МАКС 2003 – в иллюминаторе личного самолета //27.08.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Международный авиационно-космический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском, несомненно, стал одним из главных событий мировой авиапромышленности этого года

    И впервые он оказался представительнее знаменитого французского авиасалона в Ле-Бурже. Правда, на это были свои причины. Американцы бойкотировали французский авиасалон в знак протеста против жесткой позиции Франции в отношении антииракской кампании США. А российские предприятия, в свою очередь, опасались ареста самолетов по искам швейцарской фирмы Noga - правительство Франции не смогло гарантировать неприкосновенность их имущества.
    По официальным данным оргкомитета, в МАКСе приняли участие 485 экспонентов из России, 22 - из других стран СНГ, а также 115 фирм и организаций из дальнего зарубежья. В полетах и на статической стоянке продемонстрировано более 200 летательных аппаратов.
    То, что наша страна традиционно сильна в производстве военной воздушной техники, мы все знаем, пожалуй, с пеленок. Нынешний же салон наглядно продемонстрировал всем желающим, что российские воздушные суда умеют не только «воевать». Свидетельство тому – большое количество заявленных на МАКСе летательных аппаратов, относящихся к легким и сверхлегким т.е. чье предназначение является сугубо мирным - дарить своему владельцу неповторимое ощущение свободы полета.

    Авиация не для всех, но для каждого

    Действительно, отечественная малая авиация в последние годы развивается довольно быстрыми темпами. В России появляется все больше людей, которые уже не желают ограничивать себя рамками автомобильных дорог. Возможность перемещаться в своем собственном самолете сегодня не дань моде, а насущная потребность, продиктованная нашим мобильным, все ускоряющим свой бег, временем. Понимают это и производители. Именно поэтому компании, разрабатывающие и собирающие небольшие летательные аппараты, предназначенные, прежде всего, для личных нужд их владельцев, были в центре внимания на нынешнем МАКСе. Среди них оказалось немало таких, о которых, без сомнения, стоит рассказать подробнее. Авиационно-строительный холдинг «Элитар» представил на Салоне два легких самолета с одноименными названиями.
    Один из них «Элитар-202» – элегантный двухместный аппарат, изготовленный из композиционных материалов. Это небольшое летательное судно имеет рядное расположение кресел и полностью двойное управление, обеспечивающее максимальное удобство при выполнении учебно-тренировочных полетов. Использование специализированных четырехтактных австрийских двигателей Rotax жидкостно-воздушного охлаждения гарантирует высокую степень надежности и экономичности. В качестве топлива используется автомобильный бензин Аи-95. А его расход не превышает 8 литров на 100 км. Самолет прост в управлении, что делает его крайне привлекательным для начинающих пилотов. Как, впрочем и другой аппарат - «Элитар-Сигма» («Сигма-4»). Эта машина предназначена для обучения, туризма и спорта. Базовый вариант оснащается двухместной кабиной с большой площадью остекления, обеспечивающей почти круговой обзор. Члены экипажа размещаются рядом, управление сдвоенное, педали регулируемые под рост пилотов. В багажном отсеке, расположенном за спинками сидений, можно перевозить до 80 кг груза. Крыло и горизонтальное оперение легко отстыковываются, и самолет может буксироваться легковым автомобилем.
    Порадовал глаз и совершенно новый для российского рынка, но при этом уже завоевавший за рубежом репутацию лучшего по совокупности качеств, самолет Europa XS. Эта модель явилась воплощением желаний многих пилотов, мечтавших о комфортабельном, экономичном, во всех отношениях современном личном самолете, удовлетворяющем весьма требовательным вкусам и жестким экологическим нормам. На сегодняшний день самолет поставляется фирмой-производителем как homebuild kit, то есть «набор для строительства самолета в домашних условиях». Собирается же он на заводе в Минеральных Водах. Крейсерская скорость Europa XS достигает 250 км/ч при дальности полета 1200 км. Потребление топлива составляет всего лишь 9 л/ч, как авиационного, так и неэтилированного автомобильного бензина. Самолет рассчитан на двух человек. Он легко демонтируется и может храниться в обычном гараже. А взлететь на нем можно даже с обычной поляны, расположенной возле вашего дома. Цена этого аппарата также не шокирует – 60-80 тысяч долларов, в зависимости от сборки.
    Sky Ranger – двухместный сверхлегкий самолет – новый хит от компании Nicole aero. Его простая и надежная конструкция выполнена практически без сварных швов. Главные достоинства - отличные летные данные и сверхдоступная цена. Посудите сами: готовый к вылету самолет стоит всего лишь 18 тысяч долларов! Его покупают для обучения, развлекательных экскурсий, полетов на рыбалку или охоту. Он не требует специального аэродрома – взлет и посадка происходят с любого поля, а с поплавковым шасси – с водной поверхности.
    Авиафирма «РЭМЗ-АЭРО» из Рязани привезла на Салон свое детище - самолет Х-32 «Синтал». Это двухместный самолет, с тандемным расположением пилотов. Широкая комфортабельная кабина, отличная эргономика управления. Его отличительная способность – взлетать и садиться с любых грунтовых, снежных и водных поверхностей в зависимости от типа шасси. Стоит он, кстати, тоже недорого – от 30 тысяч евро, исходя от полноты комплектации.
    Отдельно хочется сказать несколько слов и о наших «гигантах» авиастроения – конструкторских бюро Сухого и Яковлева, которые также уделяют немало внимания развитию отечественной малой авиации. Доказательства этому – целый ряд легких самолетов, предназначенных как для обучения пилотов, так и для продажи частным владельцам. Это Су-26 и Су-31 - одноместные спортивно-пилотажные самолеты и Су-29 - двухместная спортивная машина.
    Як-55 - одноместный спортивно-пилотажный самолет. Як-54 - двухместный учебно-тренировочный аппарат, а также Як-112 - легкий четырехместный многоцелевой самолет, предназначенный для перевозки 2-3 пассажиров и мелких грузов. Вся эта техника, без сомнения, пользуется большой любовью и большим доверием у российских аэроклубов, составляя подавляющее большинство их авиапарка. Кстати, и не только российских. Самолеты этих марок экспортируются в США, Великобританию, Францию, Испанию, Австралию, Аргентину и множество других стран мира.
    А вот на наш рынок все увереннее выходит западная бизнес-авиация. И убедиться в этом можно было воочию.
    Dassault Aviation (Дассо Авиасьон) Falcon - американское отделение гражданских воздушных судов представило на Салоне целое семейство самолетов Falcon: четыре трехдвигательных модели (Falcon 50ЕХ, 900С, 900ЕХ и новейший 7Х), а также двухдвигательные модели Falcon 2000 и 2000ЕХ. Эти лайнеры без преувеличения имеют всемирную известность, представляя деловую авиацию самого высокого разряда. Впрочем, как и самолеты Beechcraft и Hawker компании Beechcraft Hawker, которые также участвовали в работе авиасалона.
    В их непревзойденной надежности и великолепном уровне комфорта салонов уже давно смогли убедиться те из наших соотечественников, которые либо часто пользуются услугами деловой авиации, либо сами являются владельцами этих прекрасных машин.

