Появившийся в 60-х годах прошлого столетия гидроцикл со временем стал незаменимым атрибутом активных водных развлечений.
Более того, так и не открыв для себя практического и функционального использования, гидроциклы завоевали популярность во всем мире: ежегодно на планете проводится около полусотни соревнований различного уровня.
Водный мотоцикл, аквабайк, гидроцикл – это разные названия одного и того же предмета, историю которому дала канадская компания Bombardier. В 1968 году она впервые выпустила на рынок прототип нынешнего аквабайка и до сих пор занимает лидирующие позиции в их производстве.
Говоря о компаниях, прочно удерживающих внушительную долю на мировом рынке гидроциклов, следует отметить, что их количество весьма невелико. Есть смысл говорить лишь о пяти производителях, доля других компаний несущественна.
Это упомянутая выше Bombardier, американская Polaris, японские Yamaha, Kawasaki и Honda. Все эти компании приобрели огромный опыт при производстве снегоходов, квадроциклов, мотоциклов, двигателей, прежде чем освоить производство аквабайков.
Гидроциклы делятся на две группы: «стоячие» и «сидячие».
«Стоячие» еще относят к классу спортивных; благодаря их маневренности, малому весу и мощному двигателю они участвуют в самых зрелищных соревнованиях – фристайле, где спортсмены состязаются друг с другом в выполнении сложных трюков. Их вождение требует определенных навыков и профессионализма, чего не скажешь о сидячих моделях – они более устойчивы, легки в управлении и способны перевозить до четырех человек на довольно далекие расстояния. Их еще называют туристическими.
В связи с этим следует отметить первый рекорд на гидроцикле Bombardier Sea-Doo® XPTM, который установил Альваро де Маричалар по пересечению Атлантического океана (более 10000 морских миль). Но это все же относится к спортивным достижениям, в обыденной жизни на такие далекие расстояния вряд ли кто осмелится идти.
Для водителя гидроцикла требуется наличие удостоверения на право управления маломерным судном и судового билета, которые можно получить в ГИМСе.
Большинство моделей имеют достаточно мощности для буксировки лыжника или вейкбордиста. В качестве двигателя традиционно используется водомет: он безопаснее винтовых двигателей и экологически чище. Чтобы в случае падения наездника гидроцикл не уехал далеко, на руле всех водных мотоциклов есть специальная чека с ремешком, который надевается на запястье водителя либо крепится к жилету. Выдергивание этой чеки приводит к моментальной блокировке зажигания.
Сопло водомета имеет возможность поворота не только в горизонтальной плоскости (при этом гидроцикл поворачивает), но и в вертикальной плоскости (так называемая система тримминга). При большой загрузке водного мотоцикла либо при сильном ветре и высокой волне наклон сопла вверх или вниз по отношению к корпусу позволяет повысить устойчивость гидроцикла и улучшить его динамические характеристики.
В последние годы рынок водных мотоциклов стал как никогда разнообразным, и ценовой диапазон новых машин достаточно велик – от $7 до $17 тысяч. Самый дорогой класс гидроциклов (в среднем от $12 до $17 тысяч) – это так называемые туристические, или семейные модели, предназначенные для спокойных и относительно дальних поездок.
Обычно это большие и тяжелые машины, рассчитанные на одновременную поездку 3–4 человек и обеспечивающие на воде максимальный комфорт и безопасность. В частности, уже в стандартной комплектации они, как правило, оснащены откидной ступенькой на корме, благодаря которой на мотоцикл можно легко выбираться из воды (то есть во время поездки можно остановиться и вволю понырять и поплавать).
Или еще: на такой водной технике в обязательном порядке имеется просторный багажный отсек, так что в дорогу можно взять дополнительный груз, например, прохладительные напитки и закуску.
Другие модели, также пользующиеся повышенным спросом, – спортивно-туристические гидроциклы. Они имеют 1–2 (реже 3) места и не такую большую массу. Такие модели хоть и менее комфортны, зато более легки в управлении – на них уже можно совершать головокружительные развороты и закладывать виражи. Например, одна из самых ярких новинок в этом сегменте – скоростной трехместный водный мотоцикл Sea-Doo RXT.
Bombardier
Сразу стоит сказать, что 15 июня 2004 года компания Bombardier Recreational Products представила свои новые название и логотип. Теперь она называется BRP.
А началось все в 1937 году, когда Джозеф-Арманд Бомбардье получает свой первый патент на разработку гусеничной машины для передвижения по снегу. Через некоторое время она получит название «Снегоход В7».
В 1968 году компания Bombardier изобрела первый водный мотоцикл, а в 1988-м начала серийное производство аквабайков SEA-DOO. Уже к 1996 году водные мотоциклы Bombardier завоевали 2/3 мирового рынка. Сегодня марка SEA-DOO по-прежнему доминирует в отрасли производства аквабайков и реактивных катеров.
