Демонстрационный полет российского "Миг-29М ОВТ" произвел на специалистов, по мнению очевидцев, поистине потрясающее впечатление. Оснащенный двигателем с изменяемым вектором тяги он выполнял в воздухе такие маневры, которые не способен повторить пока не один боевой самолет в мире. Наша делегация даже объявила конкурс на лучшее название новых фигур высшего пилотажа, выполненных этим военным летательным аппаратом. Победителя обещают покатать на боевом истребителе и отправить в недельный тур по России.
Полет русского чуда состоялся в рамках открывшегося в понедельник пригороде Парижа Ле Бурже 47-го авиакосмического салона. Он проводится один раз в два года. Прошлую выставку посетили около 500 тыс человек. В этом году ожидается не меньше. Первые четыре дня экспозиция работает только для специалистов.
На этот раз в салоне участвуют около 2 тыс. фирм из 42 стран мира. Наш павильон, как водится, один из самых больших - 3400 кв. метров. Российский ОПК представлен брэндами "Сухой", "Иркут", "МиГ", "Камов", "Миль", " Рособоронэкспорт", ЦАГИ им. Жуковского, "Алмаз-Антей". Всего в Ле Бурже из России привезли 374 экспоната .
Большой интерес экспертов вызывает модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-29, стоящий на вооружении в двадцати девяти странах. Гордостью фирмы "Сухой". являются модель истребителя-бомбардировщика Су-35 в масштабе 1:10 и его кабина, а также широкорекламируемый пассажирский "Суперджет-100". Он может использоваться и как частный лайнер, конкурент машинам Бомбардье, например.
По прогнозам корпорации "Боинг", в ближайшие 20 лет мировой авиапарк полностью обновится. Потребуется минимум 28 600 новых самолетов общей стоимостью в $2,8 трлн. Только таких, как Суперджет, понадобиться не менее 4 тысяч. И «Сухой» намерен захватив 20% рынка продать не менее 1000 машин.
В этом году Россия представила на авиасалоне эскизный проект и еще одного нового гражданского самолета - МС-21. По мнению разработчиков, он будет одним из наиболее конкурентоспособных вплоть до 2030 года.
Космический центр им. Хруничева представил ракеты-носители "Протон-М", "Космос-3М", "Ангара".
В Ле Бурже россияне планируют подписать много крупных контрактов. Самый значимый - по запуску спутников с французского космодрома Куру при помощи российских ракет-носителей.
А вот компания EADS Astrium для любителей экстремалов показала новый реактивный самолет для космического туризма. Он способен поднимать несколько пассажиров в ближний космос и доставлять им трехминутное удовольствие от пребывания в невесомости. Первый вылет назначен на декабрь 2012 года. Ориентировочная стоимость полета-аттракциона – 200-300 тыс евро.
Но основной интригой Ле Бурже 2007 является, конечно, схватка между новейшим европейским лайнером А-350 и американским B-787 Dreamliner. Правда, над Airbus висит тень неудачи с запуском суперлайнера А-380. Его поставки не один раз откладывались некоторые авиаперевозчики были вынуждены от него отказаться.
У Boeing дела идут лучше - спрос на Dreamliner-787 огромный. Испытания назначены уже на август-сентябрь, а доставка первым заказчикам на май следующего года. Аналог от Airbus будет запущен лишь в 2013 году.
Но, как бы то ни было, итоги первого дня работы авиасалона впечатляющи. Зарегистрировано 120 намерений о покупке и 219 заказов на $45,7 млрд. Так 30 самолетов А-320 приобретены кувейтской Jazeera Airways, 80 моделей А-320 и 3 самолета А-380 - катарской Qatar Airways. Emirates Airlines покупает восемь A-380, американская GE Commercial Aviation Services - 60 самолетов Airbus A-320, а американская US Airways - 22 самолета A-350, 10 - A-330 и 60 - A-320.
Российские авиаперевозчики также обнародовали заключение первого крупного контракта - 25 лайнеров А-320 стоимостью более $1,6 млрд приобрела компания S7 Airlines. Видимо, они понравились ей больше отечественных Ту.
Итальянские компании Finmeccania и Alenia-Aeronautica получат блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) компании "Сухой". Эту новость руководители компаний сообщили во вторник на пресс-конференции в рамках 47-го Международного авиационно-космического салона в Ле-Бурже.
И еще одной новостью дня на Ле Бурже стало то, что компания "Сухой и "Гражданские самолеты Сухого" подписали соглашение с итальянскими Finmeccania и Alenia-Aeronautica о начале их вхождения в состав акционеров "Сухого" с долей 25% плюс одна акция, то есть блокирующим пакетом. Вот так. Интеграция, понимаешь.
Олег Климов
Наша справка.
Первая выставка авиации, состоялась в Париже в 1909 году. В 1914-18 годах проведение салонов было прервано Первой Мировой войной. В 1919 форум открылся вновь, но потом не проводился до 1924 года. И только после этого он регулярно собирался до начала Второй Мировой войной. В 1946 году авиасалон возобновил свою работу, а в 1951 аэродром Ле Бурже стал его постоянной основной площадкой.
СССР впервые представил свои гражданские авиационные достижения в 1957 году. В 1965 году сенсацией стал транспортный самолет Ан-22 "Антей". В 1973 году первый в мире сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, который, правда, во время демонстрационного полета потерпел катастрофу. В 1989 году мы впервые представили в Ле Бурже боевую технику.