Летящее воплощение мечты //24.11.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Еще десять лет назад довольно трудно было себе представить обычного человека, который бы, загоревшись разок прокатиться в кабине самолета рядом с пилотом, смог осуществить эту свою фантазию. Сейчас, в принципе, любой желающий, разыскав в справочниках адрес ближайшего аэроклуба, может прокатиться на воздушном извозчике вместе с инструктором.

         Сегодня в России зарегистрировано около 200 частных аэроклубов, причем добрая половина из них базируется в Подмосковье. А уже здесь особое место, без сомнения, занимает аэродром в Мячково, который по праву может считаться центром любительской авиации всей страны. Расположен он в 16 км от МКАД по Рязанскому шоссе, к юго-востоку от Москвы.


          На его территории сосредоточено более двадцати самых различных аэроклубов. От миниатюрных, в распоряжении которых находятся один-два самолета, до весьма крупных, имеющих целый парк самой разнообразной авиационной техники. Но среди них постоянно действующих, то есть - где летают много и часто - около десятка.  Люди, приезжающие в первый раз, а, как правило, они едут либо с друзьями - членами этих клубов, либо сами, но по рекомендации тех же друзей, обращаются именно в эти клубы. Что ждет здесь человека, решившегося на свой первый в жизни полет? Как происходит сам процесс его приобщения к небу? Все зависит от целей и задач, которые ставит перед собой новичок. Либо он хочет просто отдохнуть в необычной обстановке в кругу друзей или вместе с семьей, либо же это целенаправленный выбор, которому в дальнейшем будет отдано все свободное время.

    Знакомство с небесами
        Практически во всех клубах для желающих “прокатиться” процедура одинакова. С ними, как и полагается, сначала проведут беседу: что хочет человек, на каком самолете летать, на каких скоростях. Затем “первопроходцу”, для начала, предложат взмыть в небеса на учебно-тренировочном самолете, чтобы в реальном полете проверить себя, испытать все ощущения, с которыми сталкивается пилот легкого самолета. Во время 10-15 минутного ознакомительного полета опытный пилот-инструктор познакомит вас со всеми элементами подготовки и выполнения полета, такими, как запуск двигателя, выруливание, взлет, выполнение круга над аэродромом - так называемой "коробочки", заходом на посадку.

        После набора высоты вам даже разрешат взять в руки штурвал, и вы под контролем пилота-инструктора сможете выполнить несколько несложных элементов пилотажа, чтобы "почувствовать" самолет. Кстати, некоторые клубы уделяют этому особое внимание. Ведь, чтобы заинтересовать человека, необходимо не просто “повозить” его с собой в качестве стороннего наблюдателя, а дать ему возможность самому попробовать управлять машиной. В частности, в аэроклубе “Стелс” вам уже в первом полете разрешат самостоятельно сделать несколько элементов высшего пилотажа – петлю, бочку (разумеется под пристальным взглядом инструктора).

        А вот в летной школе “Капитан Нестеров” вообще считают, что человек с первых шагов должен по максимуму управлять самолетом. Правда, перед этим необходимо пройти тщательную предполетную подготовку. Такой подход, несомненно, оправдан. Так, по словам Александра Шапочкина – пилота-инструктора клуба “Авиаспорт Экипаж”, часто человек, приходя в клуб, хочет преодолеть в себе вполне объяснимую боязнь высоты, страх перед полетом. И когда ему дается шанс самому подержать штурвал, наглядно убедиться, что в управлении самолетом, так же, как и в вождении, скажем, автомобиля, нет ничего сверхъестественного, он, без сомнения, приобретает гораздо большую уверенность в себе и в своих силах. Просто самолет перестает быть для него некоей абстрактной субстанцией, которая неизвестно как взлетает, неизвестно как садится и непонятно почему летит.


          Это все то, что касается пилотажа – услуги, которую может получить каждый новичок в перечисленных выше клубах. Но возможность приятно провести выходной день на этом далеко не исчерпывается. Если есть желание “побороздить” просторы неба на так называемых прогулочных маршрутах - пожалуйста. Обычно они совершаются по красивым местам Подмосковья. До Коломны, по Московской кольцевой дороге. В этом случае человек не только сможет получить полное представление о работе летчика, но и с высоты птичьего полета полюбоваться Москвой и ее окрестностями. Такая прогулка, как правило, занимает около часа времени и “заказать” ее реально в таких аэроклубах, как “Авиатех”, “Ласточка”, “КВС”, “Стелс”, “Кондор-М”, “Джонатан Ливингстон”, “Аист-М” и многих других.

