Из истории Rolls-Royce //17.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • В мае 1904 года дорогой из Лондона в Манчестер ехали два приятеля — Чарльз Роллс и Генри Эдмондс. Оба страшные автолюбители, только и говорили, что про моторы. По пути Роллс признался, что уже давно мечтает, чтобы его фамилия стала в автомобильном мире также знаменита, как Broadwood среди фортепиано или Сhubb среди сейфов.

    В мае 1904 года дорогой из Лондона в Манчестер ехали два приятеля — Чарльз Роллс и Генри Эдмондс. Оба страшные автолюбители, только и говорили, что про моторы. По пути Роллс признался, что уже давно мечтает, чтобы его фамилия стала в автомобильном мире также знаменита, как Broadwood среди фортепиано или Сhubb среди сейфов.
    Знал ли Роллс, как он был близок к осуществлению своей мечты?.. Ведь в Манчестер он ехал, чтобы познакомиться с приятелем Эдмондса — Генри Ройсом, автомобильным конструктором.

    Великий самоучка

    Чарльз Стюарт Роллс и Генри Ройс были людьми совершенно разными: один – аристократ и баловень судьбы, другой — сын мельника. Кажется невероятным, что они смогли найти общий язык, создать новую компанию. Если было у них что-то общее, то только любовь к автомобилям. «У них бензин в крови», — говорят про таких. Но бензин тоже бывает разным. У Роллса он был голубоватого цвета, с высоким октановым числом. У Ройса - обычный, 92-й или какой тогда был в обиходе...
    Генри Ройс был выходцем из бедной семьи. Поэтому работать он начал еще в 10 лет — продавцом газет в Лондоне, затем почтальоном. Образования как такого получить не удалось. Но Генри понимал, что в знаниях сила, поэтому в свободное время он читал книги по алгебре, электромеханике, самостоятельно учил французский.
    Вскоре Ройс стал знатоком в области электротехники, и его пригласили работать в компанию, занимающуюся проводкой электросети. Попутно Генри начинает обучаться на вечернем отделении Лондонского политехнического университета. В 1884 году, в возрасте 21 года, Ройс совместно с приятелем создает собственную фирму F.H. Royce & Co. Сперва они делают простейшие электроприборы — дверные замки, выключатели. Но вскоре их бизнес разрастается — и компания Ройса становится известным производителем электромоторов и массивных электрических кранов. Генри Ройс, некогда продавец газет, становится предпринимателем с неплохим доходом. Британцы называют таких self-made man — сделавший себя человек, если буквально.
    На то время мистер Ройс уже мог позволить себе роскошь. Например, купить автомобиль. Ведь именно роскошью, а вовсе не средствами передвижения, были тогда немногочисленные «безлошадные повозки». Ройс купил небольшой французский De Dion Bouton. Мир моторов сразу же увлек Ройса, и он начал разбирать-собирать свою машину, менять некоторые узлы, дабы улучшить конструкцию.
    Надо сразу заметить, что Генри Ройс был перфекционистом. Говорят, что среди его любимых изречений было такое: «Цена быстро забывается, но качество остается». Именно высокое качество работ Ройса, вероятно, сделало его бизнес процветающим.
    В 1902 году Ройс купил второй автомобиль — подержанный французский Decauville. И тут Генри, набивший руку на «Де Дионе», «перфекционирует» по полной программе.
    Что это за двигатель такой? Постоянно трясется, вибрирует. Нужен другой спокойный, тихий мотор. А коробка передач? Шумит что есть мочи. Надо будет переделать. А кузов? Разве нельзя было сделать его более легким, использовать более качественные материалы? После долгих часов работы над ошибками на свет появляется совершенно новый автомобиль с тихим уравновешенным мотором, легким кузовом, системой смазки всех узлов. Автомобиль был назван Royce 10HP («десять лошадиных сил»). Имя, конечно, так себе, но в то время машины называли без изысков.
    Первого апреля 1904 года создатель выехал на своем автомобиле в первый раз и проехал маршрут длиной около 20 километров, от мастерской до дома. Как и ожидалось, без каких-либо проблем. Машина Ройса настолько понравилась его приятелям, что было решено собрать еще два автомобиля сходной конструкции. Один из них предназначался для Генри Эдмондса, того самого, что водил знакомство с Чарльзом Ройсом. Спустя годы Эдмондса нарекут крестным отцом марки Rolls-Royce.

