Кинотеатр без компромиссов //06.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - так говаривал классик

    Среди самых вожделенных пристрастий человека (про Фрейда забудем пока!) всегда были хлеб и зрелища. На хлеб, слава Богу, хватает. А как же со зрелищами? Да и и с ними вроде порядок – театр, филармония, футбол, бега, гонки «Формулы 1», собачьи бега наконец. Но: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - так говаривал классик. И может быть, поэтому, даже не помня уже те времена, когда за видак отдавали однушку, пусть и в спальном районе, мы снова и снова возвращаемся к своим желаниям иметь свой кинотеатр в своем, отдельно взятом, жилище. И сегодня поговорим об этом феномене, победно шествующем по миру – Домашнем Кинотеатре.

    Эксклюзив для кинозвезд
    Первые домашние кинотеатры появились еще лет пятьдесят тому назад в США — в домах голливудских кинозвезд и преуспевающих бизнесменов. Тогдашние кинопроекторы демонстрировали копии фильмов практически на таком же качественном уровне, что и в хорошем кинотеатре. Это был настоящий эксклюзив – очень дорого и хлопотно. Но начало было положено.
    В конце 80-х технический прогресс дал миру лазерный видеодиск и проектор на электронно-лучевых трубках. Количество владельцев домашних кинотеатров стало насчитывать десятки тысяч, и некоторое количество таких систем появилось в Европе и даже в СССР. Удовольствие оставалось по-прежнему недешевым, но главной проблемой оставался ассортимент кинофильмов. Он был невелик – мал спрос, мало и предложение.
    Прорыв случился в конце 90-х прошлого века. Неидеальный, но удобный новый цифровой формат DVD позволил на маленьком пластмассовом диске записать двух-, а то и трехчасовый кинофильм с качеством, не уступающим лазерному диску, и, главное, многоканальным звуком. Именно эти возможности за несколько лет буквально перевернули мировую индустрию развлечения. Цены на аппаратуру для воспроизведения стали стремительно снижаться, в игру вступали серьезные игроки и, самое главное, к DVD благосклонно отнесся Голливуд. И как результат – ассортимент кинофильмов стал насчитывать многие и многие тысячи. Что мы имеем сегодня? Бесконечные ряды серебристых коробочек азиатского происхождения на полках магазинов бытовой техники. Домашний кинотеатр за 300 или 500 долларов? Ну так можно и пирожок с мясом скончавшейся своей смертью коровы скушать и выжить после этого…
    И посему разговор сегодня о Домашнем Кинотеатре - месте, где забываешь о проблемах сегодняшнего и завтрашнего дней, месте, где живешь вместе с героями нового или любимого кинофильма, месте, где даже домашние, сидящие рядом на диване, где-то далеко, по ту сторону экрана.

    Немного о технике: cвет…

    Известно, что человеческий глаз воспринимает около 90% информации, поступающей в мозг. Поэтому начнем с изображения.
    Лучшим по качеству изображения дисплеем и сегодня остается телевизионный приемник на электронно-лучевых трубках, попросту телевизор. Технология за многие десятилетия доведена до совершенства. Но это технология вчерашнего дня. Огромный вес, несуразные габариты и это при максимальной диагонали экрана 36” – больше не позволяет технология. Отличный вариант для кабинета или детской, но не более.
    Существенно больший размер изображения позволяет дать плазменный дисплей – до 60” диагональю. Высокая яркость, неплохая контрастность и незначительная толщина делают его главным претендентом на успех в домашнем кинотеатре. Есть, правда, определенные недостатки в передаче цветов и быстро движущихся объектов, но это детские болезни технологии и с каждым годом их все меньше. То же относится и к дисплеям на жидких кристаллах, которые стремительно прогрессируют и сегодня уступают плазменным уже только ценой, но не качеством изображения. Но все же эти дисплеи годятся больше для кабинета, спальни, детской, для небольшого освещенного помещения. Размер имеет значение! Для домашнего кинотеатра — это важнейшее условие.
    Король домашнего кинотеатра – видеопроектор. Устройство, позволяющее проецировать на экран изображение, в принципе, любого размера. Ограничения только в размере помещения. Идеальный кандидат? Возможно, но только если вы принимаете правила игры – минимум постороннего освещения. Никаких настольных ламп, верхнего или бокового света – все должно быть как в большом кинотеатре. Согласны? Тогда продолжим.
    Как уже упоминалось ранее, еще 20 лет тому назад использовались проекторы на электронно-лучевых трубках. И, как их братья-телевизоры, они - лучшие по качеству изображения в своем классе. Отработанная и доведенная почти до совершенства технология позволяет причислить их к абсолютному высшему классу в домашнем кинотеатре. Идеала, конечно, не существует и есть недостатки – большой вес, необходимость регулярного обслуживания (юстировки) квалифицированными специалистами и цена. После ухода Sony с этого рынка, такие проекторы могут предложить только Barco, Runco и Accurate – по цене $30000-50000 за штуку. Почему Sony покинула этот сегмент рынка? Да просто потому, что видеопроекторы с применением новых технологий стали существенно более доступными. Основное противоборство происходит между видеопроекторами с применением жидкокристаллических панелей и микрозеркальными (DLP) проекторами. Последняя, несмотря на свою относительную молодость, превосходит жидкокристаллическую технологию по качеству изображения, прежде всего по контрастности и отсутствию пикселов, и стала де-факто стандартом в домашнем кинотеатре. Трехчиповые DLP-проекторы, имея сравнимую стоимость с проекторами на электронно-лучевых трубках, существенно превосходят их по потребительским свойствам и, прежде всего, по качеству изображения. Фаворит определился.


