально, есть два вида непромов - комбинезон и комплект, состоящий из брюк (точнее, полукомбинезона) и куртки. Цельнокроеный костюм предназначен для любителей гонок на гоночных швертботах. В остальных случаях удобнее двойка, потому что она дает больше маневренности, и можно очень быстро пододеть что-нибудь вниз, если вдруг захолодало. С комбинезоном потребуется больше времени - пока из него выберешься, уже, гляди, и не надо переодеваться.
    Разобраться в многообразии водонепроницаемых костюмов и найти среди них "свой" зачастую является задачей довольно проблематичной. Некоторые яхтсмены так и говорят не без оттенка доверительности: я еще не нашел свой непром.
    Впрочем, есть несколько базовых качеств, которые обязательны для любого костюма - все они защищают от воды и ветра, при этом позволяют телу не преть под такой защитой, то есть, являются дышащими. Обязательно должен быть капюшон, который фиксируется по голове при помощи кулисок и застежек. Когда не нужно защищать голову от ветра и брызг, он прячется в воротник - чтобы им не цепляться за гик. Как правило, в капюшон уже вмонтирован козырек. Воротник у всех костюмов высокий, закрывающий нижнюю часть лица. Он утеплен синтетической тканью, например, флисом. Манжеты строго фиксируются на запястье при помощи резинки и застежки на липучке, брючины имеют аналогичную конструкцию. Чтобы обеспечить полную герметичность, все швы проклеены специальной лентой, молнии тоже не пропускают воду - как сами зубцы, так и основа, на которую они крепятся. Вдобавок они закрываются планкой и клапаном на липучке. Вся фурнитура сделана из нержавеющих и стойких к перепадам температур и соленой воде материалов. Бретели на полукомбинезоне регулируются по длине, в районе талии предусмотрена кулиска.
    Для большей прочности места наибольшего износа, как то: колени, локти и прочее, продублированы вставками из сверхпрочного материала Cordura.


    Там где сухо, тепло
    Теперь дело за малым – узнать, за счет чего обеспечивается эта водо- и ветронепроницаемость и как достигается дышащий эффект. Все производители используют для этих целей так называемые мембранные материалы - наиболее распространенные среди них Gore-Tex, Sympa-tex, Omni tex. Марка Helly Hansen использует свое напыление Helly Tex. Непромы Bask базируются на материале Dermizax. Gaastra применяет мембрану.
    Механизм работы материалов различен. По этому принципу их можно разделить на мембраны, которые пронизаны мельчайшими порами сложной конфигурации, и на молекулярные.
    К первым относятся Gore-Tex, Sympa-tex, Omni tex, Event, PR-G. Это пленка с миллиардом микроскопических пор. Причем отверстия их меньше, чем капля воды, но больше, чем ее молекула. Поэтому влага не попадает внутрь, но при этом вода (или пот) в виде пара выводится наружу. Отверстия обладают туннелеобразной формой, что гасит потоки ветра, но не препятствует одиночным молекулам пара.
    Несомненным лидером среди мембран этого типа является Gore-Tex, который имеет в лучших образцах тканей одни из наиболее высоких показателей водонепроницаемости, воздухопроводности и износостойкости, к тому же этот бренд получил массированную рекламную поддержку.
    Недостатками данной группы можно назвать следующее - во-первых, такие ткани не очень эластичны, а при растяжении могут повредиться отверстия. К тому же поры имеют тенденцию засоряться. Потому вещи нельзя, например, стирать в обычном порошке, а надо использовать специальные жидкие средства. К загрязнению может привести и обилие соленой воды, попадающей на поверхность, а также пот, который тоже в своем составе содержит соли.
    Все перечисленное отсутствует у второй группы материалов, которые называются молекулярными или беспоровыми. К ним относится, например, Dermizax. Такая мембрана состоит из двух слоев молекул, один из которых отталкивает воду, поступающую снаружи, другой впитывает влагу изнутри и выводит ее. Однако по показателям водостойкости и вентиляции Dermizax несколько уступает Gore-Tex, хотя и обгоняет его в пластичности, а также удобстве в эксплуатации. Правда, последние разработки компании, в частности, новый Dermizax ZR, вполне уверенно конкурирует с гортексом по всем параметрам.
    На всех этикетках обязательно указано, из какого мембранного материала сделан непром. Считается, что недышащие костюмы уже ушли в прошлое, однако не стоит терять бдительности, потому что они и сейчас наличествуют в продаже. Есть мнение, что такие непромоканцы вполне подойдут для небольших, не требующих усилий прогулок. Тем более, что цена их на порядок ниже, чем у «дышащих» экземпляров. Но, как показывает опыт, небольшая прогулка может затянуться по непредвиденным причинам, и тогда, перегревшись под такой одеждой, можно очень легко простудиться. Что сведет благоприятные впечатления от отдыха на нет.


