Самолету нужен номер! //24.08.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Вы собираетесь стать обладателем своего собственного самолета? Подобные намерения связаны с массой хлопот. Главная проблема состоит не в том, чтобы купить самолет, а в том, чтобы правильно и быстро его зарегистрировать, т.е. стать законным владельцем. Следовательно, для регистрации своего лайнера нужно выбрать такую страну, где сделать это можно просто, быстро, дешево и, главное, согласно закону.

    Вы собираетесь стать обладателем своего собственного самолета? Подобные намерения связаны с массой хлопот. Главная проблема состоит не в том, чтобы купить самолет, а в том, чтобы правильно и быстро его зарегистрировать, т.е. стать законным владельцем. Следовательно, для регистрации своего лайнера нужно выбрать такую страну, где сделать это можно просто, быстро, дешево и, главное, согласно закону.

    В мыслях о «прописке»…
    Регистрация самолета мало чем отличается от регистрации яхты, судна или автомобиля. Подобная процедура обычно состоит из непосредственно регистрации и выплаты различных таможенных пошлин и налогов на ввоз самолета. В конечном итоге она означает получение в официальном ведомстве прав на пользование самолетом. Ведомство это сравнимо по своим функциям с автоинспекцией и интересуется данными владельца, «национальной принадлежностью» самолета, а также следит за безопасностью полетов.
    Сегодня в большинстве европейских государств законы, регулирующие вопросы частного владения и пользования самолетами, весьма суровы. Частные самолеты рассматриваются как «предметы роскоши» и облагаются при ввозе (если они не зарегистрированы в другой стране) высоким ввозным налогом. Это, естественно, не всегда по нраву владельцам бизнес-джетов, и поэтому им часто приходится искать обходные (но при этом законные) пути. А их достаточно много.

    Офшорные радости
    В первую очередь – это создание офшорных компаний и регистрация самолета в офшорных зонах. Причем, снова стоит отметить – на совершенно законных основаниях.
    Существуют всем известные регистры: Кайманские острова, Бермудские, Аруба, где процедуры регистрации существенно упрощены, и при их прохождении, как правило, не возникает никаких лишних вопросов. Поэтому большая часть воздушного флота по всему миру (за исключением «продвинутых» в этом плане Штатов), в том и числе и российского, регистрируется именно там. Там же и базируется.
    Какова же схема «прописки»? Здесь все достаточно просто и понятно. Вначале создается компания, которой после покупки самолета он переходит в собственность. Далее от нее подается заявка с просьбой принять лайнер в свой регистр авиационным властям одной из этих стран, в которой говорится, что это частный самолет принадлежит компании и будет эксплуатироваться в частных интересах. Заявление довольно простое, составляется на одной странице. Помимо этого предоставляются сопутствующие технические документы на самолет, производится их первоначальный аудит, обычно не вызывающий никаких претензий. Далее инспектор данного регистра выезжает на один-два дня на место стоянки самолета и проверяет его лично. Если все соответствует поданной заявке – пририсовывается регистрационный номер на хвост судна, и оно становится частью воздушного флота страны, принявшей его «под крыло». Никаких налогов, таможенных пошлин, НДС – платится фиксированный сбор за регистрацию, и все.
    Расходы, к которым должен быть готов владелец при выборе одной из этих стран для регистрации, можно проиллюстрировать на примере Бермуд. Регистрационный сбор составит от 5 до 10 тысяч долларов (зависит от типа самолета), дополнительные издержки могут быть связаны с оплатой расходов на дорогу и пребывания инспекторов. Еще одна статья расходов — бермудские юристы, расценки на их услуги начинаются от 15 тысяч долларов.
    При грамотном подходе – от создания компании до поднятия самолета в воздух можно уложиться всего за неделю!
    Однако есть здесь и свои недостатки. Так, официально, если вы зарегистрировали самолет в офшорной зоне как частный – летать на нем сможете только вы и члены вашей семьи. Его нельзя использовать для коммерческой эксплуатации. Впрочем, это правило повсеместно нарушается – ведь доказать, что самолет «продан», очень трудно. Но проблемы все же возникают. Особенно строго за этим следят в Европе. А по России на таком самолете летать еще более затруднительно – могут вообще не дать разрешения, поэтому приходится все решать на самом высоком уровне.


    Глава московского представительства авиакомпании Comlux Aviation Владимир Гаврилов:
    «Частные самолеты с островной регистрацией периодически используются для коммерческих полетов. Но следует учитывать, что контроль соответствующих органов за этим повсеместно ужесточается. Известны примеры ареста таких воздушных судов в странах Единой Европы, штрафы огромные – до 100 тысяч евро! Это может стать крайне неприятным сюрпризом для владельца воздушного судна.
    После нескольких тяжелых авиационных происшествий с бизнес-самолетами, зарегистрированными на Арубе, российские авиационные власти с особым вниманием наблюдают за этими воздушными судами. В настоящее время получение разрешений на использование российского воздушного пространства этими самолетами сильно затруднено».