Sea-Doo RXT
Цвет: Желтый/красный
Габариты: 3220/1220/1130 мм
Объем двигателя: 1494 см3
Мощность: 215 л.с.
Тип двигателя: 4-тактный
Цена: от $20,5 тысячи
Yamaha
История марки Yamaha берет свое начало в далеком 1887 году. Именно тогда основатель компании – Торакусу Ямаха (Torakusu Yamaha) сконструировал свой первый музыкальный инструмент – орган. Через 10 лет он стал президентом собственной компании Nippon Gakki Co., Ltd., которая специализировалась на производстве музыкальных инструментов.
После мировых войн, в 1955 году, произошло разделение компании на две части – производителя мотоциклов (а позже и гидроциклов), и компанию по производству музыкальных инструментов. Мотоциклетное подразделение и получило имя своего основателя – Yamaha Motor Co., Ltd.
С 1986 года компания открыла для себя новый рынок – рынок гидроциклов: Yamaha Motor Co, Ltd. выпустила свою первую модель. С тех пор Yamaha Motor Co, Ltd. остается одной из известнейших марок.
Двигатели для аквабайков производятся с учетом всех особенностей работы в суровых морских условиях, проходят особый тест на устойчивость к коррозии и служат в три раза дольше, чем моторы фирм-конкурентов. Кроме того, в этих двигателях применена система Yamaha Роwer Valve System (система мощностных клапанов), перекочевавшая с гоночных мотоциклов, участвующих в Мото Гран-при, на мотоциклы водные. Еще одно техническое новшество – Quick Shift Trim System. С ее помощью можно в движении регулировать угол наклона триммера в зависимости от состояния поверхности воды и стиля езды.
Yamaha FX Cruiser HO
Цвет: Синий/серебристый
Габариты: 3340/1230/1160 мм
Объем двигателя: 1052 см3
Мощность: 160 л.с.
Тип двигателя: 4-тактный
Цена: от $22 тысяч
Kawasaki
Через год компания отметит свой 130-летний юбилей. Компанию Kawasaki создал японский промышленник Шозо Кавасаки (Shozo Kawasaki) в 1878 году, открыв судоверфь в Токио. В 1896 году компания значительно расширила круг своих интересов и была переименована в Kawasaki Dockyard Co., Ltd. управлять компанией стал Коиро Матсуката. К 1906 году корпорация уже выпускала не только океанские лайнеры, но и локомотивы, грузовики, пассажирские поезда и многое другое. В 1973 году было освоено производство гидроциклов.
Kawasaki Ultra 250X
Цвет: Синий+серебристый металлик/красный
Габариты: 3120/1180/1050 мм
Объем двигателя: 1498 см3
Мощность: 250 л.с.
Тип двигателя: 4-тактный
Цена: от $24 тысячи
Polaris
Американская компания Polaris взяла тайм-аут, добровольно уйдя с рынка гидроциклов, где с 1991 года, когда был произведен первый – Polaris SL 650. Уже в 1995 году Polaris достигает ежегодного коммерческого дохода в один миллиард долларов. Эксперты связывают уход компании с рынка гидроциклов с тем, что Polaris либо готовит революцию в данной области, о чем станет известно весьма скоро, либо совсем оставила производство гидроциклов, чтобы сосредоточиться на производстве «сухопутной» техники. В любом случае данный уход может отрицательно сказаться на последующем возвращении в нишу.
Polaris MSX 150
Цвет: Турбо серебряный/жидкий металл/матричный серебряный
Габариты: 3200/1226/1080 мм
Объем двигателя: 750 см3
Мощность: 150 л.с.
Тип двигателя: 4-тактный
Цена: от $12 тысяч
Honda
Honda – компания, основанная в 1946 году японским инженером, изобретателем и автогонщиком Соичиро Хонда (Soichiro Honda), родившимся в 1906 году. Компания в ее нынешнем виде и со всей своей более чем 50-летней историей существует благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному образу мышления и поведения.
Корпорация эксплуатирует две модели гидроцикла, постоянно модифицируя их.
Характерной чертой гидроциклов Honda являются их мощные двигатели, которые славятся своим ресурсом, мощностью и надежностью. Основная модель, которую Honda представляет на рынок, – это Honda AquaTrax F-12, имеющая несколько модификаций, которые отличаются друг от друга чаще всего мощностью двигателя.
AquaTrax F-12X GPScape
Цвет: золотистый+белый
Габариты: 3200/1250/1060 мм
Объем двигателя: 1235 см3
Мощность: 137 л.с.
Тип двигателя: 4-тактный
Цена: от $12 тысяч
Автор текста Константин Старцев