Виртуальный пилотаж //12.09.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Что из себя представляет виртуальный полет? В значительной степени для многих это пока - нечто запредельное. Почему?

    Хотя бы потому, что для такого полета требуется сверхмощный процессор, а то и несколько. И осуществить его можно лишь на дорогостоящем оборудовании, стоимость которого на мировом рынке колеблется в пределах от 500 тысяч до 20 миллионов долларов.

    БУДТО НАЯВУ

    В первую очередь, это, конечно же, относится к различным авиатренажерам. Будущий летчик садится в настоящую кабину с настоящими приборами. Вся информация о его дальнейших действиях оцифровывается и передается основному компьютеру. В зависимости от модели перед летчиком возникает изображение, которое генерируется компьютером в реальном времени и выводится на большие экраны перед окнами кабины. И все это в неуловимом сознанием течении времени. Все это будто наяву! Но...
    ...Хорошо, но дорого. И сделано для профессионалов. Взлет - посадка - пилотаж... А по большому счету: и не полетаешь! Как же быть? Для более или менее убедительного ощущения виртуального полета можно попробовать полетать на этаком симбиозе, порожденном автомобильным и авиационным тренажерами - в "cab simulator'е".
    Кабинный симулятор. Пользователь садится в кабину и видит перед собой в окне дисплея приборную панель конкретного, а порой и вымышленного самолета - все зависит от заложенной программы. Кресло, ручка газа, рычаг управления, штурвал - все примерная имитация. Усредненная модель самолета. Выше панели расстилается некий ландшафт: если пользователь начнет вертеть управляющими ручками (рычагами или штурвалом), на дисплее будет соответственно изменяться ландшафт и ситуация.
    Такой виртуальный симулятор можно заказать. Есть достаточно фирм, которые предлагают свои услуги: в изготовлении, программировании, в установке и обучении. И стоит это примерно от 5 до 10 тысяч долларов.
    Но можно и не вкладывая большие деньги в реализацию собственного виртуального полета, все равно научиться летать на самолетах разных видов и конструкций.


