Вот это сила! //16.06.2008

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Его хобби – рыбалка и охота. Он любит гарпунить крокодилов, а потом украшать зубастыми чучелами свой офис. Видно, не дает забыть о себе славное морпеховское прошлое. Кстати, по легенде, крокодил является атрибутом святого воина Федора- римского солдата из понта в Малой Азии. Однако еще со студенческих времен главной страстью Эдда всегда был и остается гольф.

    Эд Си (Ed Seay) давно вписал золотыми буквами свое имя в историю гольф-дизайна. Впрочем, дизайнер, на счету которого не одна сотня арен по всему миру, нисколько не тяготится бременем славы, вернее, по большей части старается не замечать ее, говоря, что, не знает, так ли он знаменит, как полагают окружающие.

    Впервые Эд заинтересовался гольфом еще в колледже, но между тем переход от простого увлечения в дело всей жизни получился по воле судьбы и… декана университета, где будущий архитектор постигал премудрости ландшафтного дизайна. Один из проектов, над которым корпели студенты, включал помимо прочего и строительство гольф-поля, а вышеупомянутый руководитель вуза оказался на редкость дотошным. Он требовал от начинающих специалистов детальной проработки всех нюансов дизайн-проекта, заставляя штудировать горы соответствующей литературы. Завершение учебы совпало с началом армейских будней, но гольф-архитектура уже прочно завоевала место в душе солдата. А потому по окончании службы Эд оказался в команде именитого архитектора Эллиса Мэйплза. Того самого Мэйплза, стараниями которого в 1961 году на свет появилось пятое поле в Luxury Golf Resort – Pinehurst, ставшее воплощением единения гольфа и Матери Природы. Под руководством Эллиса Эд трудился несколько лет, пока в 1971 году не принял решения пуститься в самостоятельное плавание.

    Начало работы было положено в штате Джорджия, на ставшем ныне легендарным гольф-курорте Sawgrass, где Си совместно с великим мастером игры и дизайна Арнолдом Палмером трудился над полями Sawgrass Golf Course и Ponte Vedra Golf Country Club.


    Первое навсегда останется в истории гольфа вообще и американского гольфа в частности, как одно из самых лучших в штате. Такую высокую оценку экспертов Sawgrass Golf Course получило благодаря восхитительным 27 лункам, простершимся среди галереи из живописных озер, величественных сосен и раскидистых пальм. Роскошество трех девятилуночных арен не только услаждает взор любителей и профессионалов, но и требует от них искусного выполнения каждого удара на каждой из лунок. И это при том, что, по большей части, путь к победе лежит по воде, а не по земле, ведь 24 раза между ти и грином в игру вмешивается вода, да еще ветер безжалостно треплет нервы.

    Что касается арены в Ponte Vedra Golf Country Club, то, хотя это и кажется невозможным, воды на ее фервеях еще больше. А значит, от гольфистов всех уровней требуются и снайперские качества, чтобы с первого удара максимально точно рассчитать траекторию полета мяча, и безупречное владение айронами, которые как нельзя лучше подойдут для игры на этом "диком" поле.

    Одна из визитных карточек арены – "дьявольская", тринадцатая лунка, пар-4. Чтобы преодолеть коварные 345 метров, игрокам всех уровней придется пройти огонь, воду и двухъярусный фервей под сенью могучих деревьев. А если при этом удастся сэкономить удар, то еще и медные трубы.

    Вообще совместная работа Эда Си с Арнолдом Палмером насчитывает уже более трех десятилетий. Сначала это была тесная профессиональная связь, которая спустя годы переросла в настоящую мужскую дружбу.

    Коллеги-приятели прошли километры дорог, создав более 300 шедевров гольф-архитектуры под брендом Palmer Course Design Company, которая совсем недавно была переименована в Arnold Palmer Design Company.

    По мнению ее вице-президента Эда Си, один из самых выдающихся проектов APDC – это поле на Гавайях. Оно же и одно из самых дорогих. Судите сами – на строительство каждой лунки было потрачено порядка миллиона долларов. Вообще Корона Южных морей, как еще называют Гавайи, настолько полюбилась друзьям-дизайнерам, что их стараниями там появилось несколько роскошных полей, на которых играли и продолжают играть выдающиеся звезды современного гольфа – Тайгер Вудз, Виджей Сингх, Эрни Элс, Джастин Леонард, Дэвис Лав III и многие другие именитые персоны.

    Например, именное 18-луночное поле Палмера – The Arnold Palmer Course, где и маститый профи, и новичок найдут для себя лунки "по вкусу". Потому что, если выйти на черные ти, то арена готова бросить вызов самым лучшим игрокам в мире. Между тем, благодаря 5–6 вариантам установки лунки на грине, те, кто только начинает постигать азы гольфа, также останутся доволь- ны результатом. Немаловажно и то, что The Arnold Palmer Course очень различно по ландшафту.

