О небе, самолетах и… о таксистах //27.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Фактически большую часть времени путешествия авиапассажир проводит в залах ожидания крупных аэропортов. В итоге – заурядная поездка превращается в многочасовую пытку, сдобренную нервотрепкой из-за опоздавших самолетов, потерянным багажом и прочими радостями «походной» жизни. И тут приходит мысль: а почему бы не сесть в вызванное к определенному времени и месту аэротакси и просто улететь.

    Что бы это значило?
    Термин «аэротакси» (air taxi, commuter airlines) означает либо чартерные рейсы маломестных самолетов, вместимостью до 19 человек, по традиционным внутренним и международным маршрутам, либо сравнительно недорогие регулярные рейсы на расстояние до 500 км. Причем спектр используемой при этом авиатехники весьма широк. Это могут быть и реактивный бизнес-джет Golfstream V, совершающий полеты из Лос-Анджелеса в Москву, и маленькие суда, самолеты и вертолеты, на 4–6 посадочных мест, летающих в пределах одной страны.
    Воздушным такси также называют иногда авиасообщение в малонаселенных районах с неразвитой дорожной инфраструктурой (например, на Аляске, в Гренландии, северных районах Канады). Впрочем, сегодня и другие страны все чаще и чаще говорят о необходимости создания такого рода авиауслуг.
    А США, Япония, Англия и Россия даже заявили, что уже в самом ближайшем будущем готовы запустить эти проекты в жизнь. Что они из себя представляют? Есть ли реальная база для их осуществления? И, в конце концов, какова в действительности ситуация на сегодняшний день? Попробуем рассмотреть все это поподробнее.

    Слово о прекрасном будущем…
    У нас о совместной разработке создания легкого аэротакси заявили компания «Промышленные инвесторы» и группа «Каскол».
    Парк новой авиакомпании будет сформирован из самолетов «Гжель» нижегородского авиазавода «Сокол», подконтрольного «Касколу». Эти самолеты рассчитаны на перевозку 6–7 пассажиров на дальность не более 1100 км. По плану партнеров до конца года компания должна купить восемь судов. За год-два парк должен расшириться до 45 судов, а всего предполагается работать с 200 машинами. Ежегодный доход новой компании, по оценкам экспертов, может составить $150–200 млн, а основными потребителями станут предприниматели и менеджеры «средней руки». Учитывая же российские просторы и расстояния, ожидается, что спрос на услуги новой компании определенно будет.
    На это же рассчитывают и в Англии. Здесь утверждают, что британцы расстояние от Уокинга до центрального Лондона (примерно 40 км) лет через пять смогут преодолеть за 4 минуты, потратив немногим больше, чем на поездку в кэбе – 40–50 фунтов ($70–90). Правда, для этого также нужны летающие такси. Идея исходит от представителей лондонской фирмы Avcen. Быстрое, тихое и дешевое путешествие по воздуху из провинции в центр (и наоборот) они надеются сделать доступным для британцев в течение 5–7 лет. К 2006-му доказать концепцию (и финансирование на это имеется), а к 2010-му – завершить все остальное (вот тут понадобятся серьезные инвестиции). Фирма делает ставку на маленькие самолеты под общим названием Jetpod стоимостью не больше $1 млн. В отличие от больших пассажирских лайнеров, Jetpod летали бы с максимальной скоростью 560 км/ч. Это медленнее, чем авиалайнер, но быстрее, чем вертолет или некоторые винтовые самолеты.
    Одним из главных преимуществ новых аэротакси называется чрезвычайно короткая взлетно-посадочная полоса (STOL – short take-off and landing), необходимая Jetpod: воздушным такси хватит всего 122 метров, тогда как большие лайнеры требуют около 2,5 км. Для разработчиков Jetpod – это воплощение концепции «припарковался и улетел». Вы приезжаете на место посадки, садитесь в самолет, и вас везут. Но, конечно, не нужно думать, что эти такси будут со свистом пролетать над головами людей и время от времени врезаться друг в друга. Каждый самолет будет строго следовать собственному коридору.
    На сегодняшний день Avcen придумала несколько вариантов своего самолета. Серия T-100 – это, собственно, 5-местное аэротакси. P-200 – персональный Jetpod для состоятельных людей. Действительно, идея весьма и весьма привлекательна. И все же здесь существуют свои немаловажные нюансы. Во-первых, повторимся, финансирование – удастся ли собрать деньги (причем немалые)? Во-вторых, будет ли востребована эта услуга и, соответственно, будет ли окупаться? Пока на эти вопросы ответов нет.
    Поэтому посмотрим, полетят ли на воздушных кэбах англичане.