    ТРЕХМЕРНЫЕ ОБЛАКА
    Вернемся немного назад...
    В рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2003" была проведена демонстрация новейших авиационных симуляторов, а также прошли показательные выступления виртуальных пилотов по воздушной акробатике и "Турнир профессиональных команд". На площадке демонстрировались компьютерные симуляторы: "Flanker 2.5", "Разорванное небо: КА-52 против Команча", "Falcon 4.0 SP3", "F/A-18", "Ил 2 Штурмовик: Забытые сражения", "Lock On: Modern Air Combat Simulator" и "Ударная Сила". Вот некоторые из них мы и рассмотрим более внимательно. Так как именно эти симуляторы можно считать самыми стоящими. К тому же, к моменту запуска на авиакосмическом салоне часть их была еще в стадии демо-версии, а сейчас они уже вышли в полной серии.
    "Flanker 2.5". Слово "Flanker" - американское кодовое название нашего самолета Су-27. Но это не значит, что в авиасимуляторе можно будет летать только на этом самолете. Симулятор имеет программу полетов на трех боевых машинах, а именно - на Су-27, на Су-33 и на самолете МиГ-29К. Это три современных отечественных самолета, которые сейчас стоят на вооружении ВВС и ВМФ. На каждом из них можно отлично полетать, совершить многочисленные вылеты на задания. Но и просто научиться заходить на посадку на авианосец будет по-настоящему серьезным испытанием. Потому что этот симулятор очень сильно приближен к действительным условиям и является просто отличной виртуальной средой для тренировки реальных летных навыков и повышения мастерства пилотов. Настоящие летчики, отлетавшие на "Flanker 2.5", говорят, нисколько не лукавя, что если научиться отлично управлять "фланкером" в авиасимуляторе, то и с настоящим самолетом больших проблем не будет.
    "Х-Plane 6" - это многофункциональный симулятор, обладающий реалистичной моделью полета. Часть его программы была заимствована у профессиональных авиатренажеров и адаптирована для персональных компьютеров. Программа сертифицирована Федеральной авиационной администрацией США в качестве пособия для профессиональных пилотов.
    Все наиболее выдающиеся результаты работ авиаконструкторов разных стран и времен были включены в этот авиасимулятор, например: самолеты с вертикальным взлетом и посадкой V-22 Osprey и AV8-B Harrier; сверхзвуковые самолеты Concorde и Mach-3 XB-70 Valkyrie; легковой самолет Cessna 172 или вертолет Bell 206 Jet-Ranger.
    Летать можно везде, приземляться в любом из 18000 аэропортов, а также испытать свое мастерство пилота и попытаться посадить авиатехнику на вертолетные площадки небоскребов, авианосцы и нефтяные вышки в океане. Погодные условия варьируются от ясного неба и абсолютной видимости до урагана с настраиваемой силой ветра, громом, молниями, турбулентностью и другими наворотами. Сведения о реальных текущих погодных условиях в разных аэропортах мира доступны для загрузки через Интернет. В любой момент можно почувствовать то же, что и настоящие пилоты в этих местах земного шара.
    Короче, в этом симуляторе нет "ни заданий", "ни миссий" - он для тех, кто любит просто полетать от души на разных воздушных судах как с дозвуковой, так и со сверхзвуковой скоростью. Кстати, приземлиться на Cessna 172 на Красной площади или зайти на посадку в Шереметьево возможно именно с помощью этого симулятора.
    «Flight Simulator 2004: A Century of Flight» - новый революционный авиасимулятор от Microsoft, созданный в ознаменование двух исторических дат - столетия первого управляемого полета и двадцатилетия разработки виртуальных авиасимуляторов.
    В этом проекте есть возможность пройти краткий курс истории авиации - от конструкции братьев Райт до современных самолетов. В симулятор также заявлены: Vickers F.B.27A Vimy; Curtiss JN-4D; Ford 4-AT-E Trimotor; Tin Goose (первый в мире самолет с металлическим корпусом); Douglas DC-3 и другие интересные образцы авиатехники. Кроме большого количества исторических моделей в игре есть 15 современных летательных аппаратов, включая Boeing 777-300, вертолет Robinson R22 Beta II и Cessna 172.
    Основным шагом разработчиков стала кардинальная переработка графики. На высшем уровне сделано все: клубящиеся облака; аккуратные модели самолетов, оснащенные всеми положенными навигационными огнями; радуют и наземные сооружения, в особенности взлетные полосы и транспортные дорожки аэропортов, где разноцветные огни приобретают функциональное значение.
    Следующим выгодным ходом Microsoft после графического преображения симулятора стало придание всем разворачивающимся на экране действиям большой степени реализма. Отсюда и функциональность многочисленных деталей симулятора. Разные модели авиатехники отличаются друг от друга ровно настолько, насколько они различны в реальной жизни: как внешне, так и с точки зрения летных качеств, устройства кабины и т.д. Звуки двигателей разработчики не поленились записать с реальных самолетов для каждой модели в отдельности.
