Туристы воздушного и безвоздушного пространства //01.12.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Во многих странах программы авиационного туризма уже давно и прочно заняли свое место в операторских каталогах и пользуются стабильным спросом у клиентов. Причем разнообразие таких туров обуславливается не только тем, где летать.

     Гораздо важнее – какие ощущения хочет получить человек от этого вида отдыха. И здесь главным условием выбора становится решение – как летать. Ведь это могут быть и обычные туристические полеты с осмотром достопримечательностей, и воздушные приключения... И даже почти реальное космическое путешествие! В любом случае адреналин – вот тот самый существенный фактор, который заставляет людей подниматься в небо.

    Америка – свобода полета!
    Безусловно, неоспоримым лидером в области авиатуризма является Северная Америка. Речь, конечно же, идет о США – стране с гигантской летной индустрией.
    Здесь отправиться в небольшое воздушное путешествие может любой человек. Как в качестве пассажира, так и за штурвалом собственного самолета (естественно, при наличии всех необходимых допусков). Это могут быть и обычные небесные прогулки, и невероятные захватывающие экстремальные полеты. В Штатах огромное количество частной авиационной техники, различных летных школ и аэроклубов, а также великое множество аэродромов и аэродромчиков: от крупных национальных до самых мелких, где взлетная полоса буквально вытоптана ногами и шириной не более пяти метров. Эти последние и представляют наибольший интерес для авиатуристов потому, что они разбросаны по всей стране, в самых неожиданных и экзотических местах. Но тем не менее все занесены в базу данных, и пилот, достав справочник, может посадить свой самолет на такой аэродром, хотя его едва увидишь с воздуха.
    Наиболее интересные места, где можно полетать в качестве туриста: штат Вашингтон, Аляска, Колорадо, Айдахо, из южных – Флорида и Калифорния, а также Аризона и Монтана. Для тех, кто предпочитает спокойный, традиционный авиатуризм, наиболее привлекательными будут, без сомнения, северные штаты. Например, штат Вашингтон, находящийся на границе США и Канады, и Аляска. Прелесть, прежде всего, заключается в том, что там преимущественно горная местность, достигающая до 5000 метров высоты. Поэтому интересно расположение горных аэродромов. Так, в Сиэтле, где автомобильное сообщение затруднено горами, очень много маленьких аэродромов, расположенных прямо на возвышенностях. Туда летают охотиться, на рыбалку и т.п. Очень много небольших водных аэродромов для гидросамолетов. Вплоть до того, что на картах рядом с бетонной взлетной полосой проходит специально построенная полоса водная. Ну и, конечно же, самое главное – великолепные природные ландшафты. Они не оставят равнодушными ни одного туриста, пожелавшего полетать в этих местах, приземлиться на одиноком аэродромчике, где-нибудь на высоте 3000 метров, чтобы съесть свой ланч или просто побродить по нетронутым цивилизацией горным тропам. Кстати, как и в соседней Канаде – в штате Британская Колумбия. Здесь можно не только путешествовать, но и жить прямо в горах в одном из многочисленных пансионатов, добраться до которых возможно только на самолете. Обратившись в любую летную школу, можно совершить осмотр страны прямо с воздуха.
    Не меньшее, а может, и большее восхищение вызывает Аляска – потрясающее место для авиатуризма. Здесь самое большое количество компаний, предлагающих этот вид отдыха. Дорог мало, поэтому основной вид передвижения – самолет или вертолет. Охота, рыбалка, просто осмотр природы с высоты птичьего полета. Туры на гору Мак-Кинли, откуда спуститься можно уже на лыжах. Много самолетов, оснащенных лыжами, причем таким образом, чтобы садиться как на грунт, так и на снег. Только здесь два авиатуриста могут неожиданно повстречаться на аэродроме, расположенном между двух горных массивов и представляющем из себя просто просеку, вырубленную в лесу. Случайно – как в большом городе на улице.

    Там, где нет аэродромов...
    Существуют в Америке и места, куда едут набраться острых ощущений и получить мощный приток адреналина в кровь. Так, в штате Айдахо есть летная школа, специализирующаяся на обучении полетам в горных условиях. Аэродромы в Айдахо очень сложны для взлетов и посадок. Как такового аэродрома, в сущности, и нет: горная тропинка, с двух сторон перерезанная горными речками. Можно себе представить, как на такое пространство посадить самолет или взлететь? Просчитать нужно практически все. Это суперэкстрим! Нужно добавить к этому разряженный горный воздух (как тяжел взлет, так тяжела и посадка – больше скорость и нужно успеть приземлиться). Туристов, готовых испытать себя в таких условиях, очень много, и у летных школ есть спецтуры, которые предлагаются клиентам на выбор. Стоимость полетов в США самая низкая в мире – в зависимости от типа самолета, но в среднем 110 долларов в час. Однако выбор самолетов очень большой и турист может заказать себе любой.
    Существует и такая разновидность авиатуризма, когда люди летают туда, где вообще нет аэродромов. В нашей стране это называется «допуск подбора площадки с воздуха». У них – создаются целые ассоциации любителей приземляться и взлетать на неподготовленной местности (bushpilots). Для этого используются специальные самолеты с хвостовым колесом, на шасси которых ставятся баллоны диаметром до метра, что дает возможность садиться на каменистые площадки, болота, горные реки – места, где в принципе самолет сесть не может. Ощущений от такого туризма хватит даже без сидения за штурвалом. Захватывающи и полеты в ущельях. В том же Айдахо есть такой аэродром, взлететь с которого и не врезаться в скалу трудно даже на авиасимуляторе.
    Очень интересные места для авиатуризма – штаты Аризона и Юта. Эти два штата соприкасаются с территорией знаменитого Гранд-Каньона. Все, кто когда-либо бывал в этих удивительных по красоте местах, запоминают их навсегда. Полетать же над ними – мечта любого неравнодушного. Высота аэродромов достигает 3000 метров. Здесь масса компаний, предлагающих групповые и индивидуальные туры полетов над каньонами. Примерно 100 долларов с человека.

    Как стать авиатуристом
    Но одно дело – полетать над всеми этими уникальными местами виртуально (посредством нашей статьи), и совсем другое – побывать в этом авиационном раю самому. Как это сделать? Есть несколько вариантов стать полноценным авиатуристом. Первый – зайти в Интернет, найти американскую компанию, которая занимается этим видом деятельности, заказать определенный тур и ехать навстречу приключениям.
    Второй вариант – обратиться