Готика. Философия пессимизма //04.06.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Когда взрослому человеку с высшим образованием говоришь про готов, то он, в первую очередь, вспоминает о группе германских племен, живших в Северном Причерноморье и делившихся на вестготов и остготов. Естественно, что взрослый и умный человек потом долго недоумевает, какое отношение все это имеет к современной молодежной субкультуре. К сожалению, ответить на этот простой вопрос не может большинство даже очень идейных и давно существующих в субкультуре готов, а те, кто все-таки ответить пытаются, говорят что-то весьма невнятное. Одно из самых распространенных и примитивных мнений – современные готы своим внешним видом (у них своеобразная спецодежда) и поведением шокируют обывателей не меньше, чем их предки-варвары шокировали Римскую империю. Гипотеза сомнительная, но пока принять ее придется, за отсутствием какой-либо более адекватной.

    Философская основа готической субкультуры очень сложна и разнообразна, хотя, на самом деле, стоит говорить о том, что она сугубо индивидуальна в каждом отдельно взятом случае. Те, кто поумнее, считают своим учителем немецкого философа Мартина Хайдеггера с его идеей подготовки к смерти: если человек будет постоянно готов умереть, то, в конце концов, привыкнет к мыслям о своей неминуемой кончине и перестанет ее бояться. Отсюда и возник знаменитый готический фетиш смерти.

    Конечно, его М. Хайдеггер не закладывал в свою философию изначально – просто ее так своеобразно интерпретировали. Для тех, кто мыслит проще и с философией в своей жизни сталкивался только на зачетах в ВУЗе, существует немец же Артур Шопенгауэр. В его знаменитой философии пессимизма существует позаимствованная из буддизма идея о жизни (или жизнях) как о цепи непрерывных страданий. Если понимать это топорно, то получиться хорошее оправдание для постоянного хождения в черном (оригинальная униформа готов).

    А ведь есть еще Фридрих Ницше со «сверхчеловеком» (то есть культом сильной личности; кому из нас таковой не хочется быть?), Альбер Камю с идеями бунта, изначально присущему каждому индивиду, и т. д. В общем, как говорится, «ищите и обрящете», и тогда впоследствии «каждому воздастся по вере его».

    В область философскую можно отнести и главный готический знак – анкх (или анх), то есть, по-русски говоря, крест с петлей наверху. Символ это очень древний, восходящий еще ко временам доцивилизационным. Означал он тогда гармоничное слияние мужского и женского начала, но особую популярность анкх приобрел в культуре Древнего Египта, откуда, кстати, и перекочевал в современную нам действительность. Египтяне этот знак очень любили и всегда изображали в поднятой руке фараона, как ключ в загробное царство и одновременно символ бессмертия. Позднее, с появлением и распространением христианства, анкх становится олицетворением любви к Иисусу Христу.

    Что касается готической субкультуры, то для нее анкх объединил в себе все свои разновременные значения и, на данный момент, каждый вправе выбирать более подходящее для себя.

    Конечно, готика давно требует глубоко культурологического анализа, который бы раскрыл все философские, мифологические подоплеки этой сложной молодежной субкультуры, уже оставившей свой след в альтернативной истории развития человечества.



    Rambler's Top100