Два винта для корпорации //08.06.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Главным преимуществом турбовинтовых самолетов является универсальность.

    Вы в равной степени чувствуете себя комфортно в международном аэропорту и на аэродроме с травяным покрытием. В определенном смысле это то же самое, что владеть внедорожником: может быть, никогда и не станешь ездить по бездорожью, но очень приятно сознавать, что в любой момент можешь это сделать.

    Неумирающий турбопроп


    Особенности этого семейства: два турбовинтовых двигателя, чаще всего Pratt Whitney, вместимость 6–14 пассажиров, крейсерские скорости от 210 до 530 км/ч, дальность от 1300 до 3000 км. Этот класс самолетов был особенно востребован в 70-х годах прошлого века, так как тогда цены турбовинтовых и реактивных самолетов значительно отличались.

    Некоторые известные имена этой категории деловой авиации больше не звучат в радиоэфире: это знаменитые в прошлом Commander, Mitsubishi, Swearingen, Cheyenne, Conquest. Но многие до сих пор летают и продаются как б\у.

    Лидируют в этом классе Cessna и Piper. Оставаясь индивидуальным летным средством – то есть таким, где пилотом чаще всего является сам владелец, двухмоторные турбопропы используются в качестве замены гражданских авиарейсов, а не только для прогулочных полетов.

    Да, ряды новых турбовинтовых самолетов бизнес-авиации поредели. Вероятность того, что производство некогда знаменитых моделей возобновится в ближайшее время или вообще когда-нибудь, невелика.

    Тем не менее, на редкость устойчивые продажи весьма надежных машин King Air (ежеквартально заказчикам поставляется более 10 турбопропов этого семейства, включающего три модели), новая версия P180 Avanti фирмы Pioggio, убедительно показывают, что сегмент двухмоторных турбовинтовых деловых самолетов по-прежнему жив.

    «Короли воздуха»


    В изменчивом мире деловой авиации важной движущей силой на рынке бизнес-самолетов с ТВД становится постоянно растущее число людей, которые одновременно являются и владельцами, и операторами деловых лайнеров.

    Так, по словам одного из руководителей компании Beechcraft, три из четырех покупателей King Air С90B— владельцы-пилоты, равно как и треть покупателей B200. Но наиболее популярной моделью самолета с турбовинтовыми двигателями считается Beechcraft King Air 350 – самый большой и вместительный самолет этого семейства. Он сохранил экономичность и эксплуатационную эффективность меньших моделей. Этот многоцелевой аппарат может быть использован для пассажирских – до 9 мест – и грузовых перевозок.

    Примечательная особенность машины – то, что посадочный и взлетный вес абсолютно одинаковы, что очень ценно для полетов на небольшие расстояния.

    Об экономичности King Air 350 говорит тот факт, что его эксплуатация обходится в среднем в $1,96 на милю полета. Для взлета ему необходима ВПП длиной 1 км, для посадки – 727 м. При взлетном весе 6804 кг скорость набора высоты – 819 м/мин на двух двигателях и 232,5 – на одном. На максимальной высоте полета 10,5 км при полной загрузке дальность полета – 2658 км; а максимальная – 3387 км при крейсерской скорости 541 км/ч. Благодаря значительно увеличивающей безопасность и комфортность полета современной системе шумозащиты, эта модель является самой тихой в своем классе.

    На King Air 350 установлены два двигателя P&W РТ6А-60А с межремонтным ресурсом 3600 часов. Эту модель начали выпускать довольно давно, поэтому ее постоянно модернизируют. Так, недавно установили интегрированную электронную систему Collins Pro Line 21. Также имеется система автоматического наведения самолета Collins FGC-3000 и полная антиобледенительная система.

    В кабине два основных рабочих дисплея и один многофункциональный дисплей в середине. Самолет оснащен также системой предупреждения столкновения в воздухе, системой вертикального эшелонирования и другими. Ко всему этому следует добавить, что King Air 350 довольно прост в управлении и, что немаловажно для владельца, управлять самолетом может один пилот.

    Впрочем, увеличение числа владельцев-операторов вовсе не означает, что корпоративные покупатели перестали быть важной частью этого сегмента рынка. По крайней мере, для двухдвигательных турбовинтовых машин.

    Небесные Ferrari


    Итальянская компания Piaggio Aero Industries SpA в значительной степени ориентируется на региональные компании и региональные банки среднего размера с оборотом $200–300 миллионов в год. К Avanti проявляют интерес и более крупные компании, заинтересованные в эффективных способах перемещения своих сотрудников на короткие расстояния.

