Деловые новости от деловой авиации //27.07.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Бизнес-авиация – это авиация, которая, прежде всего, способствует интенсификации бизнеса. Бизнес-самолет необходим предпринимателям не столько для экономии денег, сколько для оптимизации графика своей работы. Разумеется, не всем нужен персональный самолет. Если перелеты происходят не слишком часто, можно воспользоваться услугами специальных компаний, которые организовывают VIP-перевозки.

    Что нового за последнее время произошло на этом рынке. Как изменились сами компании. Кто на сегодняшний день является их клиентом. Об этом и пойдет речь.

    Немного цифр и статистики
    Десять лет назад, когда начала развиваться отечественная VIP-авиация, почти все ее пассажиры были иностранными. Теперь же ситуация полностью изменилась: почти 90% заказчиков и пассажиров – отечественные. Около 60% всех «деловых» рейсов приходится на Россию, и почти треть - на дальнее зарубежье, где лидирует Западная Европа – такие страны, как Германия, Франция, Швейцария.
    Сегодня в стране работает порядка 30 компаний деловой авиации. По данным Ассоциации деловой авиации, в России ежегодно осуществляется от пяти до шести тысяч полетов бизнес-авиации. В денежном выражении это составляет примерно $150–200 млн. в год. Несмотря на конфиденциальность и отсутствие точной статистики в этой сфере, по оценкам специалистов, рост рынка деловых перевозок составляет примерно от 5 до 10% в год. На сегодня эксплуатируется порядка 60 самолетов, предназначенных для VIP-перевозок и зарегистрированных в России. В основном это отечественные самолеты с переоборудованными салонами, однако примерно четверть общего количества составляют специализированные бизнес-джеты иностранного производства. Самыми распространенными являются: Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, а также зарубежные Falcon, Hawker, Challenger, Bae, Boeing Business Jet, Embraer Legacy, Cessna, Learjet и другие.
    Нельзя не отметить и тот факт, что на сегодняшний день в стране уже сформировался круг авиакомпаний и операторов, появилась наземная база и инфраструктура. В столичных аэропортах построено несколько VIP-терминалов – Центра деловой авиации, компаний «Авком», ЛУКОЙЛ и «Газпром». Большинство рейсов приходится на Внуково и Шереметьево, и пока небольшая доля принадлежит Домодедово, где недавно «Авком» построил современный терминал с аэрокомплексом для пассажиров, центром техобслуживания и выставкой-продажей самолетов.
    Бурно развивается Внуково-3. Сейчас этот аэропорт считается весьма перспективным. Там построен отличный терминал, который уже сегодня работает на полную мощность, и не всем компаниям удается туда попасть. Он более соответствует тем требованиям деловой авиации, когда самолет стоит непосредственно перед самим терминалом, что является непременным условием для VIP -полетов во всем мире. Пассажирам не нужно ждать, когда их отвезут к трапу, они видят свой самолет из окон терминала и, пройдя все аэропортовские формальности, сразу же проходят на посадку.
    Это что касается Москвы. В перспективе же открытие таких центров и в регионах. Примером может служить аэродром Ржевка под Санкт-Петербургом, который после реконструкции имеет все шансы превратиться в основной аэродром деловой авиации.

