В ожидании самолета, или зачем нужны vip-залы //08.11.2002

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Инфраструктура любого аэропорта – это довольно сложный и многофункциональный механизм. И не последнее место в нем занимают vip-залы, или залы официальных лиц и делегаций. Сейчас все больше людей хотят не просто долететь из пункта А в пункт В, а сделать это с максимальным комфортом.

     Начинается же такой полет, как правило, с прохождения аэропортовских процедур, именно в vip-зале. Как сегодня работает эта сфера vip-обслуживания? Оправдывается ли на деле ее столь пафосное название? В этом и попытаемся разобраться.

    Элитное родство

    Конечно, получить право на пользование такого рода услугами может далеко не каждый. Нужно или обладать каким-либо статусом, или, по меньшей мере, иметь возможность заплатить за предоставляемое vip-обслуживание. Вообще, отдельные vip-залы – это по большому счету, наше российское «ноу-хау». На Западе, например, в аэропортах Парижа, Рима или Нью-Йорка нет специальных залов, предназначенных для важных персон. «Спецобслуживание» положено лишь тем пассажирам, которые летят первым классом. Для них устроены отдельные комфортабельные комнаты ожидания. Их непременный атрибут - барная стойка, за которой обслуживают бесплатно. Вообще платить что-либо «сверху» за пользование этими помещениями не нужно, «пропуском» туда служит авиабилет соответствующей категории. Если его нет, то будь ты хоть парламентарий или даже член правительства, но регистрироваться на рейс придется в общей очереди и коротать время перед полетом в обычном зале ожидания.
    У нас же все несколько иначе. А вот как именно, мы увидим, побывав в vip-залах московских и других российских аэропортов. Начнем с общих, характерных для всех подобных залов положений.
    Так сама процедура регистрации, оформления багажа и паспортного контроля ничем не отличается от обычной процедуры перед вылетом. Но документы на контроль относят сотрудники зала, а на прохождение таможни нет очередей. В самолет вас специально пригласят и проводят последними, так что не придется стоять и в очереди на посадку. По прилете vip -пассажиров приглашают на выход первыми. В сопровождении сотрудника они проходят в зал и могут ожидать свой багаж, который также выгружается в первую очередь.
    Бар и ресторан есть в каждом vip -зале, но стоимость блюд и напитков не входит в стоимость обслуживания, и цены такие же, как во всех остальных барах аэропорта.
    При желании всегда можно развлечь себя чтением последних номеров глянцевых журналов, газет, просмотром телевизионных программ.
    Практически везде есть комната для переговоров. Предоставляются и еще некоторые услуги (доставка пассажиров к борту самолета), которые одинаковы для vip-обслуживания, как правило, во всех аэропортах. Но все это, так сказать, основа, каркас. А вот какие-то свои нюансы, какой-то свой эксклюзив, без сомнения, имеет место в каждом отдельном vip-зале каждого терминала.