    В небе, на земле и на воде

    Давно известно, что современные воздушные суда успешно эксплуатируются не только в небе, но и на водных поверхностях. Поэтому было бы неправильным обойти стороной очень любопытную и разнообразную экспозицию наших «плавающих» самолетов, участвовавших в прошедшем Салоне.
    Протяженные прибрежные зоны, большое количество рек и озер, труднодоступные для других видов транспорта районы в различных регионах мира – это область эффективного использования легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103, сконструированного ОАО «КНААПО им. Ю.А. Гагарина» в Комсомольске-на-Амуре. Этот моноплан с низким расположением крыла, хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением и трехопорным шасси с носовым колесом уверенно чувствует себя и в небе, и на воде. Впрочем, как и самолет-амфибия ЛА-8 «Флагман», производимый ООО НПО «АэроВолга» в Самаре. «Флагман» отличается высокой прочностью фюзеляжа, который надежно защищает пилотов и пассажиров. Салон самолета просторный, с отличным обзором, обогревом и вентиляцией. Задние пассажирские кресла раскладываются и образуют спальные места. Мощные же закрылки самолета позволяют производить укороченные взлеты и посадки.
    Гидросамолет-амфибия «Корвет» от компании «Гидроплан» до недавнего времени производился штучно, собранные машины расходились, вернее, разлетались по разным ведомствам, и лишь единицы простых граждан могли стать частными владельцами этих уникальных машин. «Корвет» взлетает с грунта с полосы длиной в 70 метров или с воды – с любого маленького озерца длиной 100 метров и глубиной полметра. Два двигателя Bombardier легко поднимают в воздух небольшую трехместную машину. Их использование гарантирует самолету практически стопроцентную живучесть.
    Интереснейшие разработки представила на МАКСе и московская фирма «АэроМорские Системы». Пассажирский экранолет AMS-400 «Одиссей» и многоцелевой экранолет AMS-500 «Корвет» (не стоит путать с «Корветом» компании «Гидроплан») - совершенно новый класс морского амфибийного транспортного средства, который, в отличие от уже существующих экранопланов, способен и летать как самолет, и двигаться вблизи экранирующей поверхности (земли, воды). Помимо этого, экранолеты «Одиссей», даже при малом взлетном весе 4 т, ориентированы на комфортный VIP-салон полезным объемом до 20 куб. м на 4-8 пассажиров.
    И еще один существенный плюс – этим аппаратам не требуется аэродромов и дорогих аэропортовых структур для взлета, посадки и стоянки. Честно говоря, по смелости и оригинальности технической мысли разработчиков этих летательных машин, равных найдется мало. Но, к сожалению, все это пока только проекты – сказывается всегдашняя российская беда – катастрофическая нехватка средств.