    Со звездно-полосатым на хвосте

    Еще один удобный вариант регистрации частного самолета, не связанный с большими расходами, – эксплуатация под американским флагом. Для «частников» в США действуют упрощенные правила, по которым владелец освобождается от многочисленных требований, распространяемых на коммерческие авиакомпании. Этот вариант интересен и тем, что в США практически нет проблем с сертификацией машины (в Америке сертифицировано, наверное, все, что летает).
    В США регистрация возможна лишь на имя гражданина США или же зарегистрированной здесь компании, поэтому частному лицу, не имеющему гражданства, предпочтительнее зарегистрировать в Штатах корпорацию, стать «американским юридическим лицом». При этом большая часть акций корпорации должна принадлежать лицам, постоянно проживающим в стране. Одно лицо может одновременно совмещать все должности в новоучрежденной компании – от президента до секретаря.
    Для регистрации самолета в США от имени учрежденной вами корпорации необходимо представить в выбранную юридическую фирму пакет документов, включающий различные сертификаты, счета-фактуры и т.д. и т.п. Нет необходимости перечислять их полный перечень – его предоставят владельцу самолета на самом первом этапе регистрации.
    В течение одного месяца после предоставления документов вы бесплатно получаете номерной знак для самолета. Еще через три недели – документ, удостоверяющий регистрацию. Вместе с номерным знаком на руки выдается и так называемая «розовая копия» регистрации, с которой полеты также разрешены (при наличии технического сертификата и страхового полиса).
    Но, и летая под американским флагом, можно также натолкнуться на некоторые «воздушные камни». Так, совершая полеты по Европе внутри ЕС, вы не можете посадить на борт гражданина ЕС – это будет считаться каботажной перевозкой. Официально иностранный самолет не может перевозить граждан, скажем, Франции внутри Франции. Для этого есть свои компании. Это ведь отнимание денег у отечественного перевозчика, и любая уважающая себя страна строго следит за этим. Поэтому довольно часто самолеты с американской регистрацией, игнорирующие эти правила, в Европе подвергаются арестам.

    Неприветливая Европа…

    Как же решаются вопросы с регистрацией в Старом Свете? Нужно сказать, что из вышерассмотренных вариантов Европа – самый «тяжелый случай». Здесь тоже, как и в Америке, компания-владелец самолета должна быть местной (европейской). Но открыть такую компанию, например, русскому человеку просто нереально. Слишком много бюрократических препон. Особенно проблематично зарегистрировать самолет во Франции. Да и в Италии, например, владельцам личных самолетов большую часть времени приходится проводить в различных инстанциях. Чем больше справок и денег требуют от владельцев самолетов в той или иной стране ЕС, тем меньше их там зарегистрировано. К примеру, в Италии всего около 1500 частных самолетов (1 самолет на 36 тысяч жителей). Впрочем, существуют различные юридические нюансы, при которых самолет можно зарегистрировать в Европе. Но это более дорогостоящий и долгий процесс, нежели в Штатах или офшорах.
    И все же Европа прежде всего привлекательна для наших соотечественников в плане базирования своих самолетов неподалеку от границ России: например, в Германии, Австрии, Финляндии или странах Балтии, – что позволяет машинам достаточно быстро прибывать за хозяевами. Для такого варианта оптимален вариант «растаможки» в одной из стран ЕС, так как здесь повсеместно пошлины на импортную авиатехнику не взимаются. Или же использование режима временного ввоза.
    Ну и, несомненно, самыми большими плюсами европейской регистрации является возможность без всяких ограничений летать по Европе и жесткий контроль за техническим состоянием самолета. В ЕС самые строгие правила по поддержанию летной годности как летного состава, так и самой техники. А безопасность – превыше всего!

    …и загадочная Россия

    Теперь вернемся на российские просторы. Если человек собирается летать преимущественно по стране, то ему лучше всего пройти все процедуры регистрации самолета в России. Тем более что сегодня вводится ограничение по полетам иностранных ВС на территории Российской Федерации. Это важно учитывать.
    Что при этом необходимо? Поставить самолет на баланс своей компании, растаможить его, внести в российский регистр, отдать в управление какой-либо авиакомпании, которая имеет сертификат использования данного воздушного судна. Вроде бы все просто и прозрачно. Но неприятные сюрпризы поджидают уже с самого начала. Таможенная пошлина составляет 20%, плюс выплачивается НДС в размере 18%. В итоге за растаможку приходится платить дополнительно более 40% от стоимости самолета. К этому нужно добавить, что если собственником самолета станет российская компания, то она должна будет ежегодно выплачивать налог на имущество в размере до 2,2% от стоимости воздушного судна.
    Далее, зарегистрировать зарубежный самолет в российском реестре воздушных судов можно только в том случае, если машина сертифицирована как тип Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). Это сразу ограничивает выбор типа самолета, так как в России на сегодняшний день сертификацию прошла только малая толика бизнес-джетов, летающих по всему миру.
    Но и это еще не все. Для регистрации самолета в России его владельцу нужно найти авиакомпанию либо самому ее создать, чтобы вписать машину в свидетельство эксплуатанта. Авиакомпании же получить такой сертификат – тоже не простое дело. Следующий шаг – получение регистрационных номеров и, наконец, внесение самолета под крыло компании-эксплуатанта. Это так сказать, хронология процесса, в которой опущены различные технические моменты, никак не способствующие скорейшему решению вопроса, а только усугубляющие «вожделенную прописку». Практика показывает, что регистрация и сертификация бизнес-джета может стоить свыше 500 тысяч долларов и длиться около полугода. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сегодня под российской регистрацией летает не более 30 самолетов.

    Дмитрий Гнатенко



    Rambler's Top100