    Предусмотрено все, вплоть до зонтика в багажнике

    Возьмем сначала для примера столичный аэропорт Домодедово. Здесь, к слову, vip-ом зал не называют, а именуют строго и по государственному: «Зал официальных делегаций».
    Современный стильный дизайн vip-зала продолжает концепцию нового реконструированного Домодедово. Цвета: серый и голубой, много металлических деталей.
    Рядом с залом находится ресторан (филиал московского "Сударя"), откуда ожидающим пассажирам приносят заказанные блюда.
    Для особо важных гостей отделены две комнатки – назовем их супер-vip. Здесь обстановка иная: массивные деревянные столы, внушительные стулья – все дышит солидностью и долговечностью.
    В числе прочего vip-персонам предлагается посетить комнату гигиены, где находится душевая кабина с белыми махровыми полотенцами, право пользования душем распространяется и на встречающих-провожающих.
    Можно воспользоваться услугами бизнес-центра vip-зала, получить любую информацию о возможностях аэропорта, заказать такси, арендовать одну из четырех комнат для проведения переговоров. Комнаты эти оборудованы жидкокристаллическими телевизорами, видеомагнитофонами. Здесь же к услугам пассажиров московский городской телефон, а также внутренняя связь с рестораном vip-зала, стойкой «ресепшн» и сервис-менеджером. Две комнаты вмещают до 10 человек, а две другие позволяют провести совещание в количестве до 20 представителей. Стоимость аренды переговорной комнаты – 1500 рублей в час.
    Но и это еще не все. Для клиентов vip-зала в Домодедово открыт магазин эксклюзивных сувениров, подарков и аксессуаров. Введена услуга сервис-менеджера. Она позволяет сделать заказ на организацию фуршета и торжественного мероприятия прямо из комнаты переговоров. Если вы встречаете любимого человека, то можно выбрать цветочную композицию по специальному каталогу компании «Интербукет». А затем уехать из аэропорта на арендованном эксклюзивном авто, предоставляемом компанией «Лимузин Сервис». В ее парке более 20 уникальных автомобилей. Машины от 1957 года выпуска (ретроавтомобиль Cadillac) до современных респектабельных марок: «Линкольн», «Кадиллак», «Мерседес». Кузова – от «ультрасуперстрейч» (10 метров в длину) до элегантного кабриолета. Автомобили оснащены высококачественной аудиосистемой, телевизором и видеотехникой, кондиционерами, мини-холодильниками и барами. А багажнике на случай дождя – зонт!
    Что еще? Посетителей vip-зала отвозят к трапу самолета или, наоборот, привозят на отдельном микроавтобусе. Если же рейс задерживается, то бесплатно предоставляется автотранспорт для доставки пассажиров в гостиничный комплекс «Домодедово Аэротель». Здесь им предоставляются комфортабельные номера (люкс, полу-люкс, одно- и двуместные номера). Естественно, можно пообедать в ресторане, сходить в спортивный зал, оборудованный современными тренажерами, солярий, массажный кабинет. Попариться в одной из двух саун, сыграть на бильярде и, наконец, сделать себе прическу в салоне-парикмахерской.
    Единственным условием для того, чтобы воспользоваться всеми этими благами, является срок подачи заявок на предоставление услуги vip-зала - минимум за 48 часов до вылета/прилета.
    Оплата производится в любой удобной для клиента форме. Правда, при расчете наличными или по кредитной карте c физических лиц дополнительно взимается налог с продаж в размере 5% от стоимости.

    Vip-ворота Шереметьво


    Мы увидели, как обстоят дела с vip-обслуживанием в аэропорту Домодедово. Теперь перенесемся в Шереметьево и посмотрим, чем же «балуют» особо важных персон в этом столичном аэропорту.
    Начнем с того, что в Шереметьево-2 для улетающих и прилетающих vip-залы разные, а в Шереметьево-1 – один для всех. По концепции времяпрепровождения они друг от друга ничем не отличаются: ожидающие пассажиры могут воспользоваться услугами бара, аэропортовые служащие и таможенники сами сообщат, куда надо передать документы и когда пройти в самолет или за багажом. Процесс происходит неспешно, с чувством исключительности момента. В Шереметьево также считается, что vip-персоне неприлично разглядывать витрины и прицениваться к товарам. А потому для важных гостей сделали электронный duty-free. С виду это аппарат, напоминающий банкомат. Достаточно, пощелкав клавишами, выбрать из электронного каталога желаемый объект, заплатить карточкой и… продолжать пить кофе. Милая девушка передаст клиенту покупку уже на борту самолета. Кстати, насчет карточек…
    Чтобы охранить и сохранить vip-контингент, каждый аэропорт ищет свои пути и подходы. Например, компания VIP-International, которая заведует залами для высокопоставленных лиц на обоих терминалах Шереметьево, стремится оказывать услуги только постоянным клиентам, а потому принципиально не выпускает разовых билетов. Чтобы попасть в шереметьевский vip-зал, необходимо купить карточку за 7 тысяч долларов. Это стандартная именная карта. Если же семья владельца, а также встречающие и провожающие его тоже требуют особого к себе отношения, то обычно приобретается «Золотая карта» – ее стоимость уже 10 000 долларов в год. Правда, на этом расходы не заканчиваются: по условиям VIP-International обладатели карт должны еще каждый раз дополнительно оплачивать по 100 евро с человека за обслуживание в vip-зале.
    Зато пакет услуг позволяет участнику системы открывать двери в бизнес-залы 200 крупнейших аэропортов мира по программе Prioriti Pass, посещать закрытые частные клубы, входящие в Executive Club International, получать многочисленные скидки Countdown и участвовать в программе бронирования отелей и автомобилей IAPA. Так что, если активно пользоваться всеми сервисами, финансовое вложение в карту может себя оправдать. Возможно, поэтому в vip-залы Шереметьево попасть хотят многие.
    Еще больше тех, чьи заработки еще не настолько велики, чтобы выкладывать каждый год по 10 тысяч за вход в элитную зону, но в то же время уже достаточны, чтобы не смешиваться с потоком простых пассажиров. Такие клиенты ищут пути в vip-залы Шереметьево через турфирмы или организации, принимающие и отправляющие официальные делегации. Отдельные компании, особенно крупные операторы, чьи имена котируются в сфере перевозки из-за объемов поставляемых пассажиров, выкупают годовые корпоративные карты (цена – 25–30 тысяч долларов на год), а потом продают своим клиентам по частям – по $150–200 за разовое посещение.
    Помимо вышеописанных vip-залов, в Шереметьево и в первом, и во втором терминалах (как, впрочем, и в остальных московских аэропортах), существуют также залы официальных лиц и делегаций. О них необходимо упомянуть потому, что здесь есть своя специфика.
    Перечень должностных лиц, обслуживаемых через залы официальных делегаций в аэропортах, определен президентским указом и правительственными документами. Первые лица страны, кому по статусу это положено, имеют право на бесплатное обслуживание. С депутатов, мэров, членов правительства и других официальных лиц и руководителей за это берут деньги - 60 у.е. по вылету и 40 по прилету. Также на договорной основе, по согласованию с дирекцией аэропорта, имеют право на обслуживание руководители общественных, коммерческих и других организаций.
    Заявку на обслуживание своего руководящего состава в vip-зале может подать любая организация, однако получит разрешение далеко не каждая. А уж частным лицам сюда и вовсе вход заказан.