    Азартный аристократ
    Чарльз Стюарт Роллс был выходцем из богатого аристократического рода, сыном лорда Ллангеттока. Учился на инженера в Кембридже. В студенческие годы стал страстным поклонником автоспорта и воздухоплавания. Он любил рисковать: участвовал во многих автогонках, а в 1903 году в Дублине на 30-сильном автомобиле Mors даже установил мировой рекорд скорости - 137 км/ч. Его, правда, официально не засчитали: не была одобрена измерительная аппаратура.
    Когда пришла пора самому начать бизнес, Роллс создал компанию С.S.Rolls & Co. и занялся продажей французских автомобилей. На то время, французы превосходили англичан в умении делать автомобили. Поэтому мечта о выпуске лучших автомобилей в мире под своим именем была не капризом тщеславного молодого человека, а своеобразным патриотическим порывом: «за Родину обидно!»
    В 1904 году, когда Роллсу исполнилось только 27 лет, а Ройс разменял уже пятый десяток, два мистера R. узнали друг о друге. Их общий приятель Генри Эдмундс сообщил Роллсу, что в Манчестере его знакомый собрал отличную небольшую машину. По его мнению, это, возможно, лучший из всех автомобилей, что когда-либо делали в Англии. Роллс загорелся, позвонил Ройсу, предложил ему приехать в Лондон обсудить возможности сотрудничества. Но Ройс был весь в делах и от встречи отказался. Тогда Роллс решил сам поехать к Ройсу в Манчестер.

    «Я встретил величайшего конструктора в мире!»
    О самой встрече известно немного. Говорят, что Роллсу сразу понравилась машина Ройса, с первого взгляда. А когда он завел мотор и прокатился на ней, то пришел в полный восторг. Машина была сделана настолько качественно, так разительно отличалась от других автомобилей — ничего не тряслось, не скрипело, детали были аккуратно подогнаны друг другу. В результате в отеле Midland в Манчестере за ужином Роллс и Ройс ударили по рукам. Ройс согласился впредь выпускать все автомобили под маркой Rolls-Royce, а Роллс обещал надежную финансовую поддержку проекту. Кроме того, Роллс стал первым дилером автомобилей Ройса. Говорят, талант Ройса так впечатлил Роллса, что вернувшись обратно в Лондон, он говорил всем, что встретил в Манчестере «величайшего конструктора в мире».

    Дебютанты

    В декабре 1904 года на Парижском автосалоне состоялась мировая премьера новой автомобильной марки. Все лето и осень Ройс работал на износ, так что на автосалоне французы могли лицезреть не только скромный Rolls-Royce 10HP, оснащенный двухцилиндровым мотором, но и более мощные авто с 15-сильным трехцилиндровым двигателем и 20-сильным четырехцилиндровым. Говорят, парижане признали, что по качеству машины Ройса превосходили все остальные экспонаты выставки.
    В знаменитом английском журнале Autocar, в номере за декабрь 1904 года была реклама новой марки — «Первый, простой, тихий Rolls-Royce». Генри Ройс при конструировании машин стремился к простоте и предпочитал использовать уже опробованные, хорошо зарекомендовавшие механизмы, за что его порой называли консерватором. Козырем всех машин Rolls-Royce был невероятный уровень надежности…
    Любопытно, что несколько из 10 выпущенных автомобилей Rolls-Royce 10 HP три сохранились до наших дней. Вот, что значит надежные и долговечные автомобили!

    Серебряный призрак

    Надо сказать еще об одном персонаже — звали его Клод Джонсон. Приятель Роллса и Эдмундса, он с первых дней начал работать вместе с Ройсом. Помогал ему создать облик первых автомобилей, участвовал на автомобилях Rolls-Royce в различных соревнованиях. Поэтому его даже шутливо называли дефисом «роллс-ройса». В 1906 году Роллс и Ройс решили доверить ему пост генерального директора компании Rolls-Royce Ltd. С Джонсоном связано и появление знаменитой модели Silver Ghost.
    В 1905—1906 годах новая компания ищет свою нишу. Ройс, как известно, начал с маленькой двухцилиндровой машины. Но позже было решено сделать основным в модельном ряду роскошный автомобиль с шестицилиндровым двигателем Rolls-Royce 40/50. Как и все автомобили Rolls-Royce, модель 40/50 отличалась потрясающей надежностью, но была, кроме того, мощной, тихой и приемистой. Изготовление кузова в то время компания Rolls-Royce поручала сторонним кузовным ателье, сами делала лишь шасси. Шасси модели 40/50 стоило бешеных по тем временам денег — 1300 фунтов стерлингов. Для сравнения, за такую сумму можно было купить с десяток автомобилей среднего класса! Поэтому у Rolls-Royce просто не было конкурентов, и модель 40/50 обычно называют первым в мире автомобилем высшего класса. В рекламных проспектах той поры можно было найти нескромный слоган: «Шестицилиндровый Rolls-Royce — не один из лучших, а самый лучший в мире», а в 1914 году появляется известный по сей день слоган — «Rolls-Royce. Лучший автомобиль в мире».
    Двенадцатый выпущенный экземпляр модели 40/50 приобрел для себя глава компании Клод Джонсон, установил серебристый кузов, посеребрил многие детали интерьера. Машина получила прозвище Silver Ghost («Серебряный призрак») — за то, что ездила практически бесшумно, как призрак. Позже такое название закрепилось за всеми автомобилями модели 40/50.
    Двигатель «Призрака» работал особенно тихо и без вибраций. На капот можно было поставить ребром монетку, и та не падала. По тем временам это было фантастикой, да и в наши дни лишь некоторые машины способны пройти такой Rolls-Royce-тест. Модель Silver Ghost пользовалась заслуженной популярностью и в практически неизменном виде выпускалась до 1925 года. Самые знаменитые и богатые люди начала XX века приобрели 6173 автомобиля этой модели. Многие из них дожили до наших дней.

