Лимузины-стретчи //20.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Автомобиль не резиновый, но растянуть его можно. Появившиеся в Америке в 1920-х годах лимузины-стретчи сначала возили в основном звезд Голливуда, а ныне стали неотъемлемым атрибутом городов-мегаполисов.

    Престиж измеряется в метрах
    Размер имеет значение, особенно когда речь заходит о социальном статусе. Есть гипотеза (и фрагменты наскальной живописи ее подтверждают), что вожди первобытных общин отличались от своих соплеменников большим размером детородных органов. Потом появилась одежда, и определяющим стало богатство и роскошь убранства. Тем не менее, в средневековых империях о значимости человека часто судили и по величине некоторых элементов одежды и обуви. Согласно субординации, у короля они были больше, чем у всех остальных. Потом появились экипажи, сначала конные, потом безлошадные. И как многие века назад, о значимости человека опять судят по длине – по длине его автомобиля.
    Именно размер машины лежит в основе главной классификации автомобилей в большинстве стран мире. Поскольку в отличие от одежды и обуви, размер которых обычно никак не сказывается на стоимости, длина автомобиля – главный ценоопределяющий фактор. Четырехметровые европейские машины стоят около 15 тысяч евро, пятиметровые – в пять раз дороже. А цены на стретчи длиной от шести метров уже измеряются шестизначными, а порой и семизначными цифрами. Но покупателей цена не останавливает: комфорт и престиж задешево не купишь.
    Стретч – это, прежде всего, ресторан на колесах. Его непременная принадлежность – роскошно сервированный бар. В салоне нет недостатка в охлаждающих емкостях под напитки. Внутри обязательно установлена высококачественная аудиосистема, практически всегда ее дополняет видеопроигрыватель. Но многим владельцам этого недостаточно: в стретчах можно встретить и камины, все популярнее – установка джакузи.
    Насколько большая компания может наслаждаться отдыхом в стретче, зависит от его компоновки и размеров. Обычные стретчи длиной до 7,5 метра вмещают не больше 7 человек, «суперстретчи» (около 8 метров в длину) уже могут взять «на борт» до 9 человек, а гиганты длиной 9 метров (в прокатных бюро их называют «ультрасуперстретчами») гарантируют комфорт компании из 10 человек.

    Говоришь – лимузин, подразумеваешь – стретч
    Длинные «растянутые» автомобили часто называют лимузинами, что не совсем верно. Лимузин – это автомобиль с перегородкой, отделяющий водителя от пассажира. Несмотря на то, что лимузины редко бывают короче 5 метров, размер в данном случае не является определяющим. Термин «стретч» происходит от английского слова stretch («растяжка», «удлинение») и обозначает длинный растянутый автомобиль. Как правило, все стретчи являются одновременно и лимузинами, поскольку их пассажиры отделены от водителя перегородкой. Но бывают стретчи без перегородок. Поэтому для обозначения удлиненного автомобиля правильнее все-таки использовать термин «стретч».


    Почетный донор Соединенных Штатов

    Наибольшую популярность среди удлинителей заработал Lincoln Town Car. Крупный рамный автомобиль как будто изначально был создан в расчете на дальнейшее удлинение. Поэтому странно, что специалисты отделения Lincoln концерна Ford сами растяжкой этой модели не занимаются, доверяя операцию различным тюнинговым фирмам.
    Удлинением автомобилей Lincoln серьезно начали заниматься уже в 1950-х годах. Тогда администрации президента Гарри Трумэна поставили партию растянутых многоместных парадных машин, а в середине шестидесятых в Чикаго появилась фирма, которая стала выпускать стретчи на базе Lincoln для богатых покупателей. Ежегодно удлиняли около сотни автомобилей. Позже чикагская фирма перестала быть монополистом длинных Lincoln, стретчи стали делать в Техасе и Арканзасе. Год от года список кузовных фирм, растягивавших «линкольны», рос, и сейчас их число перевалило далеко за десяток.
    Раньше стретчи Lincoln покупали только частные лица, но в последнее время их все чаще приобретают компании – прокатные фирмы, пятизвездочные отели. Несмотря на более низкую стоимость, по сравнению с аналогами, при покупке стретчей частники отдают предпочтение другим моделям. Объяснение простое: лимузины Lincoln уже устойчиво ассоциируются с прокатными автомобилями. Деловые партнеры могут подумать, что это не ваша машина, а взятая на прокат, чтобы произвести впечатление. Кому нужна такая слава?!