    Летаем только на своих…

    Как известно, компании, занимающиеся VIP –перевозками, подразделяются на эксплуатантов, имеющих воздушные суда в собственности, и авиаброкеров, предоставляющих посреднические услуги. Хотя это разделение довольно условно, и главным является только наличие или отсутствие парка самолетов. В свою очередь, в работе компаний-эксплуатантов можно выделить два направления: корпоративные бизнес-рейсы и чартерные.
    Наименьшие изменения претерпела деятельность авиакомпаний, специализирующихся на обслуживании той или иной отрасли промышленности (как правило, нефтяников и газовиков). Общий уровень спроса для них остается стабильным, перераспределение объемов работ происходит в соответствии с политикой компаний-заказчиков, которые, как правило, всегда имеют определенные предпочтения и пользуются на том или ином рынке в основном услугами одного и того же делового перевозчика. Свою деловую авиацию для перевозки руководства, а также для коммерческих целей имеют крупнейшие российские компании – ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сибнефть», «Норникель», «Базовый элемент». А авиакомпании «Газпрома» («Газпромавиа») и РАО ЕЭС («Авиаэнерго») возят не только руководство, но и выполняют коммерческие рейсы, являясь довольно крупными деловыми перевозчиками.
    В основном западные нефтяные компании, такие как BPAmoco, ChevronTexaco, ExxonMobil, Shell и др. обслуживает американская компания Clintondale Aviation, осуществляющая как вахтовые перевозки, так и классические «деловые». Помимо этого компания осуществляет авиационное сопровождение проекта «Тенгизшевройл» по нефтедобыче в Казахстане.
    В России и СНГ Clintondale Aviation имеет три дочерних предприятия со свидетельствами эксплуатанта. Южносахалинская авиакомпания «Авиашельф» насчитывает в своем парке пять вертолетов Ми-8 и три канадских самолета Деш-8 и является основным перевозчиком «Сахалинcкая Энергия». «КазЭйр Вест» в Казахстане и, наконец, московская авиакомпания «РусЭйр», постоянными заказчиками которой выступают крупные нефтяные и газовые компании, ведущие финансовые структуры, компании, работающие в области космических исследований и входящие в обьединение «FORTUNE 500». А пассажирами «РусЭйр» в разное время были главы государств, принц Майкл Кентский, Юрий Лужков, американские конгрессмены, министры и послы, руководящий состав иностранных представительств, руководители крупных корпораций. И хотя, как уже говорилось выше, в деятельности таких «специализированных» компаний изменения, на первый взгляд, не так уж очевидны, но все же они есть. Так, по словам генерального директора Clintondale Aviation Константина Сафронова, только за последние полгода парк воздушных судов компании увеличился в два с половиной раза. Сейчас он насчитывает пять самолетов: два Ту-134 и три - Як-40. А совсем недавно куплен новый Ту-134 (салон). Все это говорит о том, что даже при наличии постоянных клиентов спрос на деловые перелеты растет, а это, в свою очередь, требует как расширения авиапарка, так и географии самих полетов. Что, собственно, и происходит.

    … и на чужих тоже