    Первая "девятка" с многометровыми песчаными бункерами, глубокими озерами и открытыми фервеями живо воскрешает в памяти продуваемый всеми ветрами классический шотландский линкс. А вот вторые 9 лунок – это типичный паркленд, проложенный дизайнерами меж гигантских древовидных папоротников, многометровых канатов лиан, и непроходимых зарослей дерева хау. Пожалуй, в этой живописной лесной чаще самая запоминающаяся и драматичная – 17-я лунка: дорогу к ней надежно "охраняют" 9 скалистых и очень коварных бункеров, причудливо разбросанных на фервее, а грин уместился на миниатюрном плато, расположенном всего в 30 метрах от океана. Так что здесь надо или рисковать и пить шампанское, или искать мяч в пучине морской. Не зря говорят, что за удовольствие надо платить: чтобы попытаться поймать свою птицу счастья на The Arnold Palmer Course, придется раскошелиться на $175, впрочем, для гостей Turtle Bay Resort раунд будет стоить на $30 дешевле.

    Тем, кто хочет хотя бы на денек заглянуть в будущее, советуем посетить Hapuna Golf Course, что на Большом острове. 10 лет назад представители U.S. Golf Association назвали это поле – The Course of the Future. Неспроста. 18 чемпионских лунок, открытых в сентябре 1992 года, максимально повторяют естественные контуры ландшафта и расположены на побережье Kohala Тихого океана. И практически из каждого уголка поля открывается необыкновенный по красоте вид, центральное место в котором отведено увенчанной снежной шапкой горе Mauna Kea.

    Фирменный стиль Палмера и Си как нельзя лучше виден на третьей лунке (пар-5): причудливо изогнутый фервей увенчан грином, надежно защищенным с левой стороны водой, а справа – цепочкой бункеров, так что любой удар в сторону заветного островка несет в себе ощущение драйва и опасности одновременно. Иначе засмотришься на остров Мауи на 4-паровой шестой лунке, которая, кстати, считается самой сложной (гандикап 1), да и упустишь мяч по "убегающему" фервею. А вот если правильно рассчитать силу и траекторию удара, то наградой станет сэкономленное очко. Впрочем, как и на 11-й лунке, где с приподнятых ти с одной стороны открывается захватывающий вид, а с другой – фервей отчасти представляет собой трассу для скоростного спуска. Поэтому решающая роль здесь отводится второму удару, которым предстоит предельно точно положить мяч по центру изогнутого вправо "коридора", откуда рукой подать до грина, плотно окруженного песчаными ловушками.

    Другая незабываемая лунка – 14-я, фервей которой не только поворачивает на 90 градусов, но и вьется сквозь ущелье. Здесь те, кто уверен в дальности и точности удара, смогут попробовать пройти сложную дистанцию в два счета, чтобы в предельно сжатые сроки атаковать заброшенный на вершину холма грин. Финишная прямая раунда проложена вдоль береговой линии Тихого океана, откуда открывается потрясающий вид на Hapuna Beach Prince Hotel.

    Полет фантазии дизайнеров на Гавайях не ограничился одним островом. В том же 1992 году на равнине Ewa Plain острова Оаху (Oahu) Арни и Эд явили миру 27 великолепных лунок в первозданной красоте – Hawaii Prince Golf Club. Три взаимозаменяемые "девятки" – A, B и C – готовы бросить вызов любому: самая сложная комбинация А-С, а вот тем, кто желает как следует разогреться перед баталией, лучше начинать игру, соблюдая очередность алфавита – А-В. Впрочем, в любом случае на 270 акрах (110 га) найдется несколько десятков песчаных ловушек, жадно караулящих каждый неудачный удар, и воду, которая в прямом и переносном смыслах доминирует в Hawaii Prince Golf Club – шесть озер на А, три – на В и семь – на С. Словом, рассчитывать на легкую прогулку не приходится, тем более что дизайнер, как всегда, постарался включить в проект различные варианты ти и грина для каждой лунки.

    Без преувеличения, поле C – самое требовательное. Чего стоит только вторая лунка (пар-4), фервей которой огибает озеро с левой стороны и плотно прикрыт бункерами, расположенными в стратегически важных местах, с правой. Впрочем, немало усилий и мастерства потребует и 8-я лунка "девятки" А, буквально усыпанная ловушками, и последняя лунка курса B, признанная самой сложной мишенью трех полей. На ней безжалостные к страданиям гольфистов ветры так и норовят утопить мяч в одном из двух озер, обрамляющих фервей. Так что в поисках новых впечатлений и большой любви к… гольфу – добро пожаловать на Гавайи. Алоха!

    Эд Си в соавторстве с великим Арнолдом Палмером создал много полей, имеющих совершенно потрясающие природные компоненты и обладающих уникальными качествами, которые подчас сложно разглядеть невооруженным глазом. Для Эда гольф-архитектура – не просто профессия, а целая философия. Хорошее поле должно приносить радость!

    Сегодня эта радость доступна гольфистам 22 стран мира, где Arnold Palmer Design Company "украсила землю". Увы, пока Россия пока не входит в этот перечень. Впрочем, далеко идущие планы дизайнера давно простираются на необъятные просторы шестой части суши. Тем более что мистер Си весьма благосклонно относится к традиционному русскому застольному горячительному напитку.

    Так, став лауреатом премии Distinguished Service Award ("За выдающиеся заслуги в области проектирования и строительства гольф-полей и неоценимый вклад в деятельность организации"), которой архитектора наградил Американский союз гольф-архитекторов (American Society of Golf Course Architects), Эд с радостью принял в дар бутылку настоящей русской водки, пообещав выпить за здоровье дарителя.

    Елена Георгиева
    Rambler's Top100