    Каждый пассажир – особо важен


    И в аэропорту Внуково также считают, что VIP –это одно, а официальные делегации – другое, а потому залы для них сделаны отдельные. Зал официальных делегаций отбрасывает посетителя в старые добрые времена, когда вершиной достатка и показателем положения считались дуб и красный бархат. Как говорят сами служащие делегатской зоны Внуково, к ним попадают только избранные, – избранные народом или назначенные избранными.
    Пассажиры собственно vip-зала отдыхают отдельно. И, надо отметить, обстановка для них совершенно иная: антураж вполне современный, помещения просторные, в общем, евродизайн.
    В зале предусмотрены два отдельных таможенных терминала: один для пассажиров, вылетающих в страны СНГ, второй - для пассажиров, летящих в дальнее зарубежье. Естественно, предусмотрена отдельная регистрация, спецконтроль: пограничный и таможенный. Сам зал двухуровневый. На втором этаже расположены комнаты ожидания, оборудованные баром и современной мебелью, а также банкетный зал на 25 человек и переговорный - на 12 человек. В комплекс услуг входит бесплатное обслуживание в баре – можно смело пить кофе, закусывая бутербродами.
    Каждый шаг особо важной персоны особо ценен, а потому не нужно ходить там, где можно ехать на собственной машине. Во Внуково, в отличие от всех других аэропортов, клиент может доехать личным автомобилем прямо до отдельного входа в vip-зал. Водителю нужно лишь получить пропуск в режимную зону VIP, которая находится практически под крылом самолета. Кстати, большим преимуществом внуковского vip-зала является и то, что пассажиру для того, чтобы до него добраться, не нужно проходить через общий вокзал.
    Последний vip-привет Внуково – путешествие к трапу самолета на отдельном микроавтобусе. А за дополнительную плату клиент может быть доставлен к борту и обратно на представительском «Мерседесе-600».
    Нужно сказать, что и цены на обслуживание приятно удивляют. Они весьма и весьма умеренные: вылет – 4000 рублей, прилет – 2000. Мало того, после десятого полета клиент получает дисконтную карту на 10% скидку.
    Вообще, во Внуково vip-зал открыт для любого посетителя, который может себе это позволить. Здесь нет таких ограничительных рамок (заказ за 24–48 часов, предварительная подача всех данных по пассажиру, обслуживание только в соответствии с договорами), которые существуют в других столичных аэропортах. Пассажир может по мобильному телефону, уже подъезжая к терминалу, заказать обслуживание в vip-зале. Проверка его данных происходит в режиме on-line, то есть сразу же по прибытии. Не существенны и формы оплаты. Можно расчитаться наличными деньгами, а по желанию, и безналом.
    Те, кто часто летает из Внуково, наверняка обратили внимание, как за последнее время преобразился этот аэропорт. А в перспективе (до 2007 года) пассажиров ожидает строительство нового большого международного терминала, в котором будут расположены еще два vip-зала и четыре бизнес-зала для пассажиров 1-го и бизнес-классов.