    По мнению профессиональных пилотов, при помощи этого симулятора вполне можно освоиться в воздушном пространстве любого города мира, что само по себе говорит о высоком классе этого симулятора.
    "Ил 2 Штурмовик: Забытые сражения" - самый красивый проект среди боевых авиасимуляторов. Не зря немецкий сайт flightsimulator.de поставил ему высшую оценку и назвал "Штурмовик" "лучшим симулятором в истории жанра" и наградил игру знаком "Золотые Крылья".
    Можно опробовать в деле 31 самолет, включая несколько моделей немецких истребителей и почти дюжину различных модификаций Ил-2 или "Летающего танка". Всего в этом симуляторе представлено более 70 видов самолетов и более 75 типов наземной техники.
    То, что приковывает внимание в игре с первого взгляда, безусловно, графика. Она особенно красива именно в силу своего правдоподобия. Облака действительно трехмерны, отбрасывают тени на землю и корректно освещаются (если в облаке, например, происходит взрыв). Самолеты очень натурально разваливаются на части, горят, кувыркаютя в воздухе, оставляя дымный шлейф, несутся к земле и взрываются, оставляя обугленные воронки.
    То, что симулятором вплотную занимались инженеры-авиатехники, а тестировали профессиональные летчики, не могло не отразиться на модели поведения самолета. Она не просто реалистична - она физически достоверна. Было учтено влияние окружающей среды - ветра, температуры, давления на разных высотах, на каждый конкретный самолет. Поэтому разные машины ведут себя в воздухе совершенно по-разному, в зависимости от мощности их двигателя, геометрии крыла и аэродинамических свойств корпуса. К примеру, можно легко лишиться своего самолета, разогнавшись на крутом вираже выше дозволенной скорости - машина, не выдержав нагрузок, запросто развалится в воздухе. Проработано все до мельчайших деталей, даже видно со стороны, как пилот соседней машины голову поворачивает. Причем по звуку можно реально определить приближение неприятеля или характер поломки. "ИЛ-2: Штурмовик" - безусловно, самый известный и самый популярный авиасимулятор от отечественных разработчиков.
    "Lock On: Modern Air Combat Simulator". "Lock On" на жаргоне американских пилотов означает "захватить цель". Являясь продолжением знаменитой серии авиасимуляторов "Flanker", "Lock On" существенно расширил круг своих поклонников, включив в список пилотируемых самолетов два самолета США: ветерана истребительной авиации F-15C и уже ставший легендарным американский штурмовик A-10A. При их моделировании использовалась официальная техническая документация, благодаря чему "Lock On" остается интересным не только для новичков, желающих познакомиться с легендарными боевыми самолетами, но и для профессиональных летчиков. По сравнению с "Flanker 2.5" парк российских самолетов пополнился штурмовиком Су-25.
    Что ж, любители высшего виртуального пилотажа наконец-то получили доступ к современным технологиям.
    "Ударная Сила" - название для западных рынков "Fair Strike". В симуляторе шесть пилотируемых вертолетов: AH-64A "Апач"; RAH-66 "Команч"; PAH-2 "Тигр"; Ka-50 "Черная акула"; Ka-52 "Аллигатор" и Ka-58 "Черный призрак".
    Внешне все предельно реалистично. Внизу, на земле не просто полигоны, призванные обозначать лес, дорогу, дома, людей - можно различить отдельные предметы, можно снизиться и уничтожить конкретное дерево, оно сгорит, и объектов на ландшафте станет на один меньше. То же относится к сооружениям и юнитам - все вокруг разрушаемо. Вдоль дорог, кстати, можно увидеть столбы линий электропередачи и провода, висящие на них. Города живут своей жизнью - по освещенным фонарями улицам своими маршрутами ездят гражданские автомобили, светя фарами, а по тротуарам ходят пешеходы.
    Особенный интерес симулятор, безусловно, вызовет тем, что в нем представлены вертолеты российских вооруженных сил. Приятно, когда надписи на приборах кокпита выполнены по-русски... и ты атакуешь врага.


    ОЛЕ, РОССИЯ!
    Кстати, все вышеперечисленные симуляторы были выпущены именно нашими отечественными издателями. И надо признаться, не без некоторого бахвальства, что Россия - чуть ли не единственная страна, представляющая на этом рынке авиасимуляторы, соответствующие почти профессиональным стандартам полетов. Чему есть бесчисленные подтверждения многих "настоящих" летчиков, хоть раз испытавших все прелести виртуального неба. А это не может не радовать. Так что, стоит попробовать, полетать...

    Анатолий Вьюгин



    Rambler's Top100