Вездеход для души //16.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • В восьмидесятых годах прошлого века в обиход американцев вошла аббревиатура ATV, которая расшифровывается как All-Terrain Vehicle (“вседорожные транспортные средства”). ATV, или как их еще называют в России — мотовездеходы или квадроциклы, появились в американских мотосалонах еще в начале семидесятых, но первоначально особым успехом не пользовались. Сейчас же увлечение ATV переживает настоящий бум.

    Основное достоинство квадроциклов — это исключительная проходимость. О способности мотовездеходов преодолевать самые сложные участки бездорожья ходят легенды. Поклонники этой техники шутят, что на ATV можно пройти даже там, где не проехать на танке. Например, сквозь часто растущие деревья в зимнем лесу. Это свойство мотовездеходов уже оценили многие любители активного отдыха. Так, на охоту теперь уже не только ходят, но и ездят.
    Еще одна привлекательная черта мотовездеходов — их всесезонность. На них можно ездить в любое время года: и по зеленым лугам, и по снежной равнине. Пусть снегоход стоит в гараже летом, а мотоцикл — зимой, для мотовездехода владелец всегда найдет более интересное применение.

    Утилитарный или спортивный?

    По предназначению ATV обычно делят на два основных класса — утилитарные и спортивные. Утилитарные мотовездеходы, популярные в нашей стране среди охотников, — это «рабочие лошадки». Само название «утилитарный» появилось в связи с тем, что в Северной Америке эти ATV используют для фермерских работ — на них пашут землю, пасут скот, чистят снег... Поскольку на утилитарных квадроциклах часто ездят по труднопроходимой местности, обычно все мотовездеходы этого типа оснащены полным приводом и отличаются высокими прочностью и надежностью конструкции. Для перевозки поклажи на утилитарных ATV обычно предусмотрены багажники.
    Спортивные мотовездеходы — это другая стихия. Несмотря на то, что квадроциклы появились сравнительно недавно, многие серьезно увлеклись состязаниями на ATV. Причем есть и любительские соревнования, и чемпионаты международного уровня. Спортивные квадроциклы созданы как раз для участия в таких cоревнованиях, поэтому они намного легче, маневреннее и быстрее утилитарных. Конструкция таких ATV «заточена» под спорт и рассчитана на высокие скорости. На них можно с легкостью проезжать уклоны, овражки, проходить повороты с заносом, но оценить достоинства такого мотовездехода может только подготовленный водитель, в совершенстве управляющий ATV.
    Помимо утилитарных и спортивных мотовездеходов в последнее время выделяют еще один вид квадроциклов — активные. Так обычно называют ATV, вобравшиеся в себя лучшие стороны спортивного и утилитарного мотовездеходов. Они не требуют от водителя серьезной спортивной подготовки, а ездить на них интереснее, чем на утилитарных. Кроме того, в отличие от спортивных квадроциклов, здесь предусмотрены багажники и система полного привода. Поэтому мотовездеходы активного типа — это, пожалуй, лучший вариант для тех, кто покупает ATV для отдыха и развлечений.
    Особняком стоят детские мотовездеходы. В нашей стране квадроциклы — это, по большому счету, игрушки. А игрушки любят не только взрослые… Поэтому практически каждая фирма, производящая мотовездеходы, выпускает детские модели, отличающиеся компактными размерами, моторами меньшей мощности, наличием автоматической трансмиссии, повышенной безопасностью конструкции… На многих детских моделях максимальную скорость можно ограничить с помощью специальной регулировки, что сделает катание на детском мотовездеходе еще более безопасным. Научится ребенок кататься, тогда максимальную скорость можно увеличить. Несмотря на все меры по повышению безопасности, мотопроизводители осторожничают, и под “детьми” понимают подростков 12-16 лет. Причем в правилах безопасности требуют, чтобы катались они только “под постоянным контролем взрослых”.

