Автомобильная гордость Парижа //30.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Приятель, вернувшись из Парижа, делился впечатлениями. Раньше, говорит, самыми бережливыми среди европейцев считал немцев — оказывается, французы еще экономнее. Знакомый рассказал про быт простых французов, про расчетливость парижских бизнесменов, наконец, добрался до самого президента Франции. «Все главы государств ездят на машинах представительского класса, бережливый же Ширак появляется на людях в недорогом седане бизнес-класса Peugeot 607 или на простеньком «Ситроене».

    Приятель, вернувшись из Парижа, делился впечатлениями. Раньше, говорит, самыми бережливыми среди европейцев считал немцев — оказывается, французы еще экономнее. Знакомый рассказал про быт простых французов, про расчетливость парижских бизнесменов, наконец, добрался до самого президента Франции. «Все главы государств ездят на машинах представительского класса, бережливый же Ширак появляется на людях в недорогом седане бизнес-класса Peugeot 607 или на простеньком «Ситроене».
    «А на чем же ему ездить?» — спрашиваю. Приятель озадачился. Пересядет Ширак на немецкий Mercedes S-класса или что-то подобное — гордые французы не поймут. Разве может президент Франции ездить на иномарке?! А приобрести что-то отечественное тоже нельзя — французы уже давно не выпускают машин представительского класса. Поэтому то, что Ширак ездит на скромном автомобиле, — вовсе не показатель его экономности, скорее демонстрация французской гордыни, которая не позволяет президенту страны ездить на автомобиле иностранного производства. А еще это напоминание о том, что когда-то во Франции делали самые роскошные автомобили в мире…


    Совет мсье Бугатти
    Автомобильный историк запросто назовет с десяток французских марок, которые были на языке у сильнейших мира сего в первой половине прошлого века — Bugatti, Hispana Suiza, Delage… В середине тридцатых минувшего столетия в когорту производителей роскошных авто вошла еще одна французская компании Delahaye, прежде известная своими грузовиками и пожарными машинами.
    Основатель ее - Эмиль Делаэ, некогда главный инженер франко-бельгийского вагоностроительного завода, свой первый автомобиль собрал в 1894 году на купленном им заводе во французской провинции. Машины Делаэ сразу же стали пользоваться хорошим спросом, и уже через четыре года после начала бизнеса Делаэ открывает завод в Париже. Выпускает в основном достаточно мощные легковые автомобили.
    Несмотря на успех фирмы, Делаэ вскоре оставил свое дело. Новым управляющим в 1906 году стал талантливый инженер Шарль Вайфенбах. Он руководил компаний до ее ликвидации в 1953 году почти 50 лет! Фирма набирала обороты: на смену архаичным моделям конца XIX века пришли автомобили с современным рулем, пневматическими шинами, четырехцилиндровыми моторами. Помимо легковых автомобилей в модельном ряду компании появились грузовые и пожарные машины.
    Сравнительно легко фирма Delahaye пережила Первую мировую, когда с конвейера предприятия сходили практически одни грузовики. К середине 20-х производство легковых автомобилей возобновилось. Но были эти машины куда менее привлекательными для покупателей. Громоздкие, скучные — такими эпитетами наделяли их современники. С началом Великой депрессии спрос на «легковушки» Delahaye резко упал. Руководство компании уже подумывало полностью перейти на выпуск коммерческих автомобилей, но вместо этого в 1933 году на Парижском автосалоне фирма представила роскошные легковые автомобили!
    Ходит легенда, что дело было так. Шарль Вайфенбах, глава Delahaye, как-то встретился с маэстро Этторе Бугатти и поделился с ним своими проблемами. Этторе заметил: «Машины у вас всегда были отличными, но публика почему-то их недолюбливала; не задумывались, отчего это? Cкорости им не хватает!» Посоветовал Этторе облегчить машины, отойти от порочной практики делать «легковушки» по той же схеме, что коммерческие автомобили.

    Удачные тридцатые
    Автомобили, представленные на Парижском автосалоне 1933 года, заметно отличались от своих предшественников: легкие, выделяющиеся передовым дизайном и конструкцией — независимая передняя подвеска, трансмиссия с электромагнитным селектором. Новые негромоздкие и нескучные автомобили Delahaye покупателям понравились, и компания не только вышла из кризиса, но и заметно упрочнила свое положение на рынке, что позволило ей в 1935 году приобрести фирму Delage. Эта компания, выпускавшая роскошные аристократические модели, на тот момент переживала тяжелые времена. Так что компания Delahaye стала параллельно выпускать популярные в высших кругах автомобили Delage и получившие на то время (в частности, благодаря «аристократическому» соседству) имидж автомобилей высокого класса легковые автомобили Delahaye.
    Особо нравилась парижанам спортивная модель Delahaye Type 135, которая оснащались сначала 120-сильным мотором, потом 160-сильным… В стандартном исполнении машина развивала скорость более 160 км/ч, что было весьма впечатляюще по тем временам. Высший класс французского общества покупал шасси 135-й серии и заказывал для них кузова штучной работы у прославленных мастеров. Именно работы знаменитых кузовщиков поставили не особо престижные в прошлом машины Delahaye в один ряд с такими автомобилями для небожителей, как, например, Hispano-Suiza.