    Первым делом - самолеты
         О том, где и как можно совершить свой первый полет – все более или менее ясно. Однако сразу же возникает другой вопрос: на чем? Ответить на него не так-то просто. Не потому, что нет никакой информации. Совсем наоборот - всем желающим подняться в воздух аэроклубы предлагают  огромный выбор самой разной авиационной техники. Разобраться со всеми типами самолетов и вертолетов в одной статье   затруднительно. Поэтому будет правильно рассказать   об “основном” парке крылатых машин. И начать нужно с самого распространенного самолета, который имеется практически в каждом клубе.

         Это Як-18Т – легкий, надежный и в то же время достаточно комфортный учебно-тренировочный аппарат. Именно с него вам посоветуют заводить свое знакомство с небом в любом аэроклубе. Почему? По словам директора объединения пилотов аэродрома Мячково Сергея Быкова, все объясняется просто. В Як-18Т сиденья летчиков располагаются рядом друг с другом. А это дает реальное представление, как именно в данную минуту необходимо управлять самолетом - какой тумблер выключить, какой включить, когда потянуть штурвал на себя и т.д. Поэтому новичок, сидящий бок о бок с пилотом, сразу начинает привыкать мыслить как летчик. Что, как уже выяснилось, является немаловажным фактором.

       Но опять же: хозяин – барин. Один хочет медленно полетать на легонькой “Сессне”, стоящей на стоянке клуба “КВС”, любуясь окрестными красотами, другой предпочитает стремительно унестись ввысь на мощном реактивном Л-29, “приписанном” к “Ласточке”, третий “закажет” себе что-нибудь посолидней – скажем пассажирский Л-410 чешского производства, более комфортный и скоростной (клуб “Аист-М”). В сущности, ограничений нет. Было бы желание. Так, здесь можно увидеть даже легендарный По-2, красующийся на территории клуба “КВС”. Впрочем, на нем вам вряд ли дадут полетать, хотя он и “на ходу”, но учитывая возраст…


          Вообще, подавляющее большинство самолетов на аэродроме поршневые. В принципе это понятно. Они неприхотливы, просты в эксплуатации и на них легко тренироваться. Среди них и Як-52 – традиционный представитель своего класса, и СЛ-39, которого еще ласково называют “леший”, и до боли родной Ан-2 и даже летающая лодка М-1. В клубе “Стелс” в полной “боевой” готовности стоит СУ-29 ( не путать со сверхзвуковыми истребителями) - спортивный самолет мирового уровня. Это все наши отечественные машины, хорошо всем известные и любимые. Впрочем, многие авиаклубы не ограничиваются только российской техникой. Почти в каждом из них имеются и зарубежные аналоги. В “КВС” - это уже упоминавшаяся чешская “Cessna”, в “Аист-М” - популярнейший австрийский двухместный мотопланер Dimona HK-36 и сверхлегкий прогулочный моноплан F-9 Mark III. В “Джонатан Ливингстон” в вашем распоряжении чешские аппараты - L 200 MORAVA, ZLIN 43, ZLIN 142, KOALA.


        А вот в летной школе "Капитан Hecтеров" представлены исключительно европейские и американские машины. Здесь полагают, что учебный самолет должен быть чрезвычайно простым и безопасным. Ведь его пилотируют не "избранные" счастливчики, прошедшие тщательный отбор по здоровью и длительные тренировки, а самые обычные граждане, имеющие свои ежедневные проблемы и работу, далекую от авиации. И еще немаловажный фактор – самолет должен быть новым, удобным и красивым. Каковыми и являются “Тecnam P96 GOLF” (Италия), “Cirrus design SR 22” (США) и “Diamond Aircraft DA20 Katana” (Австрия). Есть в клубе и новейший пятиместный вертолет “EC-120 Колибри” фирмы “Еврокоптер”. Их на сегодняшний день всего лишь два в России (второй находится в “Джонатан Ливингстон”). Кстати, на другом, довольно известном французском вертолете “Робинзон” можно запросто прокатиться в клубе “Кондор-М”.