    Равно как и японцы. Правда, в Стране восходящего солнца не стали изобретать велосипед. Здесь решили отталкиваться от того, что уже есть. В качестве аэротакси японская компания Global Wings предлагает жителям страны использовать малогабаритные реактивные самолеты бизнес-класса. Они будут курсировать между мегаполисами Японии и других азиатских стран. Первые рейсы «воздушных извозчиков» намечены уже на декабрь текущего года. Полет на восьмиместном аэротакси с полным обслуживанием, например, по маршруту Нагоя–Шанхай, обойдется клиентам в 1 млн иен (около $10 тыс.). Впрочем, несмотря на дороговизну билетов, Global Wings не испытывает особых опасений в отношении будущего этого вида транспортных услуг, так как основные потенциальные клиенты компании – высокооплачиваемые бизнесмены, для которых фактор времени важнее материальных затрат. Конечно, говорить о массовости таких авиаперевозок здесь не приходится. Но и больших вложенией не нужно. Такого рода услуги в небольших количествах всегда востребованы. Поэтому Global Wings смотрит в будущее с оптимизмом и при успехе затеи планирует выйти на более высокий уровень и расширить рамки своей деятельности, в том числе за счет сотрудничества с другими авиакомпаниями Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Ну и, естественно, не обошла стороной эту проблему самая «летающая» страна в мире – США. Над проектом аэротакси уже давно работает такой небесный гигант, как НАСА. Еще несколько лет назад его специалисты заявили о новом консорциуме, призванном создать систему мини-авиатранспорта между крупными аэропортами и центрами городов для быстрой доставки пассажиров, прибывающих международными рейсами.
    Резко увеличить эффективность таких перелетов можно именно при помощи аэротакси. Организация Southeast SATSLab Consortium, специально созданная для решения этих проблем, должна в течение 20 лет разработать комплекс технических и организационных решений, которые «революционизируют» всю американскую систему гражданской авиации.
    В проект НАСА – SATS (Small Aircraft transportation System), кроме Федерального агентства гражданской авиации США (FAA), вошли университет Эмбри-Риддл (Embry-Riddle University) и еще без малого шесть десятков компаний, университетов и государственных организаций, имеющих отношение к авиационной промышленности. Ну, а тем временем… Уже в следующем году в США должны появиться первые воздушные такси. Перевозить пассажиров между американскими аэропортами планирует компания DayJet, ранее известная как Jetson Systems. Чартерные рейсы по запросу существуют в стране давно, но обходятся подобные перелеты пассажирам недешево, от 4 до 10 долларов США за милю (1,6 км). Представители же DayJet считают, что подобные сервисы должны стоить не дороже $1 за милю. Чтобы сделать цену приемлемой, компания намерена воспользоваться легковесными самолетами и специальным программным обеспечением для составления расписания полетов. Благодаря этому стоимость мили сократится до 75 центов. В качестве воздушных такси DayJet выбрала легкие самолеты Eclipse 500, которые поставляет компания Eclipse Aviation. Эти самолеты могут преодолевать расстояние от от 187 до 375 км со скоростью 694 км/ч и брать на борт 5–6 человек, включая членов экипажа. DayJet уже заказала 239 авиатакси Eclipse 500, каждый из которых обойдется в $1,3 млн, и в ближайшее время намерена закупить еще 70 машин. Планируется, что пассажиры будут сообщать требуемый маршрут и желаемое время вылета и прибытия, и, обработав эти данные, система уже через пять секунд выдаст ответ: возможен ли полет и в какую сумму он обойдется. Причем если клиент согласится прибыть в аэропорт назначения несколькими часами ранее и смирится с остановками в пути, то платить придется меньше. Даже если на один рейс будут проданы не все билеты, бизнес останется рентабельным. Для того чтобы окупить перелет, DayJet достаточно возместить 1/3 стоимости одного пассажирского билета. Полеты будут осуществляться между 150 аэропортами США. В 50 из них не только откроются кассы DayJet, но и будут базироваться экипажи и наземные сервисные команды авиаперевозчика.
    Но все это будет… или не будет. Время, как говорится, покажет. А пока, нелишне посмотреть, какова реальная ситуация на этом рынке услуг. К примеру, в тех же Соединенных Штатах.

    … И о прозаическом настоящем
    Нужно сказать сразу – пока все это не работает. Имеется в виду, не работает на государственном, официальном уровне. Компаний, специальных служб, занимающихся коммерческими перевозками на маленьких самолетах, в Америке нет. Легально в телефонном справочнике такую услугу не найдешь. Это обусловлено тем, что в США довольно строгие правила для общественного транспорта, в том числе и воздушного. Все должно быть под контролем, тем более, если это касается перевозки людей. А получить разрешение на коммерческие полеты частному владельцу самолета очень сложно, да и накладно. Мало того, что ему необходимо иметь лицензию коммерческого пилота (обучение стоит порядка $30 тыс.), так еще и его самолет должен соответствовать всем нормам для перевозки людей. Наглядным примером может служить легкий однодвигательный самолет Pilatus. В его сертификате типа написано, что самолет не годен для коммерческих полетов, а может использоваться только как частный транспорт. Американцы потратили 5 лет, чтобы доказать, что отказ двигателя в этом самолете при авиаперевозках маловероятен. Правда, в конце концов, коммерческую работу ему все же разрешили. Но через 5 лет!