    Необъятные vip-просторы Родины


    Однако улететь из Москвы, воспользовавшись всеми преимуществами Особо Важного Пассажира, это еще полдела. Думается, что для категории людей, регулярно проходящих регистрацию через vip-залы, немаловажным будет и то, как их встретят в конечном пункте назначения. Например, в каком-нибудь российском городе, где есть свой аэропорт. И здесь нужно сказать, что не столицей единой… Сегодня vip-залы с полным комплексом услуг имеются практически во всех «уважающих себя» терминалах России. И конечно, если заводить о них разговор, в первую очередь начинать нужно с нашей северной столицы и ее аэропорта Пулково. В Пулково имеются два терминала – первый и второй. И vip-услуги в них полностью соответствуют статусу города. В Пулково-1 любой пассажир, независимо от класса обслуживания на борту самолета, желающий с комфортом провести время, может воспользоваться vip-залом, оплатив стоимость услуг непосредственно на месте. Правда, заявка на обслуживание должна быть отправлена не менее чем за сутки.
    Сам vip-зал, без преувеличения, европейского уровня: уютный интерьер, удобная мебель, мягкий свет, система кондиционирования, комната переговоров. В общем, здесь имеются все те атрибуты, которые присущи другим подобным залам. Естественно производится индивидуальная регистрация авиабилета и оформление багажа, обеспечивается отдельный выход на посадку. Доставка пассажира и его багажа к борту самолета осуществляется отдельным автотранспортом. Можно даже встретить или проводить (не более двух человек) его прямо у борта самолета.
    Если же клиента интересуют погодные условия в пункте прибытия, он может получить исчерпывающую информацию на этот счет от метеорологической службы аэропорта Пулково.
    Обслуживание же в бизнес-салонах аэровокзального комплекса Пулково-2 несколько отличаются. Его могут получить пассажиры, имеющие специальное приглашение от авиакомпаний и пассажиры, являющиеся держателями карт Diners Club International и Priority Pass. Также услугами бизнес-салонов может воспользоваться каждый, купивший пластиковую карту Lounge Service с фиксированным количеством посещений или оплативший разовое посещение. Оплата за карту и разовое посещение производится в кассе Пулково-2 или кредитной картой в бизнес-салоне.
    Не лишним будет «заглянуть» и еще в один аэропорт – самарский Курумоч. По мнению экспертов, он является одним из лучших в Приволжском федеральном округе и входит в число пяти наиболее комфортабельных в России.
    Эффектное сооружение из стекла и металла стало символом «главных ворот» губернии. Пассажирский терминал – полностью автономное сооружение, не связанное коммуникациями с другими зданиями аэропорта. Здесь созданы все условия для пребывания состоятельных пассажиров: к их услугам Интернет, факс и другие виды связи. Все помещения обеспечены системой климат-контроля, электронным табло с информацией об авиарейсах. Также имеются комнаты отдыха, бар и конференц-зал для проведения деловых встреч. На первом этаже расположились службы паспортного, пограничного и таможенного контроля, стойка регистрации.
    Преимуществом нового бизнес-терминала, по мнению работников аэропорта, считаются его многофункциональность и эргономичность. Здесь можно принимать как официальные делегации до 50 человек, так и небольшие группы туристов, политиков, артистов.
    Такие же или примерно такие же условия для vip-пассажиров существуют и во многих других аэропортах России. Перечислять их довольно долго, да и не имеет большого смысла, так как услуги везде практически идентичны. И это отрадно потому, что, прилетая ли в архангельский Международный аэропорт Талаги или калининградский Международный аэропорт Храброво и, улетая, скажем, из краснодарского Международного аэропорта Пашковский, либо из Толмачево в Новосибирске, человек, пользующийся услугами vip-залов, может рассчитывать на первоклассное и, кстати, недорогое обслуживание. Цены везде варьируются от 60 до 150 у.е.

