Первые пассажиры Уильяма Боинга //16.05.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Самолеты Boeing сегодня, наверное, самые распространенные и популярные в мире. Они летают на всех континентах планеты и имеются в парке практически каждой крупной авиакомпании.

    Необычайно велик и модельный ряд этих лайнеров, не говоря уже о различных модификациях. Сейчас трудно себе представить, что так было не всегда, и что все великое начиналось, как водится, с малого. Как и история знаменитой авиастроительной корпорации Boeing, поднявшей в воздух в начале прошлого века свой первый пассажирский самолет.


    Комфорт и три мотора


    Первым авиалайнером фирмы принято считать созданный в далекие 20-е годы прошлого столетия Boeing 40. Это был деревянный одномоторный биплан с жидкостным двигателем Liberty 12, передним расположением почтового отсека и задним – пилотской кабины. Это было обусловлено тем, что Boeing Model 40 создавался прежде всего как почтовый самолет.

    Машина оказалась очень удачной, и на нее тут же посыпались заказы от различных авиакомпаний, совершавших перевозки между городами Соединенных Штатов. Всего было построено 25 машин этой модификации. Однако в эти годы все больше и больше возрастал спрос на пассажирские перевозки, а для этого был необходим более мощный самолет, оснащенный к тому же пассажирским салоном. И тогда Уильям Боинг решил потягаться с компанией Генри Форда на рынке многомоторных пассажирских самолетов. С этой целью в 1928 году был разработан Boeing 80, трехмоторный 12-местный авиалайнер. Перед конструкторами поставили задачу: создать более комфортабельный самолет, чем у конкурента. Так появился на свет первый трехмоторный биплан классической схемы смешанной конструкции фирмы Boeing. На новый самолет установили три поршневых двигателя Pratt & Whitney: один – в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа, два других – на стойках между крыльями в гондолах.


    Фюзеляж самолета был прямоугольного сечения, с металлическим каркасом и полотняной обшивкой. В носовой части располагался моторный отсек, за ним – закрытая двухместная пилотская кабина. Позади салона установили туалет с умывальником. Конструктивно Boeing 80 был архаичнее Ford 4-AT и Ford 5-AT, но по уровню комфорта явно их превосходил. Он стал первым американским авиалайнером, где стояло по три кресла в ряд. Интерьер был прямо-таки роскошным. Каждое кожаное кресло было снабжено индивидуальным светильником. Салон имел систему принудительной вентиляции, в туалете была холодная и горячая вода. Правда, шум и вибрация были не меньше, чем у «тримоторов». Теплоизоляция тоже оставляла желать лучшего. Хотя салон отапливался, в зимнюю погоду пассажиры мерзли. Летом же спасались от жары, открывая окна.

    На службе Америке


    Первый полет Boeing 80 состоялся 27 июля 1928 года. А всего через две недели он был уже передан для эксплуатации в авиакомпанию Boeing Air Transport – рекорд для лайнеров такого класса.
    Самолет вышел на главную линию компании из Сан-Франциско в Чикаго. Рейс продолжался 28 часов. Пассажиры платили Boeing Air Transport за это удовольствие 260 долларов. По пути самолеты совершали посадки в Сакраменто (Калифорния), Рено, Элко (Невада), Солт-Лейк-Сити (Юта), Чейенне (Вайоминг), Линкольне, Омахе и Де-Мойне (Небраска). Рейсы выполнялись ежедневно, кроме понедельника. В Сан-Франциско была стыковка с рейсами в другие города тихоокеанского побережья США.
    Спрос на путешествия по данному маршруту рос, поэтому была создана увеличенная версия Boeing 80A на 18 пассажиров (первый полет – 12 сентября 1929 года). Самолет имел улучшенную аэродинамику, был более удобным в производстве и эксплуатации. За высокий комфорт эта версия получила прозвище «Pullman of the Air» ( Воздушный Пульман-вагон). Позже у Boeing 80A увеличили площадь вертикального оперения – поставили на стабилизаторах два дополнительных киля с рулями направления. После такой доработки самолеты получили обозначение Model 80A-1. Был построен также один Boeing 80B-1 с открытой пилотской кабиной (закрытая – пилотам не нравилась). После создания в 1931 году холдинга United Airlines самолеты летали на линиях под его флагом. А в 1934-м они были проданы различным туроператорам и в частные руки. Кроме того, в 1930 году появился и комфортабельный корпоративный самолет Boeing 226 (фактически модификация Boeing 80A) для нефтяной компании Standard Oil of California.
    Один подержанный Boeing 80A купила компания Reeve Airways. С началом войны США против Японии его стали использовать для доставки грузов на военные базы, расположенные на Алеутских островах. С этой целью в левом борту вырезали большой грузовой люк.

    Небесные девушки


    История Boeing 80 знаменательна еще и тем, что на борту именно этого авиалайнера впервые появились стюардессы. Правда, сначала Boeing Air Transport собиралась обслуживать пассажиров с помощью официантов-мужчин, как это делали европейские авиакомпании или американская Stout Airlines. Однако, как известно, женщины всегда добиваются того, чего захотят. Так случилось и в этот раз. А благодарить за это всем современным стюардессам нужно медсестру Элен Черч (Ellen Church), которая сумела уговорить руководство Boeing Air Transport воспользоваться услугами женщин ее профессии.

    В те времена, когда полет на пассажирском самолете можно было охарактеризовать пословицей «один ведет, а всех тошнит», присутствие медработника на борту было весьма кстати. В компании подумали и в 1930 году решили попробовать, отобрав для полетов 8 медсестер. Элен Черч вышла в рейс первой из них – 15 мая 1930 года. Впрочем, легкой жизни «слабому полу» никто не обещал. Стюардессы, которых тогда называли Sky Girls – «небесные девушки», должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но и выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции (разработанной, конечно, мужчинами) было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа.

    Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить – надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, а при необходимости… перебить мух. В полете тоже хватало работы. В обязанности Sky Girls вменялось раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, следить за тем, чтобы они не бросали окурки за борт или по ошибке не открыли выходную дверь вместо туалетной. Убирать туалет после посещения его пассажирами тоже было обязанностью «небесных золушек».

    Ну а в местах промежуточных посадок они занимались совсем уж не женским делом – таскали ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт – наравне с наземным персоналом закатывали его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Это была очень достойная зарплата для того времени, особенно для женщин.
    Даже с таким перечнем должностных обязанностей Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, скрепя сердце. Однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин.За Boeing Air Transport последовали другие авиакомпании. Результат известен – сегодня пассажиров авиалиний всего мира обслуживают женщины, а мужчина в роли бортпроводника скорее вызывает удивление.


    Так начиналась славная история компании Boeing. С тех пор много воды утекло… Первый многомоторный авиалайнер Уильяма Боинга давно уже не летает. Но до наших дней сохранился один Boeing 80A. Этот экземпляр восстановлен и ныне находится в Museum of Flight авиационном музее в Сиэтле.

    Автор текста Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100