Ирина Никитина (президент фонда "Музыкальный Олимп") //22.09.2008

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Биография этой женщины вошла в альманах "Знаменитые женщины России". Сама она входит в число 50 самых красивых и успешных людей Санкт-Петербурга, по опросу экспертного совета. Увлекается дизайном интерьеров, современной живописью, йогой и аюрведой. Знает 4 иностранных языка. Из спорта предпочитает дайвинг, личный рекорд - погружение на 40 метров. Много путешествует как просто, так и по работе. "Путешествия - моя жизнь", - признается Ирина Никитина, президент фонда "Музыкальный Олимп".

    - Ирина, скажите, пожалуйста, как возникла идея фестиваля "Музыкальный Олимп"?

    - Вспомните начало-середину 1990-х годов. Это были трудные  годы в жизни страны, в том числе и культурной. Государственное финансирование культурных учреждений, в том числе и образовательных, было нерегулярным. Ведь культура всегда развивается там, где экономика стабильна! Исторически различные вида искусства (живопись, музыка и т.д.) развивались  при поддержке  королевских, императорских или княжеских дворов. Таким образом, воспитывались вкус и эстетика и определялся культурный уровень той или иной страны.

    Если говорить о "Музыкальном Олимпе",  нам  хотелось придумать что-то   такое неожиданное, новое, пробить информационную брешь. Тогда не было такого потока информации, как сейчас, например, не было канала "Культура", не было такого активного обмена информации с западным миром.

    - На сегодняшний день проводится много фестивалей. Чем отличается от них Ваш "Музыкальный Олимп"?

    - Мы представляем сливки победителей, лауреатов различных престижных конкурсов, как российских, так и международных! Мы стараемся быть объективными, опираясь на результаты наград, поэтому наш фестиваль нейтрален, не привязан ни к какой личности. Он демонстрирует, кто появился в мире из людей, которые совмещают высокую творческую ноту и профессиональное мастерство. Конкурсов в мире около 150, целая армия новых имен выходит в свет, и нам хочется все это представить широкой публике.

    - Выезжает ли  фестиваль в другие страны? Или же проводится только в России?

    - 6 лет назад мы начали делать пилотные проекты.  Сначала мы начали устраивать концерты в Цюрихе, где у нас есть клуб друзей фестиваля, а  2 года назад - в знаменитом Карнеги-холл в Нью-Йорке. В планах у нас Сингапур, Лондон и Берлин.

    - Ирина, о Вас пишут, как о персоне, которая делает многое для образования российских меломанов в ущерб своим доходам. Вы можете это подтвердить или опровергнуть?


    - Я могу лишь сказать, что исскуство никогда не проживает на самоокупаемости. Ни одна выставка, концерт или театральный проект не могут состояться без дополнительного финансирования. Прошу меня правильно понять — есть разница между культурой и шоу-бизнесом. У них разные цели. Культура — это наши традиции, духовные ценности,и те неуловимые энергии,  которые затрагивают особые внутренние резервы эмоционального и интеллектуального восприятия. Фонду "Музыкальный Олимп" близка просветительская деятельность. И это красивая миссия! Многих артистов мы привозим в Россию впервые. Нам приходится объяснять людям, кто эти артисты, что они делают, и почему они достойны внимания.

    - "Музыкальный фонд" организует не только фестиваль, но и просто концерты, верно?

    - Да, совершенно верно. У нас есть разные проекты, например, "Экспресс-линия Санкт-Петербург — Москва", а также изысканный проект "Маэстро", когда мы привозим именитых дирижеров. Еще очень много проектов и концертов. Например, из проектов - первый раз в России - мы привозим американскую певицу Лиз Райт. Ее концерт состоится 1 ноября в Международном Доме Музыки. Она работает в стиле фьюжн-афро-джаз. Впервые мы приняли решение отказаться от обильной рекламы по городу, не обклеивать ничего этими ужасными афишами! Для размышления, ни один город, с которыми мы связываем понятие высокой культуры -  Лондон, Вена, Нью-Йорк - никогда не пестрит афишами. Например, если брать концерт в Карнеги-холл, то Вы нигде не увидите афишу, кроме как на самом здании зала. То же самое в Вене, Париже. У каждого зала - своя публика, и люди интересуются, какой концерт происходит именно в том или ином зале.

    - Как проходит отбор, если таковой имеется, для показа российской публике? Что Вами руководит?

    - Мне всегда интересно, что нового происходит в  мире, и, конечно, это продиктовано моим вкусом.  Два момента — решающих в моем выборе: высокий профессионализм и яркая творческая индивидуальность. Это должно совмещаться. Вы можете быть яркой личностью, но с отсутствием профессионализма, и тогда Вы будете дилетантом, и, наоборот, если у Вас сухой профессионализм, но отсутствие артистических качеств для сцены, которые притягивают публику, это тоже никому не нужно. Поэтому сочетания этих факторов для меня очень важны.

    - Какая публика ходит на Ваши концерты в России, и отличается ли она от публики за рубежом?

    - К постоянной публике, среди которых меломаны и интеллигентные люди,  сейчас прибавилась плеяда тех, у кого появились финансовые возможности. Им интересно узнать что-то новое, приобщиться к прекрасному. У нас уже есть своя публика "из новых", у которой за  эти 10 лет появилась потребность приходить в концертные залы. Они уже самостоятельно ходят на концерты, и получают от этого удовольствие. Мне кажется, что только сейчас в России начинают формироваться такие понятия, как "класс", "уровень", "вкус". То, что дорого, не всегда красиво и достойно, и мы только сейчас начинаем это осознавать.

    Если сравнивать, например, с веяниями моды, то если раньше все хотели джинсы носить, то теперь хотят какие-то индивидуальные вещи, дизайнерские, а, с другой стороны, уже приходит понимание, что хочется что-то "от кутюр".

    - Какие у Вас планы на будущее?

    - Планов очень много, процессов обсуждения тоже. Хочу отметить лишь, что как в Вашем вопросе, так и  в моем ответе заключен очень большой положительный фактор  - то, что мы можем говорить о планировании вперед. Это говорит о хорошем имидже России и ее финансовой стабильности.

    Олеся Королева

    Татьяна Витковская

    Rambler Top100