    Пропеллеры большие и малые

    Удобства и преимущества вертикального взлета вряд ли могут быть кем-нибудь оспорены. А когда вертолет оборудован еще и VIP-салоном… Таким, к примеру, как в Ми-172 «Салон» Казанского вертолетного завода, - предназначенным для перевозки высших должностных лиц в условиях максимального комфорта. Салон машины оборудуется широкими креслами для главных пассажиров, мягкими сиденьями или диванами для сопровождающих лиц, средствами спутниковой и специальной связи, кондиционером, теле- и видеотехникой, а также тепло- и шумоизоляцией. Вертолет рассчитан на перевозку 7-11 человек в зависимости от компоновки салона. Размеры кабины позволяют вместить вестибюль, гардероб, шкаф для хранения багажа, места для обслуживающего персонала и службы безопасности, туалет и кухню (с холодильником и баром).
    Или же легкий многоцелевой вертолет «Ансат» того же завода. Вариант «салон» здесь используется в интересах VIP -персон для оперативных региональных служебных поездок. Для этого вертолета специально разработан вариант для перевозки двух VIP -пассажиров с креслами повышенного комфорта и безопасности и двух сопровождающих.
    Тем, кто отдает предпочтение зарубежной технике, было на что посмотреть, побывав на стоянке авиапредприятия «Планета».
    Многоцелевой вертолет производства компании Eurocopter, Франция – Ecureuil 350 B2, легкий современный вертолет той же компании – Colibri EC120, а также легкий скоростной вертолет производства компании Robinson Helicopter Company, США. Эти красивые современные машины вызывают неизменный восторг у любого неравнодушного к небу человека.
    В том, что нынешний МАКС собрал под свое крыло практически все виды существующего на сегодняшний день воздушного транспорта, мог убедиться любой желающий, не поленившийся обойти все стенды и стоянки авиасалона. Особенно удивило довольно большое представительство семейства автожиров - сравнительно еще молодой в нашей стране разновидности летательных аппаратов. Здесь можно было увидеть весьма интересную модель трехместного автожира «Охотник», двухместный «Доминатор», RAF2000 - аппарат с обогревающейся кабиной, собранный из канадских комплектующих, автожир А-002 - трехместный легкий летательный аппарат внеаэродромного базирования. Впрочем, об этих машинах и о многих других мы рассказываем в специальном обзоре, который вы можете прочитать на стр. (?) этого же номера журнала.
    А вот научно-производственная фирма KVAND организовала подразделение по производству парамоторов CRUISE. Соединение мягкого крыла (параплана) и легкого ранцевого двигателя с воздушным винтом позволило специалистам компании создать сверхлегкий летательный аппарат с уникальными характеристиками. Он взлетает с любой, относительно ровной площадки, может находиться в воздухе более 3 часов и набирать высоту до 4000 метров. Нужно сказать, что парамотор – это наиболее доступный в освоении вид летательного аппарата, а его безопасность достигается тем, что при отказе двигателя можно спланировать и приземлиться даже на ограниченную площадку. К тому же весь аппарат в сложенном виде помещается в багажнике автомобиля и легко приводится в полетное состояние за 10 минут.