    …звук и…
    Следующий важнейший кинотеатра – система озвучивания. Самое пикантное то, что непрофессиональный подход в конструировании домашнего кинотеатра проявляется прежде всего в пренебрежении к качеству звуковоспроизведения или копеечной экономии. Ведь главное - картинка, не так ли? Основная ошибка. Звук - такой же равноправный элемент системы, как и изображение. Системы «домашний кинотеатр в одной коробке» к верному звучанию за редким исключением отношения не имеют. Да и те, что имеют (ценою в $3000-5000), способны озвучить лишь кабинет или детскую. Негромко, но качественно. А что будем делать со взрывами бомб в «Pearl Harbor» или «U-571»? Да еще в большем помещении? Стало быть, переходим к компонентным системам.
    Самым популярным, благодаря своей кажущейся простоте, решением есть приобретение аудиовидеоусилителя (в дальнейшем ресивера) и комплекта акустических систем. Действительно, в последнее время на рынке появилось некоторое число ресиверов, имеющих мощность, достаточную для озвучивания помещения среднего размера. Наличие в одном корпусе ресивера цифрового сигнального процессора (DSP-процессора) для преобразования звукового сигнала в 5,-6,-7-канальный звук и стольких же каналов звукоусиления существенно упрощает коммутацию с источниками сигналов, дисплеями и акустической системой. Правда, существует два «но». Первое – постоянно обновляющиеся стандарты кодирования/декодирования звука, второе – ограничения по реальной выходной мощности ресиверов, что не позволяет их использовать в помещениях с площадью более 30 кв. м. Наиболее серьезными игроками в этом сегменте выступают японские компании Sony, Pioneer, Yamaha, Denon и Onkyo.
    Акустические системы для домашнего кинотеатра, как правило, представляют собой комплект из двух фронтальных и двух тыловых акустических систем, центрального канала и сабвуфера, отвечающего за воспроизведение низких частот. Для создания равномерного звукового поля акустические системы должны быть как минимум одного производителя, желательно, одного модельного ряда. По возможности, фронтальные и тыловые акустические системы должны быть идентичны. Исключения могут быть лишь по причине лимита пространства либо, что, конечно, важнее, по желанию хозяйки дома. И в последнем случае проблема нежелания лицезреть акустические системы в помещении решается достаточно просто – установкой встраиваемой акустики в стены. Звук есть, а колонки не искажают представления об интерьере. Красота!

    …связующее звено
    И the last but not the least — источник сигнала. Безусловно это DVD-плеер, позволяющий дать достаточно высокое качество изображения и звука. Почему только достаточное? Да потому что физические возможности формата DVD ограничены видеоразрешением в 540 телевизионных линий, что существенно уступает разрешению не только кинопленки, но и требованиям ТВЧ (телевидения высокой четкости). Тупик? Не совсем. Будем решать задачу построения Домашнего Кинотеатра в отдельно взятом помещении. И затем смотреть и слушать.
    Оговорюсь сразу – разговор пойдет о системах самого высшего класса, о тех, где цена не имеет значения или почти не имеет. Ведь только бескомпромиссный подход может гарантировать нужный результат.

