Мечта монарха //23.05.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Такие автомобили стоят дорого, очень дорого. Но находятся люди, способные их оценить. Среди них — королева Британии, султан Брунея и некоторые другие влиятельные особы. Просто один полжизни грезит о новеньком Ferrari, а для другого новый суперкар — лишь один из экспонатов личной коллекции, и мечтает он, естественно, о другом. Например, об автомобиле, которого нет ни у кого в мире, единственном в своем роде.

    Bentley, который не продается

    Один из законов диалектики — закон отрицания отрицания — гласит, что в основе любого развития лежит сначала отрицание, а затем отрицание отрицания. Закон Гегеля сложен, но если его немного упростить, то можно придти к известному постулату: все возвращается на круги своя. Только уже в новом качестве. Возьмем, к примеру, создание автомобилей. Во второй четверти прошлого века отрицанием стало то, что на смену индивидуальному, собранному на заказ автомобилю, пришла серийная машина конвейерной сборки. Это было благом — машины стали качественнее, дешевле, проще в ремонте. А отрицанием отрицания стало то, что нынешний клиент уже не довольствуется серийным продуктом и после покупки автомобиля все чаще обращается в различные тюнинговые фирмы — дабы у его автомобиля имелось такое важное качество, как индивидуальность. В итоге, автомобиль получается персонализированным, но при этом еще и качественным, сравнительно недорогим и простым в ремонте и обслуживании. То есть индивидуальный автомобиль возвращается к нам в новом качестве.
    «Но тюнинг — это всего лишь компромисс», — считают некоторые, и считают в какой-то мере обоснованно. По-настоящему индивидуальный автомобиль создается не из серийного, а tabula rasa, «с чистого листа». О таких исключительных автомобилях мы и поговорим.
    С чистого листа был создан лимузин Bentley английской королевы Елизаветы II, который автомобильная компания подарила ей по случаю 50-летия коронации в 2002 году. Конечно, при его сборке были применены многие стандартные узлы, используемые на других Bentley, но королевский лимузин изначально создавался как отдельный проект, а не путем доработки серийного автомобиля.
    Еще до того, как марка Rolls-Royce официально перешла к BMW, а Bentley — к Volkswagen, представители Bentley учуяли подходящий момент и осмелились предложить в качестве очередного королевского лимузина автомобиль своей марки. Мол, после того, как ваша королевская семья полвека выбирает Rolls-Royce, будет честно, если она позволит Bentley построить очередной лимузин. Решение было принято, и за два года до юбилея на Bentley закипела работа. В ходе нее дизайнеры постоянно советовались с королевой и ее супругом Филиппом, герцогом Эдинбургским. Разработчики вспоминают, что когда королеве был представлен макет лимузина, Ее Величеству не понравилось, что в облицовке автомобиля много хрома: уж очень пышно. А герцог не одобрил установку шин с белыми боковинами: слишком неформально. Впрочем, королевская чета была столь же требовательна к стилю автомобиля, сколь безразлична к внутреннему оснащению. Создатели хотели установить бокс для охлаждения минеральной воды, но супруги не одобрили эту идею. От установки телевизора и DVD они тоже отказались. В общем, минимализм не чужд и королевским семьям.
    Зато в отличие от предыдущих королевских лимузинов, новый был сделан с особым акцентом на безопасности — терроризм в последнее время прогрессирует. Поэтому бронированные листы, пуленепробиваемые стекла и пол, готовый уберечь пассажиров от взрыва бомб, заметно утяжелили автомобиль, который стал весить почти четыре тонны. Впрочем, мотор мощностью в 400 л.с. вполне справляется с перемещением столь нелегкой машины в пространстве. Кстати, создатели не забыли и про шоферов королевского гаража и учитывали мнение главного из них при доводке ездовых качеств автомобиля.
    Несмотря на то, что лимузин впечатляет своими размерами, его салон рассчитан только на двух человек. Правда, есть еще два дополнительных откидывающихся сиденья — на всякий случай. Любопытная особенность: сиденья автоматически подстраиваются по высоте под рост пассажиров. Так что если королева вдруг решит проехаться с кем-нибудь из звезд баскетбола, неудобств не будет. В лимузине они будут одного роста. Салон оснащен специальными глухими панелями, управляя которыми пассажиры могут показать себя окружающей публике или наоборот скрыться от нее. Отдельного упоминания заслуживают двери: они не только как у старинных автомобилей, подвешены на петлях сзади, но также могут открываться на угол почти 90 градусов. Так что посадка в лимузин — по-настоящему королевская. А Елизавета II перед выходом из Bentley может встать в полный рост. Цену, в которую вылилось создание лимузина, естественно не афишируют, но поговаривает, что сумма немногим менее семизначного числа фунтов стерлингов.