    Honda, Yamaha или Bombardier?
    Основной рынок ATV — Северная Америка, поэтому большинство мотовездеходов выпускают на заводах США и Канады. За океаном собирают американские квадроциклы Polaris и Arctic Cat, канадский Bombardier и ATV японских марок Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. В небольших количествах недорогие мотовездеходы выпускают российские заводы. Лидерами продаж в мире и в России являются три фирмы — Honda, Yamaha и Bombardier. Каждая компания имеет свою маркетинговую стратегию и собственных поклонников.
    Мотовездеходы Honda — это прежде всего передовые технологии и высокая надежность. Сейчас компания Honda сосредоточилась на выпуске мотовездеходов активного типа, что не замедлило сказаться на увеличении объема продаж. Так, в России мотовездеходы Honda стали популярнее квадроциклов других марок. Бестселлер в модельном ряду — недавно появившийся в продаже ATV активного типа Honda TRX 650 Rincon. Мотовездеход отличается стильным дизайном, который сильно перекликается с обликом спортивных автомобилей Honda (посмотрите на фары модели Rincon — примерно такие же “глаза” у спортивного автомобиля Honda S2000).
    Вероятно из-за того, что компания Honda намного раньше других начала выпускать мотовездеходы, в конструкции ATV этой фирмы применено множество передовых решений. Так, Rincon — один из немногих мотовездеходов, имеющих независимую подвеску передних и задних колес. Такая подвеска вкупе с большим дорожным просветом, подключаемым полным приводом и самоблокирующимся дифференциалом передней оси позволяет «Ринкону» преодолевать самые тяжелые участки бездорожья.
    Конструкторы компании Honda давно подметили, что мотовездеходы с вариатором при преодолении сложных препятствий ведут себя непредсказуемо. Если водитель, например, наезжает на поваленное дерево, то он нажимает на рычажок газа, увеличивает обороты двигателя. Сцепление при этом срабатывает на высоких оборотах, и ATV с вариатором преодолевает препятствие, пытаясь набрать высокую скорость. А это не только неудобно, но и не всегда безопасно. Поэтому на модели Rincon применяют автоматическую коробку передач с гидротрансформатором с возможностью ручного переключения (кнопками на руле). С ней квадроцикл при пересечении внушительных труднопроходимых препятствий «выстреливать» не будет. Особенностью этой коробки передач является также то, что в отличие от других «автоматов», она позволяет эффективно тормозить двигателем.
    Есть у мотовездеходов Honda и еще одно специфическое достоинство. Все ATV этой марки «летают должным образом», как выразился один из владельцев этой техники. Многие любят на квадроцикле попрыгать через препятствия - вездеходы Honda легко справляются с этим. Все модели фирмы имеют длинноходные энергоемкие подвески, поэтому при прыжках с трамплина можно не опасаться пробоя в подвеске.
    Фирма Yamaha, в отличие от компании Honda, напротив, сделала ставку на мотовездеходы утилитарного типа. Хитом этой фирмы является утилитарная модель Yamaha Grizzly, распространенная среди российских охотников. Этот полноприводный ATV с блокируемым передним дифференциалом обладает отличной проходимостью и способен преодолеть тяжелое бездорожье. Кроме того, Grizzly отличается мощным тяговитым мотором. Специально для охотников компания Yamaha выпускает модели камуфляжного цвета, а также чехлы, позволяющие маскировать мотовездеходы других расцветок.
    Канадская компания Bombardier, которая мотовездеходы начала выпускать только в 1998 году, как любой новичок, отличается тягой к экспериментам. Это единственная в мире фирма, выпускающая двухместные мотовездеходы. На таких машинах можно с ветерком прокатить любимую девушку или друга. Очень интересная идея. Кажется странным, что другие компании не выпускают двухместные ATV. Однако тут есть свое объяснение: чтобы сделать мотовездеход двухместным, надо увеличить его колесную базу, а чтобы машина была устойчивой, надо увеличить также колею передних и задних колес. В результате получается, что мотовездеход становится больше, тяжелее, и в итоге он уже не такой юркий, маневренный и проходимый, как небольшой одноместный ATV. Поэтому, если вы хотите взять в путешествие на мотовездеходах любимую девушку, стоит подумать: приобрести один двухместный ATV или, может быть, два одноместных…
    Судя по тому, что на подмосковные равнины с каждым годом выезжает все больше мотовездеходов, бум увлечения ATV добрался и до России. И в том, что мотовездеходы приходят к нам всерьез и надолго, можно не сомневаться - эта техника будто специально создана для разрешения исконного российского противоречия. Ведь, как известно, в России нет дорог, а есть направления, и в то же время - какой русский не любит быстрый езды...

    Кстати…
    Мотовездеходы — удовольствие дорогое. Даже детские вездеходы стоят $2500-5000. А цены на “взрослые” машины с достаточно мощными двигателями начинаются от $10000 и доходят до $12000-15000. Но покупкой мотовездехода траты не заканчиваются. Еще надо купить защитную одежду, или хотя бы шлем. Кроме того, как и любые механические транспортные средства, мотовездеходы нуждаются в периодическом техническом обслуживании. Обычно первое ТО делают при пробеге 400 километров или после 40 часов работы — меняют масло, выполняют еще несколько регламентных работ. После проводят лишь сезонные ТО, так как пробеги у мотовездеходов обычно незначительные. Чтобы выполнить техобслуживание, надо привезти мотовездеход в сервисный центр или вызвать механика. Если вы будете соблюдать правила эксплуатации, то мотовездеход, отличающийся высокой надежностью и большим ресурсом, будет хорошим помощником и станет дарить радость и удовольствие долгие годы.

    Как получить «права»?

    О том, что ездить на большинстве мотовездеходов по дорогам общего пользования нельзя, знают, пожалуй, все владельцы ATV. О том же, что использовать квадроциклы не разрешается без регистрационных номерных знаков и соответствующих “прав”, знают немногие. Регистрацией ATV занимается Главгостехнадзор России — здесь владелец может поставить вездеход на учет, получить на него специальные номерные знаки. Тут же можно получить и специальные “права” — удостоверение тракториста-машиниста категории А. Как ни смешно, но именно такие “права” необходимы, чтобы легально управлять мотовездеходом. Такие «права» можно получить, пройдя обучение на специальных курсах.
    Но нужно ли вообще их получать? С одной стороны, вряд ли кто-нибудь оштрафует вас и конфискует ваш мотовездеход за езду на нем по подмосковным равнинам. С другой стороны - если вдруг произойдет какой-нибудь несчастный случай, в возникновении которого вы фактически не виноваты, то, скорее всего, признают вашу вину как человека, управляющего мотовездеходом без номеров и без “прав”. Если же вы зарегистрировали квадроцикл и у вас есть «права», то вы сможете застраховать его, и в случае неожиданных неприятностей страховая компания возместит вам ущерб.

    Константин Николаев

    Rambler's Top100