    На самом деле самая большая проблема заключается в том, что создавать аэротакси как отдельный институт внутри воздушного транспорта очень сложно, дорого и, вобщем-то, нет смысла. Ведь в Америке все просто: кому нужно, тот летает корпоративно (когда парк самолетов принадлежит той или иной компании), если хочешь – создавай свою авиакомпанию, проходи все процедуры контроля, получай сертификат, что можешь возить людей за деньги, и – продавай билеты. И последний вариан:т получай права частного пилота, покупай самолет и летай на нем сам, с друзьями и не только. Вот об этих «не только» и стоит поговорить отдельно. Как это ни покажется странным, но в Штатах ситуация с частным «воздушным извозом» весьма напоминает ту, которая сложилась сегодня в России: формально нельзя – но все летают. Здесь же просто смещены акценты: перевозить нельзя – но все перевозят. За деньги.
    Реально полететь куда-либо на небольшом частном самолете не представляет никакой сложности. Вам достаточно придти на любой аэродром, где они базируются, и попросить отвезти, например, из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. Или же позвонить в один из многочисленных аэроклубов. Договорился – пожалуйста. Приходишь прямо на полосу, садишься и летишь. Цена такая же, как летный час при учебе с инструктором – $120–130. Владельцы самолетов только рады. Ведь таким образом окупаются расходы на содержание техники, топливо, аренду земли и т.д. Одни, к примеру, превращают свои самолеты в маршрутные такси для сослуживцев. Те платят, например, по $48 в день за полет из Короны в Лос-Анджелес и обратно, парковку и обслуживание самолета, а также за проезд из аэропорта в офис. Другие, рассматривают своих пассажиров как партнеров и время от времени выставляют им счета за ремонт, бензин и прочее. В Ньюпорте, штат Орегон, такие самолетики курсируют между этим городом и населенными пунктами штатов Вашингтон, Айдахо, Невада и северной части Калифорнии. Работает такси, как положено, по вызову, клиент сам назначает время и место отлета, а также конечный пункт назначения. При этом ему вовсе не нужно арендовать весь самолет, он может расплатиться только за одно кресло. Единственный минус – относительная дороговизна билетов. Стоимость кресла в воздушном такси на 20% выше, чем на обычном авиарейсе. Но американцы платят, лишь бы долететь без приключений. Но, повторимся, ни в газете, ни в телефонной книге вы никогда не найдете информации о том, что аэроклуб такой-то предлагает аэротакси по всем городам штата и т.п. за столько-то и столько. Все переговоры ведутся, так сказать, тет-а-тет. Впрочем, все обо всем знают. Почему же власти не препятствуют «нелегальным» перевозкам? Ответ прост. Для начала нужно доказать, что ты берешь с клиентов деньги, а не катаешь их исключительно из альтруизма. И самое главное. Человек, садясь в кабину или салон такого самолета, остается один на один со своими проблемами. А проблемы могут возникнуть только при каких-либо происшествиях. И в случае аварии ни вам, ни вашим родным не выплатят страховку и тому подобное. Соответственно, человек должен отдавать себе отчет во всех возможных рисках такого путешествия. Ведь этот самолет не контролируется государством как общественный транспорт, а значит, оно не несет за вас никакой ответственности.
    Что касается Европы, то здесь требования еще жестче. В первую очередь по безопасности. Чуть ли не каждый летный час контролируется государством. Малая авиация, как и в Америке, официально коммерческих рейсов не совершает. Мало того, в случае выявления нарушений сразу же заводится уголовное дело. Так, известен случай, когда в Германии, в одном небольшом городке человек в местной газете разместил объявление о полетах за деньги. Через неделю его арестовали. Суть претензий сводилась к тому, что у него не было сертификата эксплуатанта. А, следовательно, и никакого права заниматься коммерческими перевозками. В целом же можно сказать, что владельцы самолетов и в Европе не чувствуют себя слишком уж скованно. Ситуация такова – можно летать сколько угодно как частник, даже подрабатывать «втихую», но это никогда не может рассматриваться как бизнес. Проще говоря – не привлекай к себе внимание государства и летай спокойно!
    Но все же сама идея аэротакси очень привлекательна. Представьте себе: вы через Интернет бронируете за собой воздушное такси в ближайшем аэропорту. В то время, когда вы еще только паркуете свою машину на стоянке возле аэропорта, самолет уже стоит у ворот с прогретыми двигателями, готовый к взлету. К вашим услугам — целая сеть больших и малых аэропортов по всей стране. Откуда короткими перелетами, «прыжками», можно добраться куда угодно, не теряя ни минуты времени. И добраться не просто в пункт назначения, а и по нужному адресу, аккуратно опустившись на лужайку перед собственным домом. Поэтому попробовать, наверное, стоит.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100