Это очень модная сейчас тема. Прилагательное «умный» авторы статей в неспециализированных изданиях используют и к месту и, чаще всего, не месту. «Умным» неожиданно стало все: свет, звук, пол, окна… Список можно продолжить. На самом деле речь идет об изменении эксплуатационных характеристик объекта управления.
В более сложных случаях – изменение одного параметра (одной системы) в результате изменения другого (другой системы) либо организация отрицательной обратной связи. Например, отсечка подачи воды при срабатывании датчиков протечки, отключение кондиционеров при включении теплого пола или поддержание постоянных значений температуры, влажности при меняющихся внешних воздействиях. Никакого «ума» – интеллектуальной составляющей – здесь нет, работают заранее прописанные программные алгоритмы и макрокоманды. И качество этой работы зависит от многих факторов, имеющих прямое отношение как к «уму», так и искусству: инженера-проектировщика, монтажника, программиста. Кстати, немаловажную роль в этом процессе играет и сам заказчик – ведь именно от него зависит, какие системы/функции в своем доме он решит автоматизировать и интегрировать в единую систему. Здесь необходимо чувство меры. Не надо стремиться автоматизировать все, что включается в розетку либо до чего далеко (лень) тянуться рукой.
Было бы ошибкой считать, что описываемые выше функции можно реализовать только на объекте, расположенном на земле. Наоборот, при реализации многих задач мониторинга и управления на подвижном объекте, например, таком как яхта, появляются довольно интересные решения, о которых мы расскажем ниже.
Традиционно большое внимание уделяется комфортабельности и высочайшему уровню оснащения яхт различными системами управления. В массе своей они предназначены для управления и контроля систем жизнеобеспечения и безопасного судовождения.
Предложений по внедрению систем управления аудио- и видеоустройствами и мониторинга основных параметров навигационной и систем жизнеобеспечения, являющихся специализацией компании «Архитектурная электроника», на российском рынке в настоящее время не представлено. Вместе с тем практика по установке элементов подобных систем на катера и яхты существует, и образцы подобных работ имеют документальное представление.
В качестве примера можно привести информацию по оснащению типовой моторной яхты (длина 32,1 м, вес 115 т) различными системами управления аудио- и видеосигналов, мониторинга наиболее критичных показателей. На яхте указанного класса могут быть реализованы следующие системы:
- управление домашними кинотеатрами (каюта владельца, салон) и телевизионными приемниками в каютах гостей (опционально) – две зоны;
- аудио/видео мультирум – семь-восемь зон;
- интерком – до десяти зон;
- управление освещением кают всех уровней – пятнадцать зон;
- управление кондиционерами в салоне и каютах – пять-шесть зон;
- управление электромеханическими устройствами, такими как шторы, жалюзи – пять-шесть зон.
Также с помощью тач-панелей с удобным графическим интерфейсом, расположенных в помещениях для гостей, возможно реализовать отображение некоторых интересных и понятных даже неспециалисту параметров, частично дублирующих показания приборов на капитанском мостике:
- текущая скорость (в км/ч или узлах);
- местоположение судна с использованием данных GPS;
- показания эхолота (глубина);
- курс (в градусах);
- температура снаружи и внутри;
- атмосферное давление;
- сила и направление ветра;
- дата/время.
В случае появления признаков нештатной ситуации можно оперативно транслировать во все каюты тревожные сигналы, такие как «активизация системы пожаротушения», «наличие воды в трюме» и т.п.
Для некоторых членов экипажа может быть полезным дублирование некоторых показаний приборов с капитанского мостика в каюту, например таких как:
- состояние двигателей;
- состояние навигационных огней;
- уровень зарядки аккумуляторов;
- уровень электропитания на борту;
- координаты в пространстве (широта/долгота);
- запас топлива (литры);
- запас пресной воды (литры);
- состояние якорей.
Специфика самого объекта накладывает незначительные требования по оборудованию и монтажу. Практически данные требования сводятся к следующему:
• основная масса осветительных приборов в режиме аварийного освещения питается от источника постоянного тока 24 В;
• естественная качка при движении и стоянке яхты делает оптимальным использование встраиваемых панелей управления или переносных панелей управления с магнитными креплениями, стойка с аппаратурой управления и источниками сигналов должна иметь надежное крепление;
• вся проводка между отсеками (в районе переборок) выполняется в тщательно герметизируемых кабелепроводах;
• уровень влажности на борту делает обязательным использование специальных методик монтажа (припои, цапон-лаки и т.д.);
• виброакустический помеховый фон, создаваемый при работе энергетической установки может компенсироваться путем проведения работ по акустическому дизайну выделенных помещений (помещения).
Какие-либо дополнительные требования возможны только при инсталляции систем, исполнительные устройства, либо пульты управления которых находятся на открытых палубах.
Существующий ассортимент защищенных акустических систем, осветительного оборудования позволяет реализовать любые запросы заказчика по организации мест развлечения на открытых палубах.
В целом инсталляция систем по тематике «умного дома» для катеров и яхт не имеет каких-либо серьезных ограничений и может рассматриваться как оснащение аналогичными системами жилых помещений на берегу. При проектировании указанных выше систем в обязательном порядке необходим комплект отраслевых требований.