Есть категория богатых людей, которых не прельстишь ярмаркой тщеславия Сардинии или шумными тусовками Куршевеля. Им все по off-road'у. Причем, чем экстремальнее это бездорожье, тем лучше. Более труднопроходимую трассу, чем в джип-триале, придумать сложно. Здесь-то и кроется вся прелесть этого вида спорта.
Сорокаградусное пекло, окутывающая все вокруг белесая пыль, клубами летящая из-под колес рычащих монстров, подобно гигантским механическим жукам ползающих по почти отвесным склонам огромного кроссодрома Бальдассерона в Сан-Марино, – все это сильно смахивало на кадры фильма про «Сумасшедшего Макса» или какой-нибудь малобюджетной экранизации одной из апокалиптических теорий футурологов.
Нужно время, чтобы оправиться от первого впечатления и понять, что кроссодром – это все-таки не поле битвы роботов-траснформеров, а всего лишь специально подготовленная трасса для Чемпионата Европы по джип-триалу или просто Евротриалу.
Эта старинная забава, состоящая в преодолении на специально подготовленных автомобилях различного рода препятствий, неплохо прижилась на отечественной почве, где, как известно, с хорошими дорогами всегда было непросто.
В результате многие состоятельные господа, занимавшиеся другими видами покорения бездорожья, «подсели» на технологичный джип-триал. А удовольствие это, надо сказать, не из дешевых: подготовить боевую машину к участию в соревнованиях стоит от 50 тысяч «у.е.» для оригинального класса и до 200 и более тысяч – для прототипов.
Тем более удивительно и немного странно было наблюдать, как эти небедные люди бросали завистливые голодные взгляды на уютно обустроенные лагеря других сборных, где под походными шатрами разворачивались импровизированные мини-ресторанчики. Покорители бездорожья, люди, конечно, неприхотливые, но, думается, поднятию боевого духа спартанские условия российского паддока вряд ли способствовали.
Спортсмены, однако, не роптали и изо всех сил старались не ударить в грязь лицом. Иногда от переизбытка рвения не выдерживала техника: в первые же часы сломались машины Сергея Щетинина и Юрия Самодурова. Но если Сергей смог починить свой Mercedes, то поломка прототипа Самодурова оказалась гораздо серьезнее: восстановить разрушенный передний мост так и не удалось.
Не обошлось, как водится, и без травм: один из лидеров российской сборной, Виталий Гавинский, в первый же день соревнований сломал руку, «сделав уши». Так в самом начале соревнований российская команда потеряла сразу двух лидеров.
Остальные члены российской сборной бились, как львы, но, к сожалению, сколь-либо выдающихся результатов продемонстрировать не смогли. В итоге – 12-е общекомандное место из 14.
Впрочем, сами спортсмены оценивают свое участие в Евротриале исключительно положительно. Во-первых, налицо прогресс, по сравнению с чемпионатом прошлогодним, когда россияне заняли последнее место.
Во-вторых, в Российской автомобильной федерации задумались над тем, чтобы привести регламент российского чемпионата в соответствие с европейским и устранить расхождения в правилах. И, наконец, команда приобрела бесценный соревновательный опыт, который, несомненно, пригодится на будущих турнирах.
Так что вполне вероятно, что «революция, о которой так долго говорили большевики», свершится и в джип-триале, что позволит российским спортсменам выступать не хуже европейских коллег, ведь поклонников у этого молодого вида спорта становится все больше.
Илья Калинов