Мирные хроники Junkers F-13 //14.11.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Junkers F-13 – самолет, который впервые изначально создавался как пассажирский.

    Недаром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером, который к тому же стал самым массовым транспортным самолетом первого поколения. За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 этих самолетов с множеством модификаций.

    Вопреки Версалю

    Строительство прототипа Junkers F-13 началось 3 февраля 1919 года. Из нескольких вариантов к разработке приняли схему моноплана с низко расположенным крылом и однокилевым оперением. Эта схема стала классической для большинства последующих авиалайнеров. Велись споры и насчет пилотской кабины – делать ли ее открытой – победу одержали сторонники закрытой.
    Несмотря на хаос, царивший в Германии из-за вооруженных столкновений различных политических группировок, работа над самолетом шла полным ходом. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полет состоялся 25 июня 1919 года. Испытания проходили успешно. Этому способствовала установка мощного мотора BMW IIIa – 185 л.с. Уже в июле авиалайнер получил сертификат, позволявший использовать его на авиалиниях, а в сентябре самолет установил рекорд высоты – 6750 метров.
    Однако не все было гладко. Лишние проблемы создавали политики стран-победителей. Через три дня после первого полета F-13 они продиктовали Германии Версальский договор, который вводил серьезные ограничения на производство самолетов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F-13 вписывался в эти ограничения. Вдобавок союзники ввели запрет на экспорт немецких самолетов (вероятно, чтобы добить германскую авиапромышленность).
    Выйти из трудной ситуации удалось, благодаря заказам американского предпринимателя Джона М. Ларсена. Первый договор о поставках был заключен с ним в ноябре 1919 года. Чтобы обойти Версальские запреты, немецкий и американский бизнесмены придумали незатейливую хитрость. Самолеты в разобранном виде доставлялись в США на пароходах, где собирались и продавались как изделия американской фирмы Junkers-Larsen Aircraft Co., под маркой Junkers-Larsen JL-6. Всего таким образом было поставлено 25 самолетов. С 1920 года их использовали в U.S. Air Mail, нескольких авиакомпаниях США и Канады, промышленных компаниях, а также в американской армии. Эксплуатация показала высокие качества авиалайнера, хотя и сопровождалась рядом аварий. В основном по вине американских пилотов, не имевших навыков полетов на монопланах. А также несанкционированных «улучшений» конструкции при сборке в США. Но при умелой эксплуатации самолет показывал выдающиеся результаты. Так в сентябре 1921 года американский экипаж Эдди Стинсона и Ллойда Бертода установил рекорд длительности беспосадочного полета – 26 часов 5 минут 32 секунды, преодолев за это время 4270 километров.

    Трудовые будни
    Но настоящая жизнь авиалайнера началась в 1922 году, когда были сняты самые жесткие Версальские запреты. Самолет начали заказывать германские авиакомпании. Первой, использовавшей F 13 на коммерческих пассажирских линиях, была Lloyd Ostflug. Первый самолет был поставлен 5 января 1921 года, а уже 15 марта 1921-го начала работать пассажирская линия Берлин – Шнейдмюль – Данциг – Кенигсберг. Цены на билеты были установлены почти на уровне себестоимости полетов. В августе линию продлили до Риги, и стоимость билета составляла 1965 марок.
    5 мая 1922 годат произошло слияние Lloyd Ostflug с авиакомпанией Danziger Luftpost из Данцига. Новое предприятие получило название Lloyd-Junkers Luftverkehr. «Юнкерсы» продолжали летать на линии Берлин – Рига, появился маршрут Гамбург – Штеттин (или Щецин?). Затем посыпались заказы из других стран.
    Национальная финская авиакомпания Aero O/Y возникла в ноябре 1923 года. Junkers F 13 стал первым ее авиалайнером. Самолет с бортовым номером K-SALA поступил в марте 1924-го. 20 марта он вышел на линию Хельсинки – Таллин. Поскольку в Финляндии настоящих аэропортов не было, самолет эксплуатировался в поплавковом варианте. Для этого в Хельсинки на берегу Финского залива были оборудованы пристань и небольшой терминал. Они использовались не только для перевозок пассажиров и почты. Так в январе 1926 года была проведена операция по снабжению 35 судов, застрявших в тяжелом паковом льду Финского залива. Терпящим бедствие морякам было доставлено 320 кг продовольствия. В июле 1928-го авиалайнер принял участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле. Самолет K-SALG Turku, который пилотировал Гунар Лир, вывез из района крушения дирижабля «Италия» двух полярников. В 1930 году Лир на Junkers F 13 обнаружил в районе Шпицбергена останки шведской экспедиции Соломона Андре, которая в 1897 году пыталась достичь Северного полюса на воздушном шаре.
    В 1921 году первые два самолета получила и швейцарская авиакомпания Ad Astra Aero. Это были самолеты, реквизированные Антантой у Германии в счет военных репараций. 20 октября 1921-го первый из них был угнан в Венгрию. На нем в Будапешт бежал бывший австрийский император Карл IV. «Юнкерсам» Ad Astra Aero принадлежит несколько рекордных достижений. Так 27 мая 1926 года состоялся перелет через Альпы пилота В. Миттельхольцера с пятью пассажирами на высоте 5000 метров. В феврале 1928-го тот же пилот совершил круговой перелет через Южную Европу и Северную Африку протяженностью 6370 км за 47 час. 20 мин.

