Минивэн воздушных трасс //11.11.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Легкий шестиместный поршневой самолет – это своего рода минивэн воздушных трасс. Или лимузин.

    Здесь все зависит от того, как и для чего вы его собираетесь использовать. Можно, к примеру, сделать из него рабочую лошадку и летать с семьей или друзьями на рыбалку, охоту, перемещаться из города в город по своим делам и в гости. Другой вариант: устанавливаете салон «от кутюр» – и это уже деловой самолет, помогающий вам в бизнесе и просто доставляющий удовольствие от комфорта, скорости и свободного полета. Представители этого класса легких поршневых машин весьма распространены в мире и занимают свою особую нишу. Мы расскажем о некоторых из них, самых, на наш взгляд, популярных и пользующихся любовью и доверием летчиков.


    Piper Cherokee Lance
    Начнем наш обзор с классики. Одним из представителей которой, безусловно, является семейство легких поршневых машин Piper. А говорить мы будем о Cherokee Lance. Что нужно отметить в первую очередь. Это хороший самолет для визуальных полетов и полетов по приборам в простых метеоусловиях. У него достаточно высокая крейсерская скорость полета, порядка 300 км/ч. Реально позволяет передвигаться без посадки на 1400 км. В самолете шесть мест, включая пилота. То есть пять пассажиров. Весьма просторный салон. Самолет оснащен двигателем Lycoming 540 мощностью 300 л.с. Уровень комфорта такой же высокий, как и на всех американских самолетах. Великолепная вентиляция, хороший обогрев. Комфортно летом и тепло зимой.
    Поскольку самолет предназначен для полетов на большие расстояния, он оборудован различного рода приятными мелочами, такими как пепельницы, термосы, в которые можно положить воду, бутерброды. Есть отдельный термос для пассажиров, он повместительнее, и термос для летчиков – поменьше. На этом самолете установлен автопилот, что очень сильно разгружает летчика. Он обеспечивает управление самолетом во всех каналах. С его помощью можно выдерживать заданный курс полета и вертикальный профиль. Автопилот работает как от навигации, так и от GPS. То есть можно в GPS ввести маршрут и спокойно лететь, время от времени нажимая кнопку «радио».
    Цена на Lance может колебаться в зависимости от года, от состояния, но в первую очередь, от оборудования. Диапазон цен от $90 до 150 тыс. Cherokee Lance, как и многие его американские собратья, – самолет продуманный. Он изящен, прост и утилитарен одновременно.

    Cessna-206H
    Другим классическим представителем сообщества одномоторных поршневых шестиместных самолетов является Cessna-206H. Его крейсерская скорость составляет 263 км/ч. Дальность полета самолета на высоте 6000 м – 1282 км. Максимальная грузоподъемность – 650 кг при максимальном объеме багажного отделения 5,2 кубических метра. «Сердце» самолета, как и у Piper, – двигатель Lycoming мощностью в 300 л.с. Он снабжен двойными грузовыми дверями. Вполне очевидно, что это воздушное судно обладает достаточной мощностью, размерами и грузоподъемностью, чтобы выполнить почти любое задание. На ваш выбор предусматриваются практичный или роскошный интерьер салона, электрическая противообледенительная система винта, грузовой отсек, комплект для установки амфибийных поплавков, а также колеса большого размера для неподготовленных грунтовых площадок.
    Машина в базовой комплектации снабжена автопилотом KAP-140 с переключением по высотам. Автопилот может работать по магнитному курсу, который вы задаете на гирокомпасе, по любому маршруту, который вы зададите на GPS. Если вы будете садиться на большом режимном аэродроме, вы можете настроить прибор слепой посадки, включить автопилот в режим «заход на посадку» – и самолет выведет вас прямо в торец полосы в условиях полной невидимости. Также на 206H уже установлена аудиопанель KMA-28, осуществляющая интерфейс и взаимодействие большей части приборного оборудования. Как дополнительные опции на самолет могут быть установлены различные полезные для пилота «примочки». К примеру, спутниковая навигация KLN 94 с базой данных аэропортов и возможностью программирования маршрута. Многофункциональный дисплей KMD 550 с движущейся картой, которая показывает ландшафты, населенные пункты, трассы, железные дороги, аэропорты, приводные радиостанции.
    Cessna 206H находится в серийном производстве и, мало того, уже сертифицирована в России. Поэтому небезынтересно будет знать и о суммах на ее содержание. По оценкам специалистов, прямые эксплуатационные расходы на самолет начинаются от 33 долларов за летный час.