    «Пульман» против «Майбаха»

    В отличие от Lincoln, стретчи Mercedes S600 Pullman в прокатных фирмах – редкость. Их покупают в основном частные клиенты для деловых поездок с личным водителем. Pullman – это тот редкий случай, когда автопроизводитель сам удлиняет свою модель. Поэтому Pullman – это не просто стретч на базе «Мерседеса» S-класса, а флагман модельного ряда.
    Лимузины Mercedes получили свое название в честь американского изобретателя и бизнесмена Джорджа Пульмана, который полтора века назад строил самые комфортабельные железнодорожные вагоны в Штатах. «Пульманами» представительские «Мерседесы» называли еще в 1920-х годах, но официальным названием флагмана Mercedes оно стало в 1963 году, когда дебютировал первый в мире «шестисотый» – Mercedes S600 Pullman. Модель была чрезвычайно успешной: за ней выстроились длинные очереди из богатых клиентов, но во многих странах мира модель выбрали в качестве президентского автомобиля. Первый Pullman выпускали в течение 20 лет! Потом, в середине 1990-х, был выпущен Pullman на основе S-класса в 140-м кузове, а несколько лет назад в основу заводского стретча Mercedes лег нынешний S-класс (W220). Представительский лимузин длиной 6,2 метра стал не просто удлиненной копией обычного седана. Можно сказать, что дизайнеры создали новую модель. Например, Pullman стал на 80 мм выше стандартной модели – благодаря чему вход в салон упростился, а сам автомобиль выглядел подчеркнуто гармонично и элегантно. В отличие от предыдущей модели, в 220-м «Пульмане» пассажирские сиденья разместили, чтобы пассажиры сидели vis-à-vis – это делало автомобиль особенно удобным для проведения деловых переговоров. Несмотря на все свои достоинства, последний Pullman успеха первого не повторил. Сейчас этот автомобиль уже не выпускается, а всего было изготовлено только 200 машин. Пожалуй, главной причиной низких продаж стала новость о появлении сверхроскошного Maybach: потенциальные клиенты предпочли дождаться более дорогого суперпредставительского лимузина. Кроме того, различные кузовные ателье, такие как Carat Duchatelet, Trasco, предлагали свои варианты стретчей на базе S-класса и отбили у концерна DaimlerChrysler часть покупателей. Достоинством автомобилей сторонних кузовных ателье была конкурентно низкая стоимость и то, что они предлагали не только удлинение, но и бронирование.
    В конце этого года должен дебютировать новый Mercedes S-класса. Будет ли выпущен стретч на базе нового представительского седана, пока не известно. Но то, что Maybach примерно в два раза дороже, чем Pullman, и, соответственно, рассчитан на покупателей с куда большим кошельком, дает основания предполагать, что мерседесовский род «Пульманов» продолжится. Но с другой стороны, потеряв звание самой дорогой модели концерна DaimlerChrysler, Pullman уже никогда не будет столь престижным, как прежде, и это может сказаться на спросе.

    Игрушки для взрослых
    Cтретчи Lincoln и Pullman – пожалуй, самые известные в своем классе, но покупателю предоставляется большое число альтернатив – это и растянутые Cadillac, и стретч на базе Volvo S80, который, кстати, в свое время был впервые показан именно на Московском автосалоне. На самом деле практически из любого автомобиля можно сделать стретч. Не только в Америке, но и в Европе существуют фирмы, занимающиеся растяжкой автомобилей. Кузов автомобиля режут пополам, размещают между двумя половинками вставку и заваривают – полработы сделано. Осталось укрепить кузов, доработать салон – и стретч готов. Поэтому, несмотря на то, что ни BMW, ни Audi, ни Jaguar не предлагают стретчей на базе своих моделей, очень длинные «семерки», A8 и XJ – не такая уж редкость.
    Не только бизнесмены покупают себе стретчи, для многих звезд шоу-бизнеса длиннющий лимузин – это давнишняя мечта. А поскольку звезды не часто довольствуются традиционными решениями, пойдя им на встречу, кузовные ателье часто производят на свет совершенно невероятные стретчи. Как вам идея построить стретч на базе Lamborghini Diablo или удлинить на пару метров малютку Volkswagen Beetle? Не сомневайтесь – и такие проекты выполняли кузовные ателье. Забавно выглядит и самый «раскрученный» стретч последнего времени – Mini XXL. Малыша удлинили до шести метров и снабдили дополнительной парой колес – теперь в нем можно даже искупаться в мини-бассейне. На фоне таких безумных проектов вполне практичными кажутся стретчи-внедорожники – последнее увлечение знаменитостей, пришедшее к нам из Америки. Особенно популярны длинные внедорожники Hummer. В Москве уже несколько таких машин, на одной из них катается российский поп-идол Филипп Киркоров. Ходят слухи, что с машиной певца была связана неприятная история: из-за непрофессионально выполненного удлинения кузов машины при езде стал изгибаться. Поэтому главный совет для тех, кто решит удлинить свой авто, – обращаться только к проверенным, заработавшим себе хорошую репутацию фирмам. Еще один совет: прежде чем удлинять машину – изначально настроиться на то, что место для парковки найти будет непросто, а некоторые центральные переулки будут слишком узки для маневрирования. Впрочем, это все проблемы водителя, и пассажиры стретч-лимузина могут в полном объеме наслаждаться жизнью, а от внешней суеты их будут скрывать шторки на окнах.

    Константин Николаев

    Rambler's Top100