    Трагический 1910-й
    Ко времени, когда Rolls-Royce Silver Chost стал самым знаменитым автомобилем в высших кругах, Чарльз Роллс практически отошел от дел компании. Его всецело поглотило новое увлечение — авиация. Он стал первым в мире человеком, перелетевшим Ла-Манш в обоих направлениях (без посадки во Франции). Увы, Роллс стал также первым англичанином, погибшим в авиакатастрофе летом 1910 года. Чарльзу Роллсу тогда было только 32 года… К тому времени Роллс и Ройс стали хорошими друзьями, и Генри Ройс был сильно подавлен, узнав о смерти своего молодого друга. Сам Генри Ройс дожил до старости и умер в 1933 году.
    Кстати, с началом Первом мировой компания Rolls-Royce стала выпускать авиационные двигатели, но к Роллсу это уже не имело никакого отношения.

    От «Фантома» до «Фантома»
    В 1925 году на смену модели Silver Ghost приходит автомобиль с не менее достойным называнием Phantom («призрак, привидение»). Автомобиль получил более мощный мотор, отличался еще несколькими усовершенствованиями. В 1929 году появился Phantom II. У него был ниже центр тяжести и, соответственно, машина отличалась лучшими ездовыми свойствами. В это время компания Rolls-Royce переживает свои лучшие времена. В 1931 году она покупает конкурирующую фирму Bentley — изготовителя дорогих спортивных автомобилей.
    На смену старым моделям приходят новые. Машины становятся все совершеннее: появляются более мощные моторы, несущим становится кузов, зависимую рессорную подвеску заменяет современная независимая пружинная. Неизменным остается лишь одно — высочайшее качество. Все автомобили собираются вручную, все — проходят тщательный контроль. Говорят, что Генри Ройс любил повторять: «Мелочи создают совершенство, но совершенство — это не мелочь». Это правило соблюдается по сей день. В свет выходят третий, четвертый, пятый, шестой «Фантомы»…
    По списку владельцев Rolls-Royce можно изучать историю XX века. Среди них значатся члены Британской королевской семьи, император Николай II, султан Брунея и многие другие королевские особы. На автомобилях Rolls-Royce ездили Владимир Ленин и Джон Леннон, Пол Маккартни и Фрэнк Синатра. Свой Rolls-Royce был у Редьярда Киплинга, Бернарда Шоу, Эрнеста Хеммингуэя... От буржуазной роскоши не смог отказаться Леонид Брежнев. Автомобиль №1 был приобретен Барброй Стрейзанд, Брижит Бордо, Гари Купером. На перечисление только всемирно известных владельцев Rolls-Royce может уйти несколько страниц…
    К концу прошлого века положение компании Rolls-Royce несколько пошатнулось — у британского концерна Vickers, которому принадлежала знаменитая компания, не было средств для разработки новых моделей. Но в 1998 году права на знаменитую марку отошли к концерну BMW, который ранее выпускал для английской компании двигатели. Так как завод в Крю, где с 1947 года выпускали автомобили Rolls-Royce и Bentley, вместе с правами на марку Bentley по договору перешел к концерну Volkswagen, в августе 2001 года было начато строительство нового завода Rolls-Royce в Гудвуде (графство Западный Суссекс, Англия). В июне 2002 года на заводе собрали первый предсерийный Rolls-Royce XXI века. Модель было решено назвать Phantom, как и ее предшественников. В январе 2004 года на заводе в Гудвуде собрали 500-й автомобиль Rolls-Royce Phantom…
    Скоро «лучшие автомобили в мире» появятся в России. Открытие салона Rolls-Royce Motor Cars Moscow в центре Москвы, судя по всему, будет приурочено к столетию знаменитой марки…

    Дух экстаза

    Знаменитая статуэтка Spirit of Ecstasy («Дух экстаза») появилась на автомобилях Rolls-Royce в 1911 году. В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.
    Лорд Джон Монтегю, издатель глянцевого журнала The Car Illustrated и общий друг Чарльза Роллса и Клода Джонсона, попросил своего редакционного художника (а также скульптора) Чарльза Сайкса оформить каталог Rolls-Royce на 1911 год и создать статуэтку. Фигурка была готова в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Любопытно, что прообразом статуэтки стала Элеанор Торнтон, секретарь и любовница Монтегю.
    Судьба этой девушки трагична. В 1915 году лайнер, на котором она плыла с Монтегю в Индию, был торпедирован немецкой подлодкой. В отличие от главных героев «Титаника» Кэмерона, Элеанор утонула, а Монтегю удалось выжить. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.
    Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется — на случай, если автомобиль наедет на пешехода.

    Николай Корзинов

    Rambler's Top100