Midsize – удобный размер //21.11.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Ниша этих деловых самолетов на рынке бизнес-авиации, пожалуй, самая большая. Причина тому – их популярность как среди частных владельцев, так и у фирм и корпораций. А выбирают эти джеты прежде всего за практичность и функциональность.

    Говорящие цифры


    Еще в начале 2000-х годов компания Honeywell Aerospace представила свой прогноз рынка самолетов бизнес-класса среднего размера (midsize jet). По ее оценкам, спрос на новые самолеты этого класса в ближайшие годы (до 2012 года) составит 6900–7400 самолетов. А их суммарная стоимость будет колебаться в районе $101–108 миллиардов. Цифры впечатляют и они не случайны. Действительно, модели лайнеров, которые относятся к классу midsize jet, весьма востребованы из-за своих характеристик: салон такого самолета рассчитан на 7–12 пассажиров, а дальность полета составляет не менее 4 тысяч километров. Это говорит о том, что данные джеты, покрывающие довольно большие расстояния, в то же время, благодаря своим размерам, очень экономичны (расход топлива) и привлекательны по цене. Естественно, спрос рождает предложение, поэтому практически все ведущие мировые производители бизнес-авиации имеют в своих линейках представителей класса midsize jet. Рассмотрим некоторые из них.

    Bombardier Learjet 60 XR


    Впервые появившись в ноябре 2005 года на авиасалоне Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA), реактивный Bombardier Learjet 60 XR заменил своего знаменитого предшественника Learjet 60.
    И на сегодняшний день Learjet 60XR – один из самых быстрых и высоко летающих самолетов среднего размера с превосходной топливной эффективностью. Помимо этого, он также характеризуется самыми низкими эксплуатационными расходами в своей категории, предоставляет замечательные взлетные характеристики и проверенные экономичные двигатели.


    Learjet 60 XR оборудован Rockwell Collins Pro Line 21 – современной авиационной электроникой. Интегрированный пакет авиационной электроники включает четыре адаптивных ЖК-экрана высокого разрешения. Новый интерьер Learjet 60 XR разработан для салона, в котором можно передвигаться в полный рост, с большим проходом и креслами с широкими спинками. Площадь, рассчитанная на 9 пассажиров, расширена путем модернизации кресел, которая увеличила пространство для ног. Салон имеет светодиодное освещение и легкую в использовании электронную систему с управляющим сенсорным ЖК-экраном, а также современную аудио- и видеосистему, совместимую со спутниковым радиовещанием XM Satellite Radio с дополнительными портами для ноутбуков, DVD и MP3-плейеров.

    Cessna 680 Citation Sovereign


    Другой представитель класса midsize jet – Cessna 680 Citation Sovereign – новый административный реактивный самолет. Он спроектирован на базе фюзеляжа Citation Excel и многих из его систем, с новым крылом и хвостовой частью.
    Его основные характеристики отлично сбалансированы с учетом требований удобства и безопасности пассажиров. В нем наилучшим образом сочетаются размеры салона, комфорт на борту, скорость и дальность полета, а также его стоимость. При высокой скорости и дальности полетов эксплуатация самолета возможна уже с коротких взлетно-посадочных полос длиной до 1126 м.
    Пассажирский салон здесь более просторный, чем у других самолетов среднего класса, здесь могут комфортно разместиться до 12 человек. Впечатляют и размеры вместительного багажного отделения.


    Во время полетов большой дальности, на которые рассчитан Citation Sovereign, комфорт пилота имеет исключительную важность: от этого может зависеть в том числе и безопасность пассажиров. Поэтому оснащение кабины для экипажа на борту этого судна выполнено на самом высоком профессиональном уровне.
    При этом расходы на эксплуатацию самолета ниже, а стоимость самого воздушного судна на несколько миллионов долларов меньше, чем стоимость других самолетов данного класса.

    Falcon 50EX


    В гамме моделей Dassault до сих пор присутствует Falcon 50, теперь уже в модификации EX с соответствующей топливной и системной доработкой. Этот небольшой бизнес-джет – единственный трехдвигательный самолет в своей весовой категории, что предопределяет уникальные для джетов данного класса взлетно-посадочные характеристики и показатели безопасности.


    Falcon 50EX получил новый комплекс авионики Collins Pro Line, «стеклянную» кабину пилотов с четырьмя ЖК-дисплеями и дополнительное оборудование в базовой комплектации. Но главным новшеством стали более мощные двигатели TFE731-40 с электронной системой управления FADEC. Именно система FADEC дала возможность распоряжаться тягой двигателей более рационально. Оптимизируя подачу топлива при увеличении оборотов, электроника позволяет избегать температурных скачков в турбине и тем самым оставляет резерв, который может быть реализован либо в виде большего ресурса силовой установки, либо как запас тяги для более тяжелых условий эксплуатации.
    Falcon 50EX пользуется спросом и как экономичный бизнес-джет среднего класса, и как надежная «рабочая лошадка» для сложных условий. Короткие и высокогорные аэродромы, жаркие тропические страны – вот где его таланты раскрываются в полной мере.

    Hawker 800XPi


    Hawker 800 XPi является современной моделью, созданной в 1995 году американской компанией Raytheon Aircraft на базе легендарных предшественников Hawker 700 и 800.


    Hawker 800 XPi предназначен для перевозки до 8 пассажиров на расстояние 4600 км с крейсерской скоростью около 800 км/ч. Он стабильно удерживает позиции самого массового самолета деловой авиации благодаря гармоничному сочетанию конструктивной простоты и надежности, цены и экономичности, оптимальных характеристик дальности, скорости и комфорта. Фирменное крыло Hawker с толстым профилем немного снижает скорость, зато обеспечивает простоту пилотирования, безопасность и маневренность. Это позволяет машине приземляться на аэродромы с короткой полосой в местах, недоступных для других деловых самолетов.


    Hawker 800XРi оснащен электронной системой авиационного оборудования Rockwell Collins (EFIS), пилотажно-навигационной системой Pro Line 21, системой навигации, связи, наблюдения за воздушным пространством. Кроме того, система управления салоном Rockwell Collins Airshow 21 включает в себя сенсорный экран, который установлен на каждом сиденье и на каждом подлокотнике дивана, а специальное кресло позволяет регулировать температуру салона, системы освещения и развлечений.
    И, наверное, неслучайно на модифицированных Hawker 800XPi летают члены английской королевской семьи и правительство Великобритании.

    Дмитрий Гнатенко




    Bombardier Learjet 60 XR cabin


    Cessna 680 Citation Sovereign


    Cessna 680 Citation Sovereign


    Cessna 680 Citation Sovereign


    Bombardier Learjet 60 XR cockpit


    Bombardier Learjet 60 XR cabin


    Falcon 50EX


    Falcon 50EX


    Falcon 50EX


    Hawker 800XPI


    Hawker 800XPI
    Rambler's Top100