    Сияющие вершины?
    Последние несколько лет специалисты спорят, какие АС являются самыми совершенными на сегодняшний день? Многие предпочитают Dynaudio Master Evidence, некоторые лучшими считают JM Lab-Focal Grand Utopia Be. И те и другие по-своему правы. Эти две пары акустических систем, ценою в $70000 за пару, весом в центнеры и высотою за 2 м, представляют собой верх достижения технологий и инженерной мысли. Их можно назвать даже произведением искусства. Все же такие системы, как и усилитель Dynaudio Arbiter, ценою под полмиллиона долларов, представляется несколько экстремальным решением. Спустимся с небес на землю, на ее сияющие вершины.
    Итак, помещение площадью 40-60 кв. м., которое вполне достаточно для обустройства домашнего кинотеатра высшего класса для семьи или небольшой компании друзей. Источником изображения киноманы предпочтут проектор на электронно-лучевых трубках, к примеру Runco DTV-1200 ($45000) или Sony VPH-690U ($38000), который еще можно найти в продаже. Только эти, сложные и громоздкие устройства, весом под 100 кг, дают максимально высокое разрешение видеосигнала. В данном случае, до 1920х1080 пикселов. Соответственно, они способны качественно воспроизвести любой сигнал. Другое дело, что сигнал такого качества в домашних условиях просто неоткуда взять, даже от экзотики, каковой является цифровой видеомагнитофон формата D-VHS. На помощь приходят дополнительные устройства обработки видеосигнала, к примеру, удвоитель-учетверитель строк, который преобразует подаваемый сигнал с DVD-плеера в сигнал уровня телевидения высокой четкости. Результат будет потрясающим, изображение на экране не уступает изображению в кинозале.
    Неким компромиссом является микрозеркальный (DLP) проектор. Несколько уступающий по контрастности и глубине черного вышеописанным, такой проектор существенно дешевле и не нуждается в регулярном обслуживании. Лучшими образцами можно назвать Panasonic PT-D7600E ($30000), Runco VX-1000ci ($22000), InFocus ScreenPlay 7200 ($7000) и другие, с чипом Mustang 2+ с разрешением 1280х720 пикселов. Применение удвоителя строк позволит дать на экране шириною 2 м (диагональ 120”) очень реалистичную картинку. Почему именно 2 м? Да просто потому, что наиболее комфортным будет изображение с расстояния 2-3 ширины экрана. Больший экран вызовет необходимость увеличения расстояния до него, а экран с диагональю менее 80” – потерю реалистичности происходящего на экране. Так что, как вы уже поняли, плазменному дисплею в домашнем кинотеатре не место. Так сказать, размерчик не тот. Лучшими экранами на рынке вот уже несколько десятилетий остаются экраны Stewart. Начав с поставок экранов голливудским студиям, Stewart и сегодня остается лидером в своем сегменте, невзирая на достаточно высокую, в несколько тысяч долларов, цену. Для домашнего кинотеатра, как правило, используются так называемые «серые экраны», к примеру Stewart GreyHawk, в том числе моторизованные.
    Имя датской компании Dynaudio пользуется на рынке высококачественной акустики особым авторитетом. Имея собственное производство и разработку всех компонентов, компания не производит дешевых моделей и не переносит производство на Дальний Восток. За основу построения системы озвучивания возьмем АС флагманской, за исключением уникальных Evidence, линейки Confidence. Взяв все наработки, в том числе так называемый DDC (Dynaudio Direct Control), позволяющий существенно снизить вредные влияния акустики помещения, а также разработав совершенно новые громкоговорители, компания предложила результат экстра-класса за относительно доступные деньги. Комплект АС в составе напольных Confidence C2 (10000) или С4 (15000) для фронта, Confidence Center (5000) для центра и полочных Confidence C1 (5000) для тыла и сабвуферы Dynaudio Sub 500 (2000) дадут незабываемые ощущения как в кино, так и при прослушивании музыкальных программ.
    Французские напольные JM Lab-Focal Alto Utopia Be (16000) совместно с полочными JM Lab-Focal Micro Utopia Be (5500) вполне могут составить конкуренцию датчанам своими высокочастотниками из бериллия, существенно расширяющими частотный диапазон, и войти в самый короткий список рекомендуемой акустики высшего класса.
    «Марка миллионеров» - такое название преследует берлинский Burmester многие годы. Любители экзотических авто сравнивают эту марку с легендарной Bugatti. Что ж, может быть. Если добавить к инновационному подходу потрясающее качество изготовления, перед которым меркнут японские и американские гранды, то ваш выбор усилителя для домашнего театра вряд ли окажется ошибочным. К примеру, комплект Burmester Reference Line аудиовидеопроцессор ($30000), многоканальный (5х170 ватт на 8 ом) оконечный усилитель Burmester 039 (13500) и проигрыватель Burmester 033 DVD-player (9500) относятся к абсолютному топ-классу. Можно и слегка сэкономить, установив популярный и хорошо зарекомендовавший себя британский комплект Arcam FMJ AV8 (процессор)/P7 (7х150 ватт усилитель) за $8000, плюс DVD-плеер Arcam FMJ 27A ($2500). Впрочем, совсем неплохие DVD-плееры производит и ряд японских компаний, правда, на этом их достижения, как правило, завершаются.
    Немаловажную роль играют и аксессуары, применяющиеся для компоновки и управления довольно сложной системой домашнего театра, в том числе соединительные кабели, сигнальные кабели для управления освещением, закрытием жалюзи и штор, опусканием экрана и так далее. Задача интеграции домашнего театра в интерьер жилища также совсем нетривиальна. Более того, при желании или необходимости построить домашний кинотеатр в по-настоящему большом (сотни кв. м) зале применяется, как правило, профессиональное оборудование. Это относится прежде всего к акустическим системам, проектору и экрану. Но это требует отдельного разговора.
    Выше были приведены примеры аппаратуры для домашнего театра высшего класса. Есть еще ряд громких имен, таких как американские Mark Levinson, Bryston, канадские Ayre, Classe, немецкий TAG-McLaren или отличающийся своими «цифровыми» решениями Meridian из Великобритании. Выбор не так велик, как мог бы быть. Просто в наш век одноразовой посуды, пластиковых авторучек и часов, «МакДональдса» и «домашнего кинотеатра в одной коробке», настоящее качество становится раритетом. Но как остались еще авторучки Montegrappa, а главное, промозглые осенние вечера, то осталось еще желание посидеть со стаканчиком любимого напитка у камина или посмотреть любимый кинофильм с близкими и друзьями.
    У вас есть выбор. Только не забудьте пригласить эксперта, дизайнера и инсталляторов.