    Знакомьтесь – Очень Важная Персона


    Традиционным транспортом VIP-пассажиров всегда был самолет, так как их время расписано по минутам, поэтому индустрия деловых авиаперевозок с приставкой VIP сформировалась довольно быстро, обретя свои законы и правила. Одно из этих правил - использование особого вида авиации, коммерческих, частных и корпоративных самолетов, оборудованных пассажирскими салонами класса VIP, а их дизайн должен до мелочей учитывать все вкусы и потребности клиента. Занимаются этим специальные компании, которые, естественно были представлены на авиасалоне практически в полном объеме. Среди самых известных российских фирм, работающих в данном направлении и заявленных на МАКСе, можно выделить следующие.
    «Санд Кэпитал» - компания разрабатывает эксклюзивные интерьеры воздушных судов бизнес-класса. Способна выполнять работы любой сложности с использованием передовых технологий и новейших материалов, многие из которых до сих пор применялись лишь для создания суперсовременной военной техники. Наряду с этим используются и традиционные материалы, подчеркивающие неповторимость и изысканность интерьера – массив и шпон ценных пород дерева, натуральная кожа, драгоценные металлы и т.п.
    «Вемина Авиапрестиж» успешно работает в области изготовления комфортных и современных интерьеров самолетов бизнес- и VIP -классов и оснащении самолетов высокоэффективными средствами связи, аудио- и видеоаппаратурой, необходимой для работы и отдыха пассажиров. Огромное внимание в компании уделяется обустройству спальной, душевой и туалетной комнат. Отдельных слов заслуживает качество устанавливаемых кресел и диванов. Используемые модели – это лучшее, что сегодня предлагает мировой рынок.
    «Фабрика Авиационного Интерьера «Альянс-Москва» уникальным образом сочетает новинки промышленности, высокую степень автоматизации, смелые дизайнерские решения, которые соответствуют самым высоким международным требованиям.
    И наконец, компания KVAND, которая представила на авиасалоне один из вариантов решения эксклюзивного интерьера салона самолета. Этот проект, по мнению компании, позволяет по-новому реализовать внутреннее пространство салона самолета, которое может изменяться в зависимости от желаний и требований заказчика. Например, стол-трансформер в поднятом состоянии служит перегородкой и позволяет быстро изменить пространство салона. Площадь, являющаяся залом заседаний, может быть разделена на две самостоятельные зоны-купе.
    Один из основных элементов экспозиции – кресло VIP-класса, - конструкция которого является собственной разработкой компании KVAND. Пассажиру достаточно нажать на кнопку – и кресло откидывается назад, позволяя человеку принять лежащее положение. Кроме этого, оно двигается вперед, назад, в сторону, вращается на 360 градусов и оснащено специально выезжающей подставкой для ног. Стоимость кресла производства KVAND составляет около $7000, цена же подобного импортного – $12000.
    Однако оборудование VIP-салонов производится не только в самолетах, но и в вертолетах. В частности, этим занимается участвовшая в Салоне санкт-петербургская фирма «СПАРК» - старейшее авиаремонтное предприятие России. При технической поддержке МВЗ им. М.Л. Миля оно производит переоборудование салонов вертолетов Ми-8 в купе представительского класса. Компоновка и отделка салона выполняется по индивидуальному заказу. Дизайн-бюро разрабатывает варианты новейших интерьеров, освещения, новые цветовые решения и современные отделочные материалы. Также устанавливается дополнительное бытовое оборудование: видео- и аудиоаппаратура, системы кондиционирования и спутниковой связи.
    Среди всех этих компаний несколько особняком стоит предприятие по ремонтно-восстановительным работам интерьеров салонов воздушных судов «Фирма АККО». Впрочем, ее обособленность заключается лишь в том, что свои проекты она внедряет на самолетах, совершающих регулярные рейсы. Новое направление фирмы – разработка и изготовление авиационных пассажирских кресел для салонов первого и бизнес-классов. Компания первой получила Свидетельство о годности кресел первого и бизнес-классов на соответствие требованиям АП-25 (авиационной безопасности). Кресельные блоки предназначены для использования на существующих и перспективных судах отечественного производства Ил-96-300, Як-42, Ту-204, Ту-214, Ту-334, RRJ-75.

    Итак, МАКС 2003 состоялся. Как событие мирового масштаба его переоценить трудно. Но хочется думать, что и для каждого, из почти миллиона человек, посетивших салон, он стал не только интересной выставкой, но и принес какую-то конкретную пользу: кто-то заключил многомиллионный контракт на покупку сверхмощных истребителей, а кто-то присмотрел себе небольшой самолет или вертолет.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100