Luxury »
Все статьи »
Великодержавная роскошь (22.05.2008)
Декоративные пристрастия российской элиты укрепляют традиции имперской роскоши. Авторитетные представители современного дизайна – Вильям Савайя и Паоло Марони – искренне огорчаются, когда заказчики из России просят их сделать интерьер в классическом стиле. Однако не все дизайнеры считают, что это плохо.
Российский архитектор Ольга Фрейман считает, что для того чтобы домочадцам, имеющим разные вкусы, комфортно жилось в одной квартире, нужно выбирать живой интерьер, предполагающий различные дополнения и изменения. Сюда лучше всего подойдет неоклассический вариант. Минимализм требует от жильцов определенного стиля жизни, он как бы "строит" их под себя. Кроме того, минималистский интерьер, как и любой другой, устаревает. И, в отличие от неоклассического, он совершенно не терпит никаких модификаций.
Приверженность россиян к роскоши обусловлена и исторически, и культурно, и эмоционально. Сегодня, на фоне возрождающихся великодержавных настроений, стремление к помпезности лишь усиливается.
Спрос рождает предложение – рынок насыщен безумно дорогой вычурной псевдоклассикой, зачастую представляющей собой откровенный китч. Но есть, однако, и позитивные тенденции.
Во-первых, люди стали относиться к жилью не только как к месту проживания семьи, но и как к способу выгодного вложения капитала. Во-вторых, представление о роскоши перестало быть брендовым. Иначе говоря, если раньше идентификация себя как богатого человека описывалась формулой "не хуже, чем у других", то теперь все стремятся к эксклюзиву. Постепенно приходит и понимание того, что самым главным атрибутом роскошного дома является не антиквариат, а профессиональный архитектурный проект, без которого все внутреннее убранство просто теряет смысл.
Поэтому по-настоящему богатые люди приглашают лучших мировых специалистов. Архитекторы с удовольствием приезжают в Россию, ибо своим размахом отечественные заказчики уже превзошли арабских шейхов.
Создание интересного классического интерьера в российских реалиях – очень сложная задача, требующая от дизайнера умения балансировать на грани между вкусом и кричащей роскошью. Один из примеров безусловно удачного проекта – апартаменты на Арбате. Их владелец, человек высокой культуры, прежде чем определиться со стилем интерьера, посетил множество музеев и изучил специальную литературу. Все в этой квартире – от архитектурного проекта до мебели и элементов декора – сделано на заказ.
Подрядчики – европейские компании, специализирующиеся на репликах исторической мебели, выполненной по старинным технологиям. Одна из впечатляющих деталей отделки этой квартиры – обои, напечатанные вручную, с использованием досок XVIII века. Эти матрицы ни разу не реставрировались, и от имеющихся на досках скол и выбоин возникает ощущение исторической достоверности. Надо сказать, в квартире много золота, но не кричащего, а деликатно состаренного. Даже в зеркалах амальгама заменена бронзой, что делает отражение матовым, мягким. Одно из наших удачных пространственных решений – создание дополнительного объема за счет лепнины и многоярусных потолков.
Другая квартира в том же районе была сделана для людей, живущих, в основном, за городом. Но часто из-за московских пробок им приходится оставаться в Москве. Поэтому хозяева хотели видеть в этом жилище скорее клуб для приема гостей, чем дом. И в этом клубе должна царить атмосфера их любимого города Рима. Поскольку столица Италии ассоциируется, прежде всего, с теплом, солнцем и праздником, интерьер решен в красно-коричневых неагрессивных тонах. А отделка стен из драпированного бархата и атласа придает обстановке праздничность.
Гостиная и холл в этой квартире обширны, а спальня и кабинет, напротив, компактны. Из холла можно попасть практически в любое помещение. Мы замаскировали многочисленные двери при помощи деревянных панелей золотисто-красных тонов, которыми обиты стены. Кроме того, панели оказались идеальным фоном для коллекции гравюр.
В этом интерьере мы постарались передать и имперскую торжественность, и италийскую витальность. Здесь причудливо сплетаются ампир и барокко, ар-нуво и классицизм. Такое стилистическое слияние возможно при грамотном пространственном и цветовом решении. В данном интерьере явственно ощущается дух имперской столицы, будь-то древний Рим или современная Москва.
Главной целью проекта квартиры на Остоженке было создание максимального комфорта. В интерьере обилие предметов старинной мебели, декоративно-прикладного искусства и, конечно, картин. Поэтому в качестве стилевой основы для внутреннего убранства квартиры выбрана именно неоклассическая стилистика в сочетании с модерном.
Непременный и вечный атрибут уютной обстановки сегодня – камин, который давно уже перестал быть редкостью для московских квартир. Другое дело, что не в каждой квартире можно оборудовать настоящие камины. Благодаря тому, что эта квартира расположена в пентхаусе, в ней удалось разместить целых два старинных камина.
В создании интерьера любого жилья главным и первостепенным является правильная планировка пространства. В этом случае каждому вошедшему в квартиру или дом становится сразу ясно, где что находится – и не потому, что все спланировано по шаблону, а потому, что все логично и удобно.
Надо признать, что создание роскошного интерьера, насыщенного дорогими материалами, обработанными вручную, предметами искусства, выполненными в разных стилях, куда сложнее, чем это может показаться на первый взгляд – сочетать несочетаемое умеют далеко не все. И задача архитектора здесь – сделать роскошь не только "великодержавной", но и высокохудожественной.
Ольга Фрейман, архитектор
Фоторепортаж