         Кстати, такого парка машин, как в этом, нет ни в одном аэроклубе в Мячково. Их порядка шестнадцати, начиная от легкой “Сессны” и заканчивая реактивными Л-29 и Л-39. Поговаривают даже, что вскоре должен появиться МиГ-21!


         О реактивной технике хотелось бы упомянуть отдельно. Все-таки ощущения, которые испытываешь, находясь в кабине такого “зверя”, не сравнятся ни с чем. И дело, конечно, в той скорости, которую способны развивать эти самолеты.  До 700 километров в час !   В основном - это военные учебно-тренировочные Л-29 и Л-39. Есть, правда, и два реактивных Як-40, оснащенных суперсовременными VIP-салонами. Полетать над аэродромом на них, само собой, не удастся. Да и какой смысл? А вот заказать такой лайнер для деловой поездки по стране или за границу – вполне реально. Поклонников данной техники предостаточно. Поэтому и в клубах реактивные машины не редкость.

        А в одном из них – весь парк состоит исключительно из самолетов этого класса. Это закрытая VIP-структура, объединяющая только владельцев самолетов. Называется она “АeroJetClub”. Сюда попасть довольно сложно. Для этого нужно обладать не только средствами, но и хорошими рекомендациями. В таких заведениях члены клуба, как правило, нанимают себе летчиков, техперсонал и летают сами, либо приглашают своих друзей.
    Но это, скорей, исключение из правил. Таких клубов немного, и они стоят как бы особняком. В большинстве же своем аэроклубы открыты для всех. Любой человек, приехавший сюда приятно провести свободное время, будет с радостью принят, и его постараются не разочаровать в получении предвкушаемых от такой прогулки удовольствий.

    О хвойном лесе, теннисе и не только

         Причем удовольствия эти могут быть связаны не только с полетами. В конце концов, досыта налетавшись, после пережитых волнений, обязательно захочется расслабиться, перекусить, да и просто пообщаться с друзьями. Такая возможность вам будет предоставлена сразу же, как только вы покинете кабину самолета. Отдыхать в разных клубах можно по-разному. К примеру, в лесу, примыкающем к аэродрому, где разбил свой “лагерь” клуб "Джонатан Ливингстон". Здесь в перерывах между полетами можно посидеть в ресторане, попариться в сауне, позагорать в летнем солярии, на практике испытать не только мастерство пилотирования, но и свой талант шашлычника. Для этого оборудованы специальные места для пикников с беседками и мангалами.


         Мало того, когда вы будете совершать свой первый полет, чтобы ваши близкие не скучали на земле, а отпрыски не болтались без дела, свои услуги готова предложить школа верховой езды “Рапсодия”, базирующаяся при клубе. В конце концов, почему бы не попробовать себя еще и в седле, если есть такая возможность, притом за весьма умеренную плату.


          А если вы, скажем, поклонник большого тенниса – тогда вам в “Кондор-М”. Там для своих соорудили прекрасный корт. Практически во всех клубах есть бильярдные столы, комнаты отдыха, уютные бары. И конечно же, смотровые площадки, с которых можно любоваться чертящими небо самолетами, выделывающими самые причудливые фигуры высшего пилотажа. А в довершение всему – общение. Окунувшись хоть раз с головой в эту уникальную, ни с чем не сравнимую атмосферу, человек может навсегда остаться верен ей. Он будет приезжать сюда снова и снова потому, что для него это станет просто жизненной необходимостью. Как глоток кислорода в безвоздушном пространстве.

    Проза жизни в небесной вышине

         В заключение, спустившись с небес на землю, нужно сказать несколько слов и о ценах.    За что же, собственно берут деньги? Как правило, за время эксплуатации того или иного самолета. Причем измеряется оно от начала движения самолета на взлете и до его приземления на аэродроме. Время на запуск двигателя, прогрев, выруливание перед взлетом и заруливание после посадки в стоимость не включаются. Расценки примерно у всех клубов одинаковые - от 150 до 800 долларов за один полетный час. Смотря какую машину вы пожелаете “заказать”. Опять же, кому-то достаточно и 20-30 минут воздушной прогулки. Тогда и сумма, соответственно, пропорционально уменьшается. Много это или мало – судить вам. Но то, что с каждым годом популярность частной авиации у нас растет – говорит о многом. Значит, люди хотят летать, летают и будут летать, сколько бы это не стоило.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100