Авиатакси к подъезду! //21.11.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Современный бизнес диктует условия, в которых порой считанные минуты могут решить судьбу дела всей жизни. Необходимость преодолевать огромные расстояния с одного края материка до другого, перелетать через океаны - при этом клиент должен чувствовать себя в уютной домашней обстановке или в рабочем офисе – обязанности деловой авиации.

    Лететь самолетом российской или иностранной компании? Этот вопрос зависит не только от «досягаемости» рейса (а летают ли в Йоханнесбург «Тушки»?), но и от степени комфорта на борту лайнера, уровня обслуживания. И даже российские миллионеры далеко не всегда стремятся приобрести билет на рейс American Airlines или Air France, тем более, если нужно зафрахтовать самолет. На сегодняшний день в России существуют около 40 компаний деловой авиации, и число их на рынке постепенно растет.
    Стоят ли их услуги запрашиваемых за необходимую роскошь денег и достойны ли они конкурировать с иностранными коллегами?

    В настоящее время в арсенале российских компаний, занимающихся перевозкой VIP-пассажиров, есть и отечественные и иностранные модели самолетов. Это Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154М, Ил-62М, Falkon-900, BAE-125, Challenger-600. Специалисты утверждают, что услуги, предлагаемые потребителям на рынке деловой авиации, нашли свой спрос, и сам рынок в России сформировался и продолжает развиваться (темпы роста около 10% в год).
    Спектр услуг, предоставляемых компаниями, разнится не сильно. Если клиент заказывает для себя самолет, ему обязаны предоставить лимузин для проезда в аэропорт, VIP-залы ожидания, охрану, частные терминалы, отдельную стойку регистрации, сопровождение до трапа самолета, и предложить заказчику убедиться самому в качестве подготовительных работ. Условия и оборудование салона будет зависеть, прежде всего, от цели путешествия. В неизменных услугах также выбор меню, изменение маршрута следования, заказ и бронирование мест в отеле пункта назначения, предоставление развлекательной программы, сопровождение охраны и гида-переводчика и обязательное страхование.
    Так кто же они такие – наши российские VIP-перевозчики? Условно всех участников рынка можно разделить на три категории: компании авиаброкеры, компании, имеющие свой самолетный парк, и корпоративные авиакомпании.