    Это – «высший пилотаж!»


    И, наконец, отдельным пунктом нашего обзора необходимо выделить центры по обслуживанию бизнес-авиации. Их у нас в стране пока не так уж много, и сконцентрированы они большей частью в Москве. Хотя потребность в них уже давно назрела, так как деловая авиация в России развивается очень и очень бурно. Состоятельные люди, готовые совершать авиаперелеты на личном или специально арендованном транспорте, до недавнего времени не могли получить полную эксклюзивность обслуживания. Аэропорты предлагали таким клиентам только vip-залы.
    Первым, кто стал предоставлять подобного рода услуги, был «Центр Деловой авиации», располагающийся в аэропорту Шереметьево-1. Он и сегодня находится в лидерах по объему бизнес-перевозок. Среди его партнеров такие авиакомпании как: АвиаЭнерго, РусЭйр, Аэрофлот+, частные клиенты, имеющие собственные воздушные суда: Евгений Кафельников, Монтсеррат Кабалье, Роман Абрамович, некоторые звезды шоу-бизнеса.
    Что из себя представляет Центр? Это отдельный уютный зал с баром, мягкой мебелью, плазменным телевизором. Здесь также осуществляются все виды контроля: паспортного и таможенного. Есть комната переговоров, все виды связи. Работает магазин беспошлинной торговли «Регстайр», в котором находится эксклюзивный бутик французской фирмы «Зили», продающий мужскую одежду и аксессуары. В принципе, все как и в любом vip-зале. Но разница все-таки существует, и она значительна. На регулярных рейсах пассажир сидит и ждет, когда будет готов к вылету самолет, а в бизнес-авиации – экипаж и весь обслуживающий персонал ждет, когда будет готов к вылету клиент. А это весьма существенно.
    Свои бизнес-терминалы есть у авиакомпаний «Авком-коммерческая авиация». Один из них расположен недалеко от Шереметьево, а другой в – Домодедово. Это уже полностью автономные здания, где пассажир имеет возможность проходить все предполетные процедуры в атмосфере, приближенной к домашней. Это же можно сказать и о терминале авиакомпании «ЛукойлАвиа», базирующемся также рядом с Шереметьево, и о «Газпромавиа» – их vip-салон находится на аэродроме Астафьево.
    Отдельных слов заслуживает и «Авиа-Бизнес-Терминал» во Внуково. Клиентам терминала предлагается возможность сделать заказ на эксклюзивный рейс в любую точку мира. В "Авиа-Бизнес-Терминал" уверяют, что способны выполнить любой заказ в течение трех часов. За это время будет зафрахтован самолет в одной из партнерских компаний (если у клиента нет собственного борта), "пробит" воздушный коридор, улажены формальности с таможней. Пассажир будет встречен прямо у трапа самолета, а при вылете он получит возможность подъехать к борту на собственном автомобиле.
    Стоит сказать, что только в августе этого года терминалом было обслужено 800 рейсов! Сегодня здесь построено 13 стоянок для хранения частных самолетов, а в перспективе - расширение до 25, строительство ангаров и возведение более объемного по пропускной способности авиатерминала.

    Vip-залы, vip-обслуживание, vip-перевозки… Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что индустрия такого рода услуг развивается у нас с каждым годом. Причем как в Москве, так и по всей стране. Наконец-то мы можем не только себе позволить «летать красиво», но и достойно принять у себя зарубежного партнера. Самим не стыдно и «за державу не обидно!»

    VIP-ЗАЛЫ АЭРОПОРТОВ – важнейшая часть системы, созданной для того, чтобы отделить значимые фигуры от потока обычных пассажиров, создать для них особые, максимально комфортные условия ожидания рейса и прохождения организационных, таможенных и пограничных формальностей. Обычно для этой привилегированной категории существует отдельный зал, свои паспортный контроль и таможня. Иногда даже для прохода в самолет им предоставляют отдельный трап. Дальше эти пассажиры рассаживаются в соответствии с купленными билетами, но в большинстве случаев – в бизнес- и первом классе.


    Rambler's Top100