    Прочее
    Что еще необходимо яхтсмену? Во-первых, специальные очки - потому что ветер на море может быть такой силы, что способен сбивать волны. От систематического попадания соленой воды глаза начинают болеть и слезиться. Идеальным вариантом считаются очки, которые плотно прилегают к лицу и их стекла покрыты специальным составом, защищающим глаза от солнечных бликов. В крайнем случае сгодятся и сноубордические, но многие яхтсмены жаловались на то, что под такой маской лицо потеет.
    Также, особенно для шкотовых, необходимы специальные перчатки - с обрезанными пальцами, укрепленные от истирания сверхпрочными материалами. Раньше в таком качестве использовалась кожа носорога. Сейчас больше практикуют усиление из Cordura.
    В основной комплект входят специальные резиновые сапоги - они не похожи на те, в которых все в детстве ходили по лужам. Такая обувь плотно прилегает к ноге, так что "потерять" сапог практически невозможно, а их подошва снабжена специальными насечками, не позволяющими скользить по палубе. В последние годы широко распространилась мода на новые непромокаемые синтетические материалы, из которых шьют специальные закрытые со всех сторон спортивные туфли или окантовывают ими верх сапог, предотвращая попадание внутрь воды. Для теплой погоды подходят топ-сайдеры или эспадрильи. Но в любом случае такая обувь обязательно должна быть без каблуков, на нескользящей и не пачкающей палубу подошве.
    Практика (где купить)
    Отечественная фирма Bask имеет довольной обширный спектр одежды не только для яхтинга, но и для многих других видов спорта. Так что, отправившись в магазин за экипировкой для хождения под парусом, можно с легкостью прельститься сноубродическими ботинками, и в результате уехать в горы бороздить целину.
    Сейчас в продажу поступили два новых непромоканца. Один предназначен, видимо, для прибрежных прогулок. Это куртка и полукомбинезон из стопроцентного нейлона, влагозащита обеспечивается за счет полиуретановой пропитки. Карманов не слишком много, но они утеплены, защищены клапанами и легко выворачиваются для просушки. Колени и спина усилены материалом Cordura. Есть капюшон ярко-зеленого цвета с козырьком. То есть водонепроницаемость обеспечена, но дышащие свойства практически минимальны. Стоит такой комплект $134.
    Есть более серьезный, тоже двойка, для открытого моря, который оценивается в $460. Здесь уже присутствует мембранный материал Dermizax из трех слоев с повышенной износостойкостью. Швы проклеены, имеется большое количество карманов, в том числе утепленных, и кольцо для ключей, на капюшоне, планке и рукавах - световозвращающая лента. Колени, локти и спина продублированы тканью. В полукомбинезон добавлена спинка из эластичной сетки. Оба комплекта сине-красные, подходят как для мужчин, так и для женщин, размеры можно найти от S до XXL.
    В магазине также можно приобрести комплект термобелья из полартека, футболки стоят $26-35, брюки $35, шорты $20.


    Paul&Shark
    Идеально подходит для тех, кому быстро и без особых усилий нужно собрать гардероб для поездки. Можно даже не вникать в тонкости дресс-кода, потому что одежда самая что ни на есть правильная, выдержанная до мелочей в яхтенном стиле. Здесь есть как наряды для активного отдыха, так и костюмы для вечеринок и светского общения. Начнем с первого. На жару предусмотрены различные виды шорт из хлопка - есть в мелкую синюю клеточку за $200, однотонные темно-синие обойдутся в $110, спортивные стоят $187. Для купания можно найти красные шорты-плавки, которые парадоксально быстро сохнут и надеваются непосредственно на голое тело. Их можно приобрести за $100.
    Выбор поло огромен - темно-синие с короткими рукавами стоят $214, если нужно что-нибудь полегче и поярче, имеет смысл остановить свой взор на льняном экземпляре в желто-синюю полоску ($247).
    Среди футболок, по словам работников магазина, наибольшей популярностью пользуется вариант красного цвета с карманом на груди ($108). Хлопковый трикотаж здесь стоит примерно $300. Для любителей вальяжного вельвета имеются черные или коричневые штаны, в том числе и больших размеров, за $193. Есть льняные светлые брюки, нещадно мнущиеся, но универсальные по своему назначению, стоимостью в $249.
    На случай ненастной холодной погоды предусмотрены толстовки с водоотталкивающей пропиткой и серьезным воротником, например за $343.
    Ветровки тоже не позволят страдать от природных катаклизмов, они все имеют тефлоновое напыление, которое не только отталкивает воду, но и препятствует загрязнению. Если вдруг испачкались - всего лишь протрите влажной тряпкой, и пятна как не бывало. Экземпляр актуальной для граждан нашей страны расцветки (сине-бело-красной) стоит $360. Есть и утепленная куртка, мечта любого мужчины, которая снабжена несчетным количеством карманов ($430).
    Для официальных случаев предусмотрена более длинная куртка, которую обычно носят на костюм ($582). Рубашки традиционных яхтенных расцветок стоят $150-170, классические брюки - около $200-230. Здесь можно найти и шикарного вида блейзеры с металлическими пуговицами. Однобортный шерстяной обойдется в $760, из кашемира дороже - $1008.
    Не забудьте про галстук. В Paul&Shark он стоит 120 долларов.