    Morgan —единственный и закрытый

    И опять английский эксклюзив. Британская мануфактура Morgan производит, как шутят сами англичане, «реплики самих себя». Дело в том, что с послевоенных пор автомобили этой семейной фирмы практически не усовершенствовались, но, несмотря на это за их машинами выстроились очереди. Для автоспорта фирма выпускала купе, но для своих клиентов последние 50 лет компания производит исключительно открытые автомобили. Поэтому новость о том, что английская мануфактура выпустила для своего клиента закрытый Morgan, стала сенсацией. Изготовить автомобиль для себя в единственном экземпляре попросил компанию принц Эрик Стурдза, продолжатель румынской боярской фамилии, который ныне возглавляет швейцарский банк Baring Brothers. Принц Стурдза — не только большой поклонник автомобилей Morgan (в его коллекции есть несколько родстеров этой марки), но и хороший друг главы компании Чарльза Моргана. Поэтому проект купе Morgan родился сам собой.
    В основу купе Aeromax легла последняя разработка мануфактуры – модель Aero 8. Причем купе стало не банальным родстером с жестко приваренной крышей, а совершенно новым автомобилем в плане дизайна. Переднюю часть автомобиля, правда, трогать не стали, а вот зад… Зад стал неожиданностью! В решении задней части кузова дизайнеры смогли совместить обаяние ретромотивов со стильностью футуризма. К тому же хвост машины получился не только изящным, но и практичным: стилисты не забыли, что заднюю часть кузова принято использовать для перевозки багажа.
    Техническая начинка подчеркнуто современная: передовой 333-сильный мотор V8 компании BMW, шестиступенчатая коробка передач, гидравлический дифференциал повышенного трения. Среди дополнительного оборудования — кондиционер, круиз-контроль, датчики давления в шинах. Динамические достоинства автомобиля (максимальная скорость — свыше 260 км/ч, разгон до «сотни» — за 4,5 секунды!) броско подчеркивают крупные 20-дюймовые колеса.
    Кстати, по слухам, производство уникального автомобиля стоило банкиру всего порядка 100 тысяч фунтов. Друг Чарльз взял с него лишь за производственные расходы. Принц Эрик в свою очередь назвал свой эксклюзив Aeromax в честь сына Чарльза и своего крестника Макса.
    Возможно, автомобиль-купе пойдет в серию, но вряд ли в том же виде. Сам принц говорит, что не хочет, чтобы что-то подобное выпускалось серийно. Журналисты по этому поводу ухмыляются: «Видимо, банкиру придется доплатить».