    Машина Рене Дрейфуса
    Большой популярностью модель Delahaye Type 135, благодаря хорошей управляемости и высокой скорости, пользовалась у гонщиков предвоенной эпохи. На машинах Delahaye выигрывал соревнование знаменитый французский спортсмен Рене Дрейфус. Его история, кстати, тоже связана с именем Этторе Бугатти. Гоночную карьеру Рене начал вместе с братом Морисом в 1925 году, когда собрав денег, они купили небольшой Bugatti Type 30 и вышли на нем на сложную трассу Гран-При в городе По, и выиграли гонку, обойдя все остальные Bugatti и другие автомобили, участвовавшие в ней. Братья наивно полагали, что «Патрон» (так часто величали Бугатти-отца) будет несказанно доволен, но Этторе даже не посмотрел на них после финиша. Все объяснялось очень просто: гонку выиграл Bugatti не из заводской команды, а выступавший в частном порядке. Это непростительное самоуправство стоило Рене Дрейфусу гоночной карьеры в фирме Bugatti, где, несмотря на его успехи, ему был закрыт путь к вершинам. Поэтому в 1938 году Дрейфус переходит в команду конкурирующего предприятия Delahaye. Здесь он выигрывает гонки на Большой Приз Франции и Англии, а его Delahaye Type 135 Competition становится одним из самых известных французских гоночных автомобилей.

    Самый знаменитый
    На волне успеха 135-й серии компания ограниченным тиражом выпустила роскошные мощные модели 145-й и 165-й серий, которые быстро были раскуплены в высших слоях общества. Один экземпляр Delahaye Type 165, кстати, одно время можно было встретить в центре Москвы. Раньше им владел румынский король Михай — эксплуататор трудового народа Румынии, которого наши чекисты, руководимые Лаврентием Павловичем Берией, свергли, а машину передали на базу МГБ, где ее присмотрел товарищ Берия в качестве своего личного автомобиля. Это был самый знаменитый Delahaye. У него под капотом стоял мотор V12 мощностью 235 л.с.
    Счастливая пора Delahaye была недолгой: в 1939 году в Европе началась война, и французам стало не до роскошных автомобилей.

    Девальвация роскоши
    Когда война закончилась, в производственной программе осталась лишь одна модель — удачная «сто тридцать пятая». Машина уже не выглядела столь современной как прежде — за десять лет практически не изменился ни внешний вид, ни конструкция. Однако в 1948 году появляется более передовая версия машины — Type 175. Позже на смену ей приходит 235-я серия — последняя спортивная модель Delahaye. Но в послевоенные годы французам все еще было не до роскоши, и фирма Delahaye, несмотря на пополнение в модельном ряде, несет серьезные убытки. Шарль Вайфенбах, пытаясь спасти положение, начал выпускать под маркой Delahaye военный внедорожник VLR, аналог американского Willys. Но французская армия отказалась от массовых закупок этих автомобилей. В результате фирму Delahaye продали французскому производителю грузовых автомобилей Hotchkiss. Парижский завод Delahaye перешел на выпуск грузовиков этой марки. Позже марка Delahaye прекратила свое существование…

    Последние из Delahaye
    За период с 1934 по 1954 годы было выпущено более пяти тысяч автомобилей Delahaye. Из них до наших дней дожило лишь около 200 машин. Сегодня любой Delahaye — настоящая автомобильная диковина, стартовые цены на которую на крупнейших аукционах мира производят сильное впечатление даже на миллионеров.
    Delahaye Type 135M Super Sport в 1937 году был продан в Аргентину в Буэнос-Айрес, где после войны принял участие во многих южноамериканских состязаниях, выиграв, в частности, Гран-При 1953 года на знаменитой гонке «Формула Либре Аргентина». Затем эту машину приобрел американский коллекционер, после смерти которого родственники решили обратить собранную им уникальную коллекцию автомобильных раритетов в звонкую монету, и Delahaye купил наш соотечественник. Сумма сделки, разумеется, не подлежит огласке.
    Кстати, российский Delahaye уже давно знаком любителям автомобильного антиквариата: он часто появляется на выставках. Так, в конце января 2004 года машину можно будет увидеть в Олдтаймер-галерее на Салоне старинных, редких и экзотических автомобилей в Сокольниках…

    Константин Николаев

    Rambler's Top100