    Комментарий от Владимира Уварова

    Домашний кинотеатр – сложный инженерный комплекс или средство для того, чтобы оценить и почувствовать громадный труд тысяч и тысяч талантливых людей, создающих разнообразные фильмы? И то и другое, только первое для людей, которые создают этот сказочный мир кино для Вас. А второе для тех, кто будет время от времени получать удовольствие от него.
    Поэтому я не касаюсь в этой статье ни именитых марок, ни цен на них, поскольку люди, занимающиеся звукопроизводством, и так хорошо в этом разбираются.
    Что же надо знать человеку, который решает: будет или не будет в его доме кинозал.
    Домашний кинотеатр очень часто стал ассоциироваться с достаточно примитивным набором пластмассовых и жестяных колонок или набором в одной коробке. Поэтому, чтобы не путаться в терминах, будем говорить о «домашнем кинозале», включающем в себя проект, монтаж, инсталляторские работы, оборудование, обучение.
    Первое, и на мой взгляд, самое важное – определить класс «ДК». Они очень разные, очень похожи на автомобили по соотношению класс/цена.
    Чем же отличается один кинозал от другого, если их цены разнятся не только на десятки тысяч долларов, но в отдельных случаях – на сотни.
    Могу сказать одно – количество удовольствия, получаемого в минуту просмотра. Задача у кинотеатра простая: обмануть вас, заставить поверить, что все, что происходит на экране, - реальные события, и вы находитесь в них, для этого и большой экран и звук вокруг вас. И вы не просто понимаете, что происходит - вы это чувствуете. Погружения в события, происходящие в правильном кинотеатре, очень реалистичны.
    Кинотеатр хорош настолько, насколько хорошо его самое слабое звено. Чаще всего этим звеном оказывается помещение. Ведь мы слышим не только звук АС, но и помещение. Самый хороший (дорогой, естественно) набор аппаратуры можно почти полностью погубить несоответствующим помещением. Именно от него зависит: слушаете вы фильм или музыку или паразитные отражения, которые мешают вам да еще и коверкают звук. Ожидания от нешуточных вложений превращаются в непонимание: зачем он нужен да еще за такие деньги. И в кинозал просто перестают ходить, думая, что именно это должны были получить, и им не нравится. Совсем не так. Кинотеатр – это целый мир, мир приятный и комфортный, очень разнообразный и, конечно же, со своими правилами.
    Любой кинотеатр можно исправить, и он доставит вам много радости.
    Приведу пример: нам довелось «подлечить» один кинотеатр от не совсем качественной инсталляции. Новость, что заказчик через пару месяцев решил перенести его в другое помещение, была очень приятной, несмотря на то, что нужно было разрушить свою работу и сделать ее снова – это говорило об одном, в него стали ходить, его стали использовать по назначению, и близость спален стала большим минусом.
    Еще раз подчеркну, критерий качества кинотеатра – количество его посещений или желание посетить.
    Многие вещи в кинотеатре можно открыть впервые: спорт на большом экране не сравним с просмотром на телевизоре. Путешествия и приключения, города и леса – аудиовизуальные декорации нашего времени.

     

    Rambler's Top100