Воздушное такси в российском варианте //21.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Проект российского авиатакси Dexter имеет все необходимое для успеха: хорошую идею, которую воплощает профессиональная команда управленцев, собственный парк самолетов, значительную финансовую поддержку учредителей – финансово-промышленной группы «Промышленные инвесторы» и группы «Каскол». О том, как все это будет воплощаться в жизнь, мы решили узнать у председателя Совета директоров компании «Авиа Менеджмент Групп» Евгения Андрачникова.

    Проект российского авиатакси Dexter имеет все необходимое для успеха: хорошую идею, которую воплощает профессиональная команда управленцев, собственный парк самолетов, значительную финансовую поддержку учредителей – финансово-промышленной группы «Промышленные инвесторы» и группы «Каскол». О том, как все это будет воплощаться в жизнь, мы решили узнать у председателя Совета директоров компании «Авиа Менеджмент Групп» Евгения Андрачникова.

    Евгений Александрович, в первую очередь хотелось бы узнать в общих чертах, что из себя представляет ваш проект?


    Начнем с того, что это реальное воздушное такси, которое будет осуществлять перелеты на небольших самолетах внутри всей Российской Федерации. Проблема межрегионального авиационного сообщения актуальна сегодня для всей страны, в силу того, что рейсовая малая авиация (воздушные суда до 12 мест), с уходом из строя таких самолетов как Ан-2 и Л-410, в 1992 году умерла. Эти самолеты, совершавшие в свое время миллион рейсов в год, с налетом часов примерно в эту же цифру, перевозили массового пассажира. Из любой деревни в деревню, где был хоть какой-то грунтовый аэропорт. Проект субсидировало государство. В 80-е годы можно было с банкой огурцов перелететь из деревни на городской рынок и обратно по цене рейсового автобуса. Сегодня это невозможно. Поэтому мы хотим с точки зрения географии этот рынок реанимировать, а с точки зрения ценового позиционирования, клиентской группы – выйти на совершенно другого потребителя. Это не олигархи, которые используют сегодня деловую авиацию. И это не те люди, которые готовы стоять в очередях, лететь с немыслимым количеством пересадок только для того, чтобы потратить 30–50 долларов на поездку. Мы предлагаем некий промежуточный продукт для людей, которые хотят эффективно по времени и по деньгам добраться из точки А в точку В. Это достаточно комфортный, но все же некий рабочий инструментарий для того, чтобы люди, занимающиеся бизнесом, могли делать это более эффективно. Ведь деловая авиация, выполняющая те же функции, сегодня доступна ничтожно малой группе людей. Мы хотим значительно расширить группу людей – потребителей такого рода услуг.

    Как родилась эта идея?

    Идея витает в воздухе довольно давно и не только в России. Просто она очень четко привязана к типу воздушного судна. Грубо говоря, нужен такой самолет, чтобы перевозить людей из пункта А в пункт В до 1000 км по сравнительно доступным ценам. Ведь что такое такси? Любое. Это в принципе – доступный вид транспорта. Безусловно, не всем, но доступный. И вот нижегородский завод «Сокол», отчасти акционированный частным инвестором группы компаний «Каскол», в лице г-на Недорослева, увидел возможность использования самолета М101Т, разработанного на предприятии, в том числе и в формате аэротакси. Поэтому, начиная с 2000 года, были инвестированы большие деньги в сертификацию, разработку этого самолета, и он получил свое рождение. М101Т очень экономичен с точки зрения расхода топлива, технического обслуживания и, наконец, его покупной стоимости – $1,5 млн. Ему нужна короткая полоса для взлета-посадки – подходит даже грунтовая поверхность. Он комфортен внутри, безопасен и способен лететь в высоком эшелоне.
    Можно сказать, что как только появилось подходящее воздушное судно – сразу же возникла и идея его использования.

    Кто стоял у истоков и кто главный вдохновитель?


    Сергей Недорослев поверил, что у этого самолета будет своя ниша в режиме аэротакси и не только: на нем можно обучать пилотов, возить почту, использовать его в медицинских целях (есть разные варианты), и взял на себя некий инвестиционный риск – потратил деньги и дал этому самолету перспективу. Главный вдохновитель, несомненно, он. В марте 2004 года он пришел с этой идеей к Сергею Генералову – президенту «Промышленных инвесторов» – основному нашему акционеру. Они уже пересекались в деловых кругах, по членству в различных общественных организациях, в частности, оба являются членами «Деловой России», но у них никогда не было совместного бизнеса. Сергею Генералову, который известен в бизнес-сообществе как человек, который довольно успешно реализует фьючерсные проекты, в том числе и в транспорте, эта идея понравилась. Поэтому «брак» состоялся, и с марта 2004 года мы начали эту идею концептуально «полировать». В конце 2004 года мы «де-юре» организовались и с начала 2005-го – начали работать. Сегодня – это полноценная компания, которая способна предоставлять эту услугу.

    На кого рассчитана программа?


    Это заложено уже в самом слогане бренда – «персональные воздушные линии для тех, кто стремится успевать больше». Наш потребительский сегмент – это, прежде всего, менеджеры второго и третьего звена крупных и средних компаний, у которых существует очевидная потребность и частота воздушных перемещений между точками, где альтернатива самолету отсутствует. Вторая группа – это крупные, средние и мелкие бизнесмены. Далее – консультанты, которые постоянно ездят к своим клиентам. Это и банковские компании, и аудиторские, и юридические. Далее – государственные органы: муниципальные, городские, федеральные и т.п. В общем, чиновники, которым нужно обязательно перемещаться внутри своего субъекта. Почтовые организации. И последняя группа – туристические компании. Сегодня огромное количество туристов, готовых куда-либо поехать внутри страны. Это так называемый авиатуризм.