    Вообще, нужно сказать, что авиация в целом и деловая авиация в частности, является как бы лакмусовой бумажкой экономического состояния страны. Пять-шесть лет назад клиентами бизнес-авиации являлись в основном нефтяные компании, представители власти и, чего уж кривить душой - криминальный элемент. Сейчас ситуация резко изменилась. Пассажирами теперь выступают крупные холдинги не сырьевого сектора, агропромышленные предприятия, банки, юридические компании, заводы. Популярными стали полеты руководящего состава по своим филиалам, расположенным в разных регионах страны. Это уже не просто разовые полеты, а периодические – раз или два в месяц. Большой спрос появился на корпоративные перелеты и не только по работе, а и на отдых. Класс пассажиров, безусловно, богатеет. Если раньше дальние перелеты в Америку, Австралию и т.п. были редкостью – сейчас в порядке вещей. Хотя это и не дешево - рейс в Таиланд туда и обратно стоит порядка 350-400 тысяч долларов…
    Сегодня на рынок выходят спортивные команды. Например, хоккейный клуб ЦСКА весь прошлый сезон отлетал на самолете компании «РусЛайн».
    Поэтому нет ничего удивительного, что компании, занимающиеся VIP -перевозками, растут и развиваются.
    Кроме уже вышеперечисленных, можно назвать еще пять крупных игроков на этом рынке: «Аэрофлот Плюс», «Авком», «Jet 2000», «Ист Лайн», «Рус Лайн». Набор услуг у всех примерно одинаков, в том числе и по маршрутам: летают как за границу, так и по всей стране. Однако, вместе с тем, и в этих компаниях отмечают изменения, которые произошли за последнее время и в самой отечественной бизнес-авиации, и в психологии клиентов. Рынок становится более прозрачным. Цивилизованным. Стало проще заказать рейс. Вовсю идет закупка новой техники, модернизация салонов уже имеющейся. Так авиакомпания «РусЛайн» приобрела два самолета Як-42 и три Ту-134. В планах компании приобретение самолетов западного производства. В 2003 году парк авиакомпании «Авком» пополнился новейшим среднемагистральным самолетом Embraer-135BJ и бизнес-джетом Hawker. А до конца этого года планируется получить еще два самолета. «Аэрофлот +», имеющий три отечественных лайнера, готов в ближайшем будущем приобрести «иномарку» - Challenger-601. С четырех до десяти за прошедший год увеличился парк самолетов и в авиакомпании «Jet 2000», который состоит исключительно из машин западного производства. Впрочем, президент компании Леонид Кошелев считает большим недостатком отсутствие отечественной техники. Поэтому в компании активно работают с российскими авиапроизводителями, чтобы, то, что уже есть на сегодняшний день в нашей авиационной промышленности, притянуть до уровня мирового. Так идет разработка проектов Ту-214 и Ту-204, которые будут аналогом американского BBJ.
    Однако, только лишь закупкой самолетов и перевозкой пассажиров деятельность авиакомпаний сегодня не ограничивается. Практически все VIP -перевозчики по желанию оказывают консультации по подбору и приобретению воздушных судов в личное пользование. Созданы специальные отделы, которые ведут работу с потенциальным покупателем, объясняя и просчитывая все ньюансы обладания тем или иным летательным аппаратом. Мало того, «Авком» в самом ближайшем будущем готовится обслуживать всю прибывающую из-за границы технику в своем собственном техцентре в Домодедово.
    Кстати, и группа «Ист Лайн» активно использует в своей практике передовые мировые технологии аэропортового обслуживания. Ею впервые в России создана современная система организации наземного обслуживания в аэропорту, за которую отвечает единый оператор - компания «Ист Лайн Хэндлинг».