    Murphy&Nye
    Классики как таковой мало, в основном так называемая одежда для активного отдыха. Зато есть женская коллекция. Представительницам прекрасного пола предлагаются топы с кружавчиками и льняные сарафаны, которые можно встретить и в любом другом магазине. Из функциональных вещей, которые могут сослужить добрую службу на яхте - теплый жилет (есть еще и курка такого же типа) серого или голубого цвета, который стоит около $100. Выглядит элегантно и несмотря на серьезную защиту нисколько не полнит. Есть тонкая ветровка за $123, которую при желании можно сложить до минимальных размеров. Хлопчатобумажные футболки стоят $57. Особое внимание стоит обратить на различные мелочи, кошельки и сумки, есть еще и некий "бейдж" в виде ремешка на шею с карабином, который стоит почти $20. Мелочь, а удобно.
    Мужчинам предлагается непром-двойка из таслана, заламинированного Gore-Tex. Куртка утепленная, и помимо всех необходимых для непромокаемости и непродуваемости застежек и фиксаторов, еще обладает специально "юбкой" с окантовкой из резины. Такое приспособление надежно защищает от брызг воды снизу и ветра ($820). Полукомбинезон можно приобрести за $340.
    Под такой костюм можно надеть футболку из полиамида и эластана, которая будет сохранять тепло, и шорты. Комплект термобелья вместе составит около $150.
    Марка Murphy&Nye известна тем, что вещам по специальной технологии придают ношенный вид, как будто вы в них уже успели изрядно побороться с стихией. Ноу-хау фирмы - светло-серые брюки - сверху они из парусины, внутри из хлопка. Оцениваются в $130. Подходят для межсезонья и очень капризной погоды - потому что в зной в них не будет жарко, а при низкой температуре вы не замерзнете, к тому же они ветро- и водонепроницаемые. К ним можно подобрать ветровку из такого же материала за $275.
    Среди других "бывалых" вещей - свитера и толстовки, которые стоят в пределах $150-180. Рубашки в зависимости от расцветки, вида ткани и от того, распространяется ли на них скидка, - от 23 до 100 долларов.
    Для отдыха есть приятные на ощупь брюки, которые превращаются ну, если не в шорты, то в бриджи. Метаморфоза происходит без особых трудностей - достаточно закатать штанины и зафиксировать их застежкой.
    Палубная обувь с насечками на подошве есть для лета и для осени - легкие мокасины стоят $200, утепленные - $213.


    Gaastra
    У этой фирмы есть одежда практически на все случаи жизни – профессиональные костюмы, для отдыха, «морская классика».
    В ближайшее время должна поступить одежда для женщин. А пока здесь можно купить непромокаемый костюм двойку темно-синего цвета с голубыми вставками. Он соответствует всем требованиям, предъявляемым к такому виду одежды – проклеенные швы, воротник утепленный, яркий капюшон, нержавеющая фурнитура, к тому же не пропускающая влагу, световозвращающие ленты и усиление на локтях, коленях и сзади. Водо- и ветронепроницаемость обеспечивается за счет использования дышащего мембранного материала PRG. Стоит костюм 660 евро.
    Есть и более серьезный dry suit - комбинезон, который не промокает при нахождении непосредственно в воде. Внутри предусмотрены лямки, поддерживающие штанины, и сумка для денег и документов. В районе талии костюм затягивается на кулиску, молнии закрыты основательными планками. Сделанные из резины манжеты можно отрегулировать в зависимости от объема лодыжек и запястий. Цена вопроса - 714 евро.
    Одежда для отдыха тоже обладает ветронепроницаемыми и влагооталкивающими свойствами. Утепленные куртки с высоким воротником и тефлоновым покрытием стоят от 133 до 192 «европейских рублей».
    Большой выбор изделий из флиса на случай холодов, или из двухслойного микрофлиса. Вельветовые куртки стоят $230. Непродуваемые штаны с карманами здесь можно приобрести за $100. Если нужна рубашка, то здесь имеется неплохая коллекция из хлопка.
    О чем мы забыли? Ах, да! Какой же морской волк обойдется без трубки? Но об этом как-нибудь в следующий раз.

    Зоя Машковцева

    Rambler Top100