    Какие услуги будут предоставляться авиакомпанией в рамках проекта?


    Мы будем предоставлять три типа продукта на рынок. Первый – это обычный рейсовый полет, который стоит в расписании. Так называемый «shattl» – «челнок», по аналогии с форматом, популярным за границей. «Шаттл» отличается от обычных рейсов тремя основным признаками – с определенной частотой выходит на маршрут, летает из специального терминала, либо через vip-зал, билеты на него можно купить хоть за 15 минут до рейса на стойке регистрации.
    Сегодня вы можете зайти на любую систему бронирования и посмотреть, какие самолеты вылетают такого-то числа из точки А в точку В. В этой же системе будет находиться и наша авиакомпания со своим расписанием полетов. Мы будем ставить «шаттлы» для полетов между теми городами, где нет прямого воздушного сообщения. Это будет доступно любому желающему. Вы сможете заказать билет и через Интернет, зайдя на наш сайт, или позвонить в нашу компанию.
    Второй продукт – это реальное авиатакси. Заказ самолета конкретно под вас. То же, что делает деловая авиация. Разница одна – цена. Идея в чем. Проект национального авиатакси предусматривает наличие 200–250 самолетов, которые будут разбросаны по всем основным транспортным узлам страны. Вы приехали, например, в Кемерово, и хотите улететь в Новокузнецк – прямого сообщения между ними нет. Тогда вы обращаетесь к нам – и ближайший борт будет вам подан. То же самое, когда вы заказываете такси, и вам говорят: «Ждите машину». В этом наш принцип.
    Наконец, третий продукт – это корпоративное такси. Когда часто летающие компании, сразу берут и оплачивают годовой абонемент, предположим, на 100 тысяч км, а потом в течение года эти километры выбирают.

    Сколько у вас сейчас самолетов и как их можно заказать уже сегодня?

    Сейчас у нас одна машина четырехместная – она уже летает, и две шестиместные, которые будут доступны для полетов и продаж буквально через считанные дни. Есть еще две машины в аренде. До конца года должно быть 15. Мы уже возили людей в Астрахань, Нижний Новгород, Самару. Для заказа самолета существует круглосуточный телефон отдела продаж. Пока мы продаем машины только по требованию. Как только появятся 5 машин, мы начнем регулярные рейсы «челноков», и это будет нашим приоритетом.

    Какова предполагаемая география полетов?

    В стране есть 9,5 тысячи пар городов, соединяемых пассажиропотоком, но где-то прямое авиасообщение отсутствует. Из этого числа можно выделить пять регионов с 208 приоритетными парами на расстоянии до тысячи км друг от друга, где имеются действующие аэропорты или полосы. Например, между Оренбургом и Пермью – 720 км, но авиасообщения нет. То же с парой Москва – Петрозаводск. Без пересадок не добраться и в Воронеж из Краснодара или в Новокузнецк из Кемерово. Все эти города – наши потенциальные маршруты.

    Откуда будут производиться вылеты?


    Практически из всех аэропортов страны. Для нас там созданы идеальные и очень теплые условия. Каждый региональный аэропорт хочет нас видеть у себя. Поэтому все возможные условия с vip-залами, депутатскими комнатами, подъездом машины к борту – пожалуйста. В Москве у нас есть два базовых аэропорта: во Внуково-3, на территории терминала деловой авиации «Космос». Он не наш, но мы там можем обслуживать своих клиентов. И аэропорт Быково, который, на мой взгляд, незаслуженно забыт. Этот аэропорт будет реанимироваться вокруг нашей компании. Там у нас есть огромное поле деятельности: хоть один терминал можно строить, хоть два. Кстати, там все операционные моменты гораздо более легкие, потому что там никто не летает. Мы не стоим в очереди на взлетную полосу и т.п.

    Во сколько обойдется потребителю пользование вашими услугами?


    Если вы будете лететь нашим рейсовым самолетом – рубль за километр за место. Затраты на рейс пассажиры смогут рассчитать сами. Мы выделили пять зон по 200 км, перелет в ближней зоне обойдется в 23 рубля за километр, в самой дальней – 15 рублей. Это сопоставимо с официальным тарифом на обычное такси в Москве – 15–17 рублей за километр. Жесткий тариф по километражу – наше стремление сделать ценообразование прозрачным и понятным для клиента. Если же вы захотите воспользоваться авиатакси, то вам придется заплатить все тот же рубль за км, но за весь борт. Чтобы высчитать цену, достаточно умножить стоимость рейсового полета на 6 или 4 (количество посадочных мест). Корпоративные перевозки – эта же сумма, за вычетом 20% скидки т.к. оплата производится вперед на год.

    Можно ли сказать, что российский проект авиатакси уникален и имеет для страны большое значение?


    Авиатакси уже давно существует в мире, особенно в труднодоступных районах: в Бразилии, Аргентине, на Аляске. Но в общенациональном масштабе – его нет нигде. Мы собираемся решить именно эту задачу, чтобы воздушное такси Dexter можно было заказать в любом городе нашей страны. Социально-экономический имидж, который этот проект несет, очень большой. Он возрождает отечественную региональную авиацию, правда, в формате другого потребительского сегмента – мы даем деловой части нашего населения свободно перемещаться по стране. А ведь 5%, которые они составляют, делают 80% валовой продукции России. И, конечно, причастность к возрождению российского авиапрома. Это на сегодняшний день единственный случай, когда он оказался состоятельным. Мы выпускали 700 самолетов в год, а в 2005-м – только четыре. Судите сами, какое значение имеет этот проект для страны, которой, обладая такими огромными расстояниями, просто необходимо летать.

    Беседу провел Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100