    Самолет олигарха – к подъезду!
    Подобная же структура появилась и у одной из крупнейших российских брокерских компаний «Служба 11», которая выделилась в отдельную компанию «Норд Лайн Хэндлинг» и занимается закупкой самолетов, обслуживанием техники и аэропортовским сопровождением. И это свидетельствует о том, что и в среде так называемых компаний-операторов происходят изменения, направленные на усовершенствование и расширение услуг, связанных с VIP -перевозками.
    Вообще, если говорить о развитии отечественной деловой авиации в целом, нельзя не отметить, что на особом подъеме сегодня находятся именно авиаброкерские компании. И в этом нет ничего удивительного. Если авиакомпании вынуждены позиционировать, прежде всего, свои собственные самолеты (техника не должна простаивать, иначе она будет приносить убытки), то у брокеров таких проблем нет. Они имеют тесные партнерские отношения со всеми авиакомпаниями деловой авиации и четко отслеживают где, когда и какой самолет свободен. Именно тот, который нужен клиенту. Опять же всегда подскажут, какой именно самолет выгодней в той или иной поездке. Ориентируют по ценам. Да и самим владельцам воздушных судов выгодно работать с брокерами – ведь они дают им максимальную полетную загрузку. Так, у той же «Службы 11» на сегодняшний день «под контрактами» находится более 300 самолетов. А скажем, компания «Vip Сервис 2000» имеет в своем «активе» такие солидные авиапредприятия, как «Авиаэнерго», «Газпромавиа», «Лукойлавиа», «РусЛайн», «TAG Aviation», «Octavia», «Global Jet», «Jet Aviation», «Jet Flight», «Privet Air» и другие.
    Естественно, что при таких объемах работ, нельзя, да и невозможно стоять на месте. И поэтому, развиваются не только крупные игроки, давно и прочно занявшие свою нишу в этом сегменте рынка, но и появляются новые. К примеру, совместно российско-казахстанская транспортно-туристическая компания широкого профиля «ТрансАвиа», пришедшая на рынок два года назад. Кстати, о широком профиле. Необходимо отметить, что сегодня компании-операторы помимо своего непосредственного предназначения (организации VIP -перевозок), активно осваивают и, так сказать, побочные сферы, связанные с авиаперелетами. В первую очередь это касается эксклюзивного туризма. Как рассказала Черкас Светлана, директор маркетинговой службы компании «VIP Сервис 2000», на сегодняшний день большой популярностью пользуются перелеты на важнейшие спортивные мероприятия: XXVIII летние Олимпийские игры 2004 года, финалы Лиги европейских чемпионов, Кубка UEFA, чемпионат Европы по футболу 2004 и т.п. Причем, если раньше все ограничивалось только доставкой клиента на место, то теперь услуги оказываются в комплексе: размещение, предоставление авто, яхты, вертолета… К слову, одним из направлений работы компании «Деловая Авиация» является организация и выполнение деловых и развлекательных полетов именно на вертолетах зарубежного производства Ecureuil 355, EC-120 Colibri, Enstrom 480, Robinson 44. А клиентам компании «VIP Сервис 2000» полюбились воздушные вояжи на Байконур, включающие в себя перелет класса VIP, присутствие при запуске космического аппарата и экскурсию по космодрому.
    И все же, по словам Елены Симченко - директора по маркетингу и рекламе компании «Служба 11», деловая авиация прежде всего призвана обслуживать бизнес. Особенно полеты в регионы по своим представительствам в различных городах России. Всевозможные инспекционные поездки. Об этом говорит и статистика: 98% - полеты, связанные с бизнесом, и только 2% приходится на заказы личного порядка. Появился новый широкий сектор перевозок на выставки, съезды, конференции, форумы, как по стране, так и за ее пределы. Если раньше на такие мероприятия, как правило, летали самолетами первого класса регулярных рейсов, то теперь предпочитают заказывать лайнер сугубо для своей компании и лететь отдельно. Это связано с тем, что и на борту многие также занимаются делами. Плюс к этому возможность использования компьютеров, мобильных телефонов и прочей техники, которой нет, и не может быть на регулярных рейсах.
    И еще отдельно хотелось бы рассказать об эксклюзивной услуге, которую можно получить, обратившись в одну из компаний деловой авиации – например в «Службу 11». Как известно, парк любой компании-эксплуатанта состоит из самолетов, принадлежащих ей самой и взятых в аренду у владельцев. Понятно, что владелец самолета не каждому разрешит пользоваться своим бортом. Есть много «частников», которые не только не позволяют летать на своих судах, но и даже фотографировать их. А согласитесь, слетать на самолете известного в стране, да и во всем мире, человека весьма и весьма престижно. И не только в личном плане, но и для своего бизнеса. Например, полететь на самолете, принадлежащем семейству Сваровски. Так вот та же «Служба 11» берет на себя обязанности договориться с хозяином о такой возможности. И не даром считается, что эта работа – VIP среди VIPа.