    «Красный» Junkers

    По душе Junkers пришелся и Стране Советов. Всего у нас в эксплуатации находилось 49 самолетов F-13. Первой была авиакомпания «Авиакультура». Взяв в аренду у «Юнкерса» три самолета, эта недолго существовавшая компания два летних месяца 1922 года совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород – в период действия Всероссийской ярмарки. 29 июля 1922-го состоялся пробный рейс с 5 пассажирами. А с 1 августа по 25 сентября выполнялись регулярные рейсы. Всего состоялось 57 полетов, было перевезено 209 пассажиров и свыше двух тонн грузов.
    С 1923 года их использовал «Добролет». Всероссийская акционерная авиакомпания первоначально не имела самолетов. Среди населения был организован сбор средств для закупки авиалайнеров. К середине лета 1923 года было собрано около полумиллиона золотых рублей, что позволило купить несколько F 13. 15 июля поступили первые четыре самолета, получившие названия «Промбанк», «Червонец», «ВСНХ» и «ОДВФ». Затем появились еще девять авиалайнеров. Всего же, по разным данным, авиакомпания использовала от 24 до 36 машин этого типа. Junkers F 13 был основным авиалайнером компании до начала 1930-х.
    Первой работой добролетовских «юнкерсов» было обслуживание Нижегородской ярмарки. Регулярные полеты на линии Москва – Нижний Новгород начались 16 июля 1923 года. Спрос был высок – билеты раскупались на две недели вперед. Самолеты летали до закрытия ярмарки в сентябре. В следующем году полеты в Нижний Новгород возобновились. Более того, 30 июня линию продлили до Казани, затем до Свердловска. В том же году появились линии в Средней Азии. 27 апреля 1924 года состоялся первый полет F-13 по трассе Ташкент – Алма-Ата. Затем открылось движение по маршрутам Ташкент – Бухара, Бухара – Хива, Бухара – Душанбе. В сентябре 1930 года Средняя Азия была связана с центром – открылась линия Москва – Ташкент. Здесь в одном из полетов произошел курьезный случай, наглядно продемонстрировавший надежность F-13. В тот день из Джусалы в Ташкент вылетело два «Юнкерса». Первым из них управлял пилот Пауль, вторым – Шварц. Шварц любил полихачить в воздухе. Он догнал машину Пауля и начал имитировать атаку. В результате пропорол винтом потолок пассажирской кабины и повредил фюзеляж колесами. Несмотря на повреждения, машина сохранила устойчивость. Пауль решил продолжить полет до пункта назначения, где благополучно приземлился.
    Особую роль самолет сыграл в освоении воздушных линий в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, в Европу летали самолеты советско-немецкой компании Deruluft. А авиалайнеры Junkers-Luftverkehr Russland открыли первые линии на Кавказ.

    Коммерчески успешный долгожитель
    Junkers F-13 эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических зонах. Самолет был рекордсменом и по числу использовавших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях – до начала 1940-х. Но он был и рекордсменом среди первых авиалайнеров по числу катастроф – всего разбилось 39 самолетов. Это не значит, что F-13 был самым ненадежным самолетом: если учесть количество выпущенных машин и общее время их эксплуатации, то коэффициент аварийности будет, пожалуй, самым низким. В этом заслуга прочной металлической конструкции. Низко расположенное толстое крыло при вынужденной посадке принимало главный удар на себя, сводя повреждения остальной конструкции к минимуму. А при посадке на воду оно выступало в качестве поплавка.
    В целом машина оказалась коммерчески успешной. Причиной тому были удобства для пассажиров – закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобство для авиакомпаний – простота в эксплуатации. Обслуживающий персонал был избавлен от возни с регулировкой растяжек и ухода за обшивкой, как у деревянных самолетов. У администрации меньше болела голова за сохранность конструкции при содержании самолетов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы. Благодаря этому более дорогой самолет (в 1,5–2 раза дороже его ближайших конкурентов) обходился в эксплуатации дешевле. Заложенные в его конструкции резервы были столь значительны, что позволили фирме Junkers создавать на его базе новые, более совершенные типы авиалайнеров еще десяток лет.

    И в заключение нужно сказать, что Junkers F 13 можно назвать пионером бизнес-авиации, который одним из первых стал выполнять функции корпоративного самолета и приобретался в частное владение. Был он «на службе» и в аэроклубах. Несколько этих самолетов сохранились и до наших дней. Они представлены в авиационных музеях Германии, Венгрии, Франции и Швеции, где занимают достойное и почетное место как первые гражданские авиалайнеры мира.

    Rambler's Top100