    Среди первой категории выделяются несколько, давно и успешно действующих на рынке компаний - это «Служба11 Деловая авиация», «Олимпия Бизнес Тревел», «Авиа-Бизнес-Тревел» «VIP-Сервис». Брокеры зафрахтуют для вас борт в любой компании мира, подберут меню, и доставят в точку назначения, даже если это очень маленький городок с аэропортом с некондиционным покрытием, в которые за невыгодностью рейсовые маршруты не выполняются.
    Гордость «Службы 11» - организация рейсов для тех, кто не может оторваться от своей работы даже на время пребывания в небе. Чаще других компания предлагает Ту-134, Ту-154 и Як-40.
    Эти самолеты - качественно оборудованные летающие офисы, с видео-, аудио- и прочей необходимой техникой. На борт можно заказать всю необходимую литературу. До и после посадки полет будут организовывать собственные флайт-менеджеры и стюардессы.
    Во время полета пассажиру предложат отведать выбранные им самим блюда и продегустировать вина именитых мировых марок из винной карты, при этом сомелье обязан будет рассказать о вине все возможное – от истории до того, где сегодня можно приобрести этот напиток.
    Дамам, не утруждающим себя в небе переговорами и делами, можно воспользоваться услугами парикмахера, косметолога или массажиста.
    Немного отошла компания от своих прямых обязанностей – деловых перевозок, когда в прошлом году организовала свадьбу молодой пары на борту. Самолет Як-40 со свободным салоном разделили на три части: для персонала, собственно свадебный салон и небольшую эстраду.
    Чаще других компания предоставляет самолеты Ту-134, Ту-154, Як-40.
    «Ист-лайн», компания, предоставляющая как услуги брокера, так и собственные самолеты. Входит в одноименную группу компаний «Ист-Лайн», специализирующуюся на управлении аэропортами и авиаперевозками, с основной базой в Домодедово. Основана в 1996 году на базе «Ист-Лайн Эйр». Эксплуатирует самолеты Ан-12, Ил-76ТД, Ил-62М, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-42, вертолеты Ми-8.
    В свои непосредственные обязанности «Ист-лайн» вменяет заказ и охрану автомашины, организацию досуга, предоставление мобильных средств связи, бронь номера в отеле, организацию переговоров и деловых встреч, обязательное страхование и оперативное изменение маршрута. В общем, все - чтобы заказчик мог только думать, высказывать желания и работать - компания поработает и личным поваром, и секретарем, и менеджером, и постельничим.
    Авиакомпания «Карат» для VIP-перевозок предлагает борт самолетов Ту-134, Ту-154 и Як-40. Она основана в 1993 году на базе аэропорта Внуково и считается генеральным перевозчиком Российского авиационно-космического агентства. Конфигурацию салона, как и выбор меню и напитков, можно подобрать заранее. Собственный терминал компании в аэропорту Внуково-3, патрулируемый вооруженной охраной, оборудован комнатами для переговоров и баром. Все средства современной связи в наличии: телефонная и факсимильная, электронная почта, ксерокс, Интернет. Ну и, конечно же, транспорт представительского класса.
    Компания «Авком» существует с 1988 года. У нее есть свой парк самолетов, но и от дилерских услуг «Авком» не отказывается - помогает при купле-продаже бортов. Эксплуатирует самолеты Bae-125-700, Ту-134, "Сессна-208", Як-40. Бизнес-терминалы компании расположены в Шереметьево и Домодедово. Отдельные подъездные дороги охраняются собственной службой безопасности. Терминалы оборудованы пунктами паспортного контроля, стойками регистрации, баром, рестораном, залом ожидания и комнатами для переговоров. Пожалуй, ценным отличием «Авкома» можно назвать скорость, с которой компания подготовит самолет к полету. За два часа до незапланированного вылета инженерно-технические службы готовы привести все системы в надлежащее состояние, а экипаж - занять место за штурвалом. Лишь бы вы успели за это время бросить все необходимые вещи в чемодан. Иначе лимузин, который должен отвести вас до трапа, заскучает у подъезда. Однажды один из клиентов «Авкома», попарившись с друзьями в бане, решил прошвырнуться на Сейшелы - и через пару часов самолет уже летел к островам.
    Корпоративные компании обслуживают в основном конкретные организации, но с удовольствием обеспечивают на своих бортах и чартерные перевозки. К этому типу компаний относятся «Авиаэнерго» (компания РАО ЕЭС базируется во Внуково-3. Эксплуатирует оборудованные под класс люкс Ил-62М, Ил-76, Ту-154М), «АвиаМост» (предпочитает «Яки»), «Лукойл-Авиа» (дочка нефтяного гиганта имеет собственные терминалы в Шереметьево-3, базовый тип самолетов - Як), «Газпромавиа» и «Центр-Авиа».
    Авиапредприятие «Газпромавиа» образовано в 1995 году концерном «Газпром». Воздушный парк насчитывает 105 судов (31 самолет и 74 вертолета). На сегодняшний день среди россиян у газовиков самый большой и разнообразный парк самолетов. Ими эксплуатируются Falkon-900В, Як-42, Як-40 и вертолеты Ми-8, Ка-26, Ми-2. Основная база – аэропорт Остафьево.
    Авиакомпания “Центр-Авиа” родилась в декабре 1999 года. Она равноправный партнер предприятий “АТ-Альянс”, в которое входят также Научно-производственное объединение “Авиатехнология”, Быковский авиаремонтный завод, Ступинский металлургический комбинат, Аэропорт Быково, лизинговая компания “Авиатехнология”, Кулебакский металлургический завод. VIP-клиентов здесь обслуживают на борту самолета Як-42. Это один из пяти в мире лайнеров, оборудованный спутниковой системой антенн и аппаратурой DVD.
    Недавно на этом рынке появился новенький – американская компания NetJets, владелец которой, миллиардер Уоррен Баффетт, занимает вторую строчку в списке самых богатых людей после Билла Гейтса. Идея Баффета - продавать самолеты частично. Так, например, стоимость восьмой части самолета Dаssault Falcon 2000 (т.е. вы будете одним из 8 полноправных обладателей) составит почти 3 миллиона долларов разового платежа. За ежемесячное обслуживание придется отдать еще 25 тысяч долларов в месяц. Но, как совладелец самолета вы получаете 100 часов полетов в год в свое распоряжение. И каждый - еще по 3,85 тыс. долларов. При чем здесь Россия? NetJets намерена начать работу в Москве и Санкт-Петербурге, считая их городами перспективными и надежными. В авиапарке компании около 500 самолетов. Заказ на полет необходимо оформлять не менее чем за трое суток, и еще оплачивать перелет рейса от места стоянки в Европе до порта в одной из столиц.
    Завершая экскурсию по российским компаниям, занимающимся деловыми перевозками, приведем цифры Teal Group Corp, предсказывающей стабильный рост производства специально оборудованных для VIP-клиентов самолетов.

    Год пр-во самолетов стоимость произв. прод. (в млрд. долл. США, по курсу 2002 г.)

    2002 667 9,65

    2003 637 9,48

    2004 597 8,68

    2005 576 7,95

    2006 640 8,42

    (Учтены только самолеты с турбовентиляторными двигателями)


    Сколько денег нужно потратить на собственный VIP-самолет?
    $300 тыс. - покупка подержанного самолета (Як-40, например), капитальный ремонт -$250 тыс., доработка салона, в зависимости от варианта – до $100 тыс. Прибавьте еще столько же на проблемы с сертификацией плюс длительная процедура получения разрешения на пролет воздушного пространства СНГ.
    Если вы настолько увлеклись и задумались о VIP-перевозках, как о бизнесе, не стоит забывать - чтобы компания существовала, самолет должен иметь не менее 50 летных часов в месяц (Як-40).

    В среднем полная себестоимость летного часа Як-40 не поднимается выше $1000 (например, чартерный рейс Киев-Прага-Киев обойдется заказчику в $11500, при летном времени 8,5 летных часов - т.е. полная стоимость летного часа будет составлять около $1353, а полная себестоимость за вычетом НДС, приблизится к $1100).
    Для L-410 общая стоимость рейса составит около $7800, для Falkon 20-5 около $19000, но летное время сократится как минимум в 2 раза.

    Елена Салтыкова

    Rambler's Top100