Американская авиастроительная корпорация Gulfstream Aerospace – признанный современный лидер в области строительства сверхдальних трансконтинентальных бизнес-джетов.
Начав осваивать рынок деловой авиации почти 50 лет назад, компания стремительно завоевала популярность у частных владельцев самолетов в среде крупного и среднего бизнеса. Сегодня иметь в своем парке Gulfstream весьма престижно. ,
«Салон» вместо пулеметов
Основателем компании и марки Gulfstream стал Рой Грумман. Расположенная в Лонг-Айленде (Калифорния) Grumman Aircraft до войны специализировалась на морских самолетах – как гидропланах, так и палубных машинах. В боях Второй мировой войны палубные истребители фирмы Grumman Aircraft проявили феноменальную надежность, маневренность и живучесть. Опыт побед в морских сражениях послужил прекрасной основой для развития в послевоенное время успешного проекта по строительству трансконтинентальных бизнес-джетов.
Первенец серии, турбовинтовой Gulfstream I поднялся в воздух в 1958 году. До середины 1960-х на заводе в Лонг-Айленде построили около 200 турбовинтовых Grumman Gulfstream I, рассчитанных на перевозку 10–24 пассажиров и снискавших популярность в качестве деловых самолетов, а также «спецбортов» для государственных чиновников и командования военного флота.
Но уже в те годы все больше и больше авиалайнеров стали оснащаться реактивными двигателями – более мощными и надежными. И компания, конечно же, не собиралась отставать от конкурентов, разработав свой второй бизнес-джет. Так, в 1967 году появился реактивный Gulfstream II, способный перевозить 8–12 пассажиров с максимальной скоростью 935 км/ч. Главным новшеством самолета стали мощные турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Spey, которые выгодно отличались не только экономическими характеристиками, но и набором высоты: практический потолок Gulfstream II составил 13715 м, что в те годы было чуть ли не рекордом для бизнес-джетов. Техническое совершенство обеспечило этому самолету завидное долголетие – за 30 лет было выпущено 258 машин. Собран же он был уже на новом заводе в Саванне (штат Джорджия), где и по сей день, производятся все самолеты компании.
Тройка, четверка… Туз!
В 1969 году Рой Грумман выделил производство «Гольфстримов» в отдельную дочернюю компанию по выпуску гражданских самолетов. С этого момента и в течение целых 30 лет в компании происходила смена имен и владельцев. Впрочем, на выпуске лайнеров это никак не отразилось. Появились новые модификации, в частности, Gulfstream III. Его переделали из серийного Gulfstream II. Благодаря увеличению размаха крыльев и применению вертикальных законцовок («крылышек Уиткомба») самолет стал более «летучим». Прибавка объема топливных баков позволила увеличить дальность полета до 7600 км, а экономическую скорость поднять с 795 до 818 км/ч.
Очередной новинкой стал выпущенный в 1987 году Gulfstream IV, который освоил новую нишу бизнес-джетов большой дальности. Модернизация крыла и новые экономичные двигатели позволили увеличить практическую дальность до 7815 километров. Скоростные же характеристики улучшили на модификации Gulfstream IVSP (Special Performance): крейсерскую скорость увеличили до 935 км/ч, а экономическую – до 850. Этот самолет стал поистине удачей компании. Благодаря впечатляющим летным характеристикам, удобству, безопасности и надежности, он и сейчас является самым востребованным на мировом рынке крупногабаритным самолетом бизнес-класса. Всего в мире эксплуатируется 535 «четверок».
За всю историю своего существования Gulfstream, GIV и GIV-SP установили более 70 мировых и национальных рекордов. Но в декабре 2002 года Gulfstream, выпустив юбилейный пятисотый GIV, официально закрыл производство самолетов этой серии.
И, наконец, венцом серии стала «пятерка», созданная в 1995 году. Она потрясла воображение потенциальных покупателей – самолет установил за месяц 36 рекордов скорости, дальности и продолжительности полета. Дальность полета 12000 км! На данный момент по всему миру в эксплуатации находится более 188 таких самолетов. Производство Gulfstream V, установившего более 80 мировых и национальных рекордов, также было остановлено в декабре 2002 года, после выпуска последнего, 193-го воздушного судна этой модели. Gulfstream входил в третье тысячелетие…
Свежее дыхание нового века
Началом этого можно считать 1999 год, когда Gulfstream Aerospace Corporation перешла под контроль General Dynamics. Присоединив к Gulfstream компанию Galaxy Aerospace, новый владелец модернизировал и расширил модельный ряд Gulfstream Aerospace.
Сначала – в июне 2001 года, когда компания General Dynamics приобрела самолеты Galaxy (промежуточного класса между средними и большими) и Astra SPX (среднего класса). Новые самолеты позволяли закрыть сразу два сектора, не освоенные компанией, поэтому они и вошли в линейку Gulfstream Aerospace. Astra и Astra SP превратились соответственно в G100 и G150, а Galaxy получил индекс G200.
Позднее – в сентябре 2002 года, вместо привычных римских цифр серийные модели «Гольфстримов» получили краткие индексы, по аналогии с новоприобретенными машинами. Естественно, сменили не только нумерацию, но и модернизировали практически все самолеты.
Таким образом, сложился сегодняшний модельный ряд Gulfstream Aerospace: небольшой, но скоростной 6-местный G100 малой дальности, более просторный 8-местный G150 и G200, предназначенный для перевозки 10 пассажиров по маршрутам средней дальности. Для полетов на ту же дальность предназначен G350 (развитие «тройки»), за большую дальность отвечает G450 (в прошлой жизни Gulfstream IVSP и какое-то время – G400), а произошедшие от «пятерки» G500 и G550 – это «ударная сила» сверхдальнего класса. Все модели получили новые двигатели (Rolls-Royce Tay и BMW Rolls-Royce BR-710) и были унифицированы по оборудованию (стандартные комплексы авионики PlaneView, в том числе пилотские кабины с ЖК-дисплеями).
Превосходное качество самолетов и лидерство в области бортового оснащения позволило Gulfstream Aerospace надежно занять выгодную нишу «самого массового среди самых дорогих» бизнес-джетов. Компания выпустила более 1500 самолетов для корпоративных, правительственных, частных и военных заказчиков со всего мира. В этой нише конкурировать с Gulfstream очень трудно. На сегодняшний день модели G500 и G550 являются признанными лидерами в классе сверхдальних бизнес-джетов. Их активно используют правительства 34 стран мира, а в 24 из них «Гольфстримы» перевозят первых лиц.
Линейка самолетов Gulfstream сегодня
Gulfstream G550 – флагман компании.
Gulfstream G500 – крупногабаритный самолет с увеличенной дальностью полета.
Gulfstream G450 – дальнемагистральный самолет бизнес-класса.
Gulfstream G350 – среднемагистральный самолет, предлагающий лучшие эксплутационные качества и широчайший набор базовых характеристик среди самолетов своего класса.
Gulfstream G200 – среднемагистральный бизнес-джет с выдающимися рабочими характеристиками.
Gulfstream G150 – широкофюзеляжный высокоскоростной бизнес-джет.
Gulfstream G100 – скоростной самолет малой дальности.
Василий Ланской