    Достопримечательности Брунея


    Потомки королевских родов любят автомобили, сделанные в единственном экземпляре. Наверное, они напоминают им те изысканные кареты, которые изготавливали по заказу их почтенных предков. Но европейские аристократы уже не столь богаты, как прежде, да и культура Старого Света, базирующаяся на христианских ценностях, избыточной любви к роскоши не поощряет. Другое дело — исламский мир. Там и монархи богаче, и роскошь — в большем почете. Крошечное государство Бруней Даруссалам, расположившееся на севере острова Калимантан, в Юго-Восточной Азии, по соотношению исключительных автомобилей на душу населения впереди планеты всей.
    Когда в прошлом веке на Брунее нашли крупные залежи нефти и газа, на счета королевского семейства потекли миллионы нефтедолларов, а в конце 1980-х султан Хаджи Хассанал Болкиях Муиззаддин Вадаулах возглавил список миллиардеров Forbes. В то же время королевская семья Брунея стала одним из самых активных потребителей роскоши в мире. Восьмидесятые—девяностые минувшего столетия были порой, когда о покупках монархов Брунея ходили легенды. Но потом эксперты султана предрекли полное истощение запасов нефти через 30 лет, упал доход на душу населения и тогда разразился скандал: принц Джеффри, младший брат султана, был обвинен в растрате государственной казны. Принц действительно тратил на развлечения и приобретение «игрушек» миллиарды долларов! И с тех пор повелители Брунея стали более расчетливыми и о них в последнее время мало что слышно. Исключительные машины в коллекции братьев-миллиардеров, в которой насчитывается около 5000 (!) роскошных автомобилей, принадлежат как раз к последнему десятилетию минувшего века.
    Один из наиболее интересных экспонатов коллекции — единственный в своем роде концепт-кар Ferrari Mythos. Его в 1990 году по заказу Ferrari изготовила компания Pininfarina. Султан или кто-то из принцев увидел этот автомобиль на выставке и сразу же захотел его приобрести. «Но ведь это концепт-кар. Всего лишь дизайнерский макет. Машина не ездит», — отговаривали его. Но миллиардер настаивал. Вскоре концепт-кар стал игрушкой богачей Брунея, причем по просьбе султана инженеры научили концепт-кар ездить, оснастив его всеми необходимыми механизмами и системами!
    Позже для брунейской знати Брунея в Италии изготовили четыре уникальных автомобиля из серии Ferrari Venice — купе, родстер, седан и универсал. Представляете, универсал на базе Ferrari? Лично я – с трудом.
    Дальше – еще круче. Султан Брунея попросил руководителя тогда еще единой компании Rolls-Royce & Bentley Motor Cars сделать ему несколько внедорожников на базе Rolls-Royce или Bentley. Будь это обычный миллионер, ему бы просто указали на дверь. Но чего не сделаешь для султана, который чуть ли не ежегодно покупает десятки Rolls-Royce и Bentley. Сделали. Используя агрегаты английского производителя внедорожников Land Rover, на Bentley сконструировали партию внедорожников, предназначенных исключительно для семьи султана. Машины назывались Bentley Dominator. Компанию им в гараже владыки северного побережья Калимантана составил концептуальный Bentley Java. Ради своего самого значимого клиента британцы были готовы на многое.
    Перечисление всех редких автомобилей, нашедших пристанище в знаменитой брунейской коллекции, может растянуться на несколько страниц. Поэтому отметим лишь самые исключительные. К таким можно причислить, например, выдающийся суперкар Mercedes CLK GTR — единственный автомобиль с «правым» рулем из этой ограниченной серии находится в Брунее. А самые ценные спортивные экспонаты коллекции — гоночные болиды «Формулы-1». В хранилищах султана представлены чуть ли не все чемпионские болиды, начиная с 1980 года. В общем, автомобильный энтузиаст, ведущий праведный образ жизни, после смерти определенно должен оказаться в небесном Калимантане.
    Есть исключительные, выполненные в единственном экземпляре автомобили и в коллекциях других султанов и шейхов. Только о них молчит всемогущий Интернет, их не снимают папарацци, которые больше озабочены жизнью звезд, и не фотографируют автомобильные «шпионы», специализирующиеся на серийных новинках крупных автомобильных компаний. Поэтому о многих удивительных машинах мы просто не знаем.
    Но эксклюзивных автомобилей немало. По крайней мере, разговаривая с такими людьми, как Джон Киллик (он руководитель знаменитого кузовного ателье Mulliner, изготавливающего Bentley на заказ) понимаешь, что созданные в единственном экземпляре автомобили — вовсе не исключение из правил. Просто обычные люди покупают серийные машины, богатые ездят на настроенных, тюнингованных автомобилях, а самые состоятельные предпочитают исключительный транспорт, который изготавливают по тому же рецепту, по которому пару веков назад делали роскошные кареты: сначала пожелание заказчика, а потом уже все остальное. И хотя молоко уже другое, сливки продолжают оставаться прежними.

    Николай Корзинов

    Rambler's Top100