    Extra 400
    Конечно, американцы всегда были впереди планеты всей по созданию легких воздушных судов, предназначенных для частного пользования. Наверное, не стоит объяснять почему, учитывая количество летающих там граждан. Однако в других частях света тоже создаются подобные самолеты, хотя и не так часто. Например, в Европе разработали машину, относящуюся к рассматриваемому нами классу.
    E400 – легкий цельнокомпозитный одномоторный многоцелевой самолет, разработанный немецкой фирмой Extra Flugzeugbau GmbH. Проектирование самолета началось в феврале 1993 года. Первый полет состоялся 4 апреля 1996 года, и через год E400 получил сертификат FAR 23 от германского LBA.
    Все в этом самолете необычно: бочкообразный фюзеляж, специально спрофилированное высокорасположенное аэродинамически чистое крыло, убирающееся шасси, немного напоминающее по конструкции шасси F-16, на удивление просторный салон при очень маленьком внешне фюзеляже, современное приборное оборудование, технология производства.
    Extra 400 удивляет своими необычными внешними формами и конструктивными решениями. В основе концепции проектирования – применение высокопрочных углепластиков, которые обеспечивают совершенные аэродинамические формы при высокой удельной прочности. Ради того, чтобы крыло было максимально эффективным, создатели самолета пошли на усложнение конструкции убирающегося шасси. Несмотря на то, что фюзеляж имеет коническую форму в хвостовой части, при взгляде на самолет не удается отвлечься от ассоциации с бочкой. Но внутри салон Extra 400 действительно достаточно удобен для самолетов своего класса. К тому же кабина Extra 400 самая просторная из всех самолетов такого класса. Сегодня серийные машины летают с поршневыми двигателями.
    Это очень скоростной самолет с хорошими аэродинамическими качествами. Крейсерская скорость машины – 240 узлов при расходе топлива 65л/ч, что вполне конкурентоспособно. Эксплуатационные расходы вполне умеренны. Эксплуатация самолета Extra ненамного дороже, чем обслуживание автомобиля повышенной комфортности. Приобрести такую машину, как Extra, потенциальным покупателям вполне по карману.
    При том, что на сегодняшний день произведено 23 самолета, продано уже 35 (распространенная на Западе практика авансировать оплату новых самолетов), а к концу года планируется довести количество выпускаемых машин до 40. Кстати, 50% продаж осуществляется в США.

    Beechcraft Baron
    Теперь хотелось бы сказать еще об одном представителе семейства шестиместных поршневых самолетов. Правда у него есть одно принципиальное отличие. Не один, а два двигателя. Вот уже более 7 тысяч построенных Beechcraft Baron G58 оснащаются двумя инжекторными 6-цилиндровыми двигателями Teledyne Continental по 300 л.с. каждый. Но здесь речь пойдет не о моторах. Дело в том, что совсем недавно компания-производитель оснастила этот самолет новейшей системой радиоэлектроники, позволяющей пилоту в воздухе чувствовать себя как дома.
    Прежде всего, отличительной чертой нового пилотажно-авиационного комплекса Garmin G1000, установленного в кабине, стала усовершенствованная система радиоэлектроники в качестве стандартного оборудования. Двухэкранная система поддерживает новинку Garmin – автопилот GFC 700 и цветной всепогодный радар GWX68. Такое сочетание теперь позволяет достичь максимальной осведомленности летчика в полете, уменьшает нагрузку на пилота, повышая его функциональность. Кроме улучшенной системы автопилота и погодного радара, на Baron G58 существует и весь стандартный набор G1000. Основной дисплей заменил традиционные инструменты кабины и предоставляет дополнительную информацию на большом десятидюймовом LCD-мониторе. На втором таком же мониторе располагается мультифункциональный дисплей, отражающий параметры двигателя, местности, навигатора и осуществляющий контроль за встроенным автопилотом. Имеются встроенный компьютер, передатчик с системой службы информации движения, VHF-навигация с возможностью слепой посадки (посадки по приборам). Высокочастотный передатчик с 16-ваттными передатчиками и с каналом 8.33 кГц. Спутниковая система предсказания погоды, получающая данные от авиаслужбы .
    Среди улучшений инструментария – дисплей, отражающий при посадке почву и возможные препятствия. Не будет лишним упомянуть и о системе развлечений на борту. Встроенная цифровая аудиосистема на Baron G58 имеетебольше 120 каналов бесплатной музыки, спорта и новостей. В общем, теперь приборная «осведомленность» этого самолета стала действительно феноменальной. Что также весьма благоприятно отражается и на безопасности полетов.

    СМ-94
    Закончить же наш обзор хотелось бы на патриотической нотке. И для этого как нельзя кстати подойдет рассказ о нашем отечественном самолете, принадлежащем к классу шестиместных одномоторных поршневых воздушных судов. СМ-94 – легкий многоцелевой самолет, разработанный российской фирмой АО «Техноавиа». Создававшийся как учебный, он таил в себе скрытый резерв. Заменив на самолете довольно тяжелое и громоздкое отечественное оборудование зарубежным, конструкторы преобразили самолет. Выделили место еще для двух пассажиров, изменили остекление кабины и увеличили на 100 кг запас горючего. В результате модернизации появился фактически новый самолет СМ-94 с взлетной массой, возросшей лишь на 220 кг. Сохранив неизменной скорость и высоту полета, увеличили не только грузоподъемность, но и дальность, достигшую 1350 км.
    СМ-94 оснащен американской авионикой, трехлопастным воздушным винтом MTV-3 производства германской фирмы MT-Propeller и новым лобовым стеклом фонаря. Самолет СМ-94 прорабатывался в различных модификациях, предназначенных для частных, административных, учебных и других целей.
    СМ-94 оборудован поршневым двигателем М-14П мощностью 360 л.с. и работающим на низкооктановом топливе. Максимальная скорость горизонтального полета 300 км/ч. Крейсерская скорость 240–260 км/ч.
    По желанию самолет может быть снабжен любым бортовым оборудованием как российского, так и зарубежного производства. Отличная маневренность и сверхпрочная конструкция делают СМ-94 возможным не только для прогулочных полетов, но и для выполнения большинства сложных акробатических элементов. Благодаря характеристикам высокой мощности самолет может быть эффективно использован в высокогорьях и жарких климатических условиях. Изготавливается самолет на Смоленском авиазаводе.

    Итак, этим обзором мы на время заканчиваем рассказ о легких поршневых самолетах различной вместимости. Надеемся, что благодаря нашим небольшим релизам вы уже немного сориентировались в этом классе машин. А, может, даже выбрали себе тот единственный…

    Rambler's Top100