    Яркий пример – концерн Ferrari, которому принадлежит Piaggio Aero и ее новый флагман – самолет P180 Avanti II. Уже с 2000 года команду из Маранелло перевозят именно самолетами этой марки. В личном пользовании продукцию Piaggio Aero имеют некоторые из руководителей автоконцерна, а также и сам неоднократный чемпион мира гонок «Формула-1» Михаэль Шумахер.

    Итальянский самолет Piaggio P180 Avanti сразу привлекает к себе внимание благодаря необычному дизайну. Новаторские решения конструкторов фирмы Piaggio, принятые при разработке Avanti, более характерны для военной авиации.

    Ставка Piaggio была на последние достижения в области аэродинамики. В этом случае конструкция самолета и технологии полностью себя оправдали. Крейсерская скорость Avanti составляет 750 км\ч, при величине расхода топлива, равной половине величины, характерной для реактивных самолетов класса Cessna CJII.

    Кроме того, у самолета самая комфортабельная в своем классе пассажирская кабина. Такой объем кабины и высота потолка встречается только на самолетах более высокого класса. В пассажирском салоне удобно размещаются девять человек. Его высота – 175 см и ширина – 183 см.

    С левой стороны имеется бар, шкаф для одежды, фреоновый кондиционер. Первоклассные сиденья, разнообразные варианты отделки салона, удобный туалет, в котором можно стоять не пригибаясь, климат-контроль - повышающие комфорт мелочи удовлетворят самых требовательных пассажиров. Два двигателя P&WC PT6A-66 позволяют развивать скорость 750 км\ч и лететь на высоте – 13 600 м.

    Приборное оборудование Avanti объединено в интегрированный комплекс, оно легко в обращении и сертифицировано для полетов с одним пилотом. В 1990 году самолет был сертифицирован в большинстве стран Европы: во Франции, Германии, Болгарии и других, в Америке.

    «Не портящие борозды»


    Слегка в стороне от основного пути развития деловых самолетов с ТВД находятся малые турбовинтовые самолеты региональных авиакомпаний. Например, Jetstream моделей 31, 32 и 41 корпорации British Aerospace.

    Сейчас их выпуск уже прекращен, а основными клиентами являются чартерные операторы, частные владельцы и маленькие авиакомпании, многие из которых находятся в Латинской Америке, Канаде, Европе и Австралии.

    На американском рынке Jetstream можно найти за $300 тысяч в базовой комплектации. Полностью снаряженный воздушный лимузин на базе самолета этого типа может стоить до одного миллиона долларов.

    Главный конкурент Jetstream — шведский Saab 340. Примерно 400 таких самолетов по-прежнему находятся в состоянии летной годности, хотя их производство также было прекращено в 1998 году.

    Пожалуй, к этой же «когорте» можно отнести и хорошо знакомый российской публике L-410 UVP TurboLet. Поскольку основным клиентом производителя самолетов L-410, чехословацкого авиазавода LET, являлся бывший Советский Союз, «элка» сейчас широко используется в странах СНГ, как частный или корпоративный самолет, оборудованный vip-интерьером со всем необходимым для работы и отдыха важных персон во время полета.

    Оборудование самолета и его летно-технические характеристики позволяют эксплуатировать его в широком диапазоне климатических, географических и метеорологических условий как на искусственных, так и на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

    Эффективный и экономичный L-410 с момента своего появления завоевал большую популярность в Южной и Центральной Америке, Африке, северных районах Азии и на просторах бывшего Советского Союза.

    L-410 экономически оптимизирован для полетов на короткие расстояния. За счет низкой стоимости приобретения, недорогой и простой системы обслуживания и высокой топливной эффективности L-410 является наиболее экономичным самолетом в своей категории. Непревзойденная долговечность и надежность, доказанная в том числе и в экстремальных условиях, просторный интерьер и низкие прямые эксплуатационные расходы делают его идеальным для использования в бизнес-авиации.

    На сегодняшний день деловые самолеты с ТВД занимают на рынке собственную нишу. Крайне неприхотливая и надежная силовая установка, построенная на базе турбовинтового двигателя, отсутствие вибраций, отличные взлетно-посадочные характеристики, надежность и высокая экономичность, по сравнению с поршневыми и турбореактивными двигателями, обеспечили турбовинтовым самолетам надежную позицию на рынке самолетов авиации общего назначения.

    Они сохраняют эту позицию уже 50 лет, и, хотя турбовинтовой двигатель едва ли является доминирующим в деловой авиации, от него, очевидно, еще рано отказываться.

    Автор текста Василий Ланской
    Rambler's Top100