    Большие хлопоты в большом доме

    Анализируя развитие российской бизнес-авиации, нельзя, конечно, пройти мимо проблем, которые сегодня имеются на этом рынке. Решать их необходимо и очень хорошо, что в стране есть организация, занимающаяся этим вплотную. Это Ассоциация деловой авиации (АДА), включающая в себя большинство крупных авиапредприятий, работающих в этой сфере бизнеса.
    Бизнес-перевозчики считают, что граждане страны должны иметь право беспрепятственно приобретать и использовать деловые самолеты. АДА пытается лоббировать решение законодательных проблем для упрощения лицензирования, всей работы VIP-авиации. Однако проблемы решаются медленно. Госрегулирование воздушного пространства у нас еще советское. То есть на Западе уведомительная, а у нас разрешительная система полетов. Все это мешает работе деловой авиации, и задача Ассоциации – добиться упрощения правил полетов, чтобы система разрешений носила уведомительный характер, как это принято во всем мире.
    И все же подвижки, безусловно, есть. Так уже больше года работает Экспертный совет при Президенте, который призван разработать новые нормативные документы. Это должно внести ясность во все вопросы, касающиеся деловой авиации.
    По словам Марка Беленького, исполнительного директора Ассоциации деловой авиации, те усилия, которые были приложены за прошедший год к упрочению позиций бизнес-перевозок как полноценного направления внутри отрасли, не пропали даром. Достижением является уже то, что сегодня деловых авиаторов замечают, выслушивают, учитывают при принятии решений их интересы. Так, например, руководство ГСГА согласилось, что все нормативные документы, касающиеся деловой авиации, прежде чем выходить в свет, будут обсуждаться и согласовываться с Ассоциацией. Первой ласточкой стала работа над инструкцией по лицензированию. В ней деловая авиация прописывается особым разделом, при этом будут установлены соответствующие требования, применяемые именно к этому виду перевозок.
    Специфичность бизнес-перевозок связана, например, с системой их оформления; особенно остро стоит вопрос о получении срочных разрешений на полеты. По инициативе АДА некоторое время назад наконец-то появился приказ, дающий право на получение компаниями срочных разрешений, и сейчас весь вопрос в том, чтобы право пользоваться преимуществами этого приказа было предоставлено тем организациям, которые имеют соответствующие лицензии делового перевозчика. И эти лицензии будут выдаваться не только коммерческим авиакомпаниям, но и корпоративным. Хотя, в принципе, корпоративные перевозки не должны лицензироваться (только сертифицироваться), потому что они выполняются на некоммерческой основе. Все это на данный момент находится в работе. Сегодня при подготовке новой инструкции по лицензированию уже делаются первые попытки четко определить, что подразумевается под деловой авиацией, что - под корпоративной, а что - под частной.

    Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать и о меркантильной стороне вопроса. Развитие российской деловой авиации принесло бы немалые доходы в бюджет страны, при этом ей не требуется государственного финансирования – тут инвестором выступает сам бизнес. Эксперты считают, что потенциал деловой авиации у России огромный и зависит не только от наличия громадной территории. С развитием экономики, появлением новых динамично развивающихся компаний, интеграции отечественного бизнеса в мировой рынок будет все больше потребностей в деловых перевозках. Согласно прогнозам Ассоциации деловой авиации, этот рынок ожидает активный рост – до 30–40% в год, в отсутствие отечественной будет ввозиться много зарубежной авиатехники, создаваться рабочие места и объекты инфраструктуры.



    «Сама идея деловой авиации – не в экономии на билетах, а именно в том, что «время-деньги». Так один клиент заказал рейс в Нефтеюганск с тем, чтобы улететь ночью, а к обеду вернуться в Москву. И когда после этого рейса его спросили, зачем он потратил за полдня – 25 тысяч долларов, он четко объяснил: «Я ночью вылетел, а утром уже подписывал договор на несколько миллионов, а к обеду – уже в Москве заключил договор на несколько десятков миллионов. И вопрос не в том, чтобы просто слетать и подписать, а чтобы быть первым».


    Леонид Кошелев, президент авиакомпании «Jet 2000»


    «Сама психология нашего клиента стала несколько иной и круг людей, пользующихся услугами бизнес-авиации, сильно расширился. К верхушке олигархического бизнеса все активнее присоединяется крупный и даже средний бизнес. Если раньше считалось, что клиент, летающий на бортах VIP –авиации, деньги не считает: 100 или 200 тысяч долларов – без разницы, то сегодня подход весьма прагматичный. Человек, прежде чем заказать у нас тот или иной рейс, самолет, самым внимательным образом изучает все нюансы – начиная от марки воздушного судна и заканчивая питанием на борту».

    Марк Беленький, исполнительный директор Ассоциации деловой авиации


    «Сказать, что услугами деловой авиации стал пользоваться каждый третий - нельзя. Но, безусловно, компаний, летающих бизнес-рейсами, становится все больше. Если раньше их можно было пересчитать по пальцам, то сегодня пальцев уже не хватает. Перспективы огромны. Я считаю, что за последние годы количество VIP -судов в России выросло процентов на двадцать. Количество же компаний, вместе с регионами – на 10%. Развитие именно деловой авиации позволит регионам увеличивать рабочие места. Оживут аэродромы, заработают средства наблюдения (управление воздушным движением), появятся новые топливо-заправочные компании, центры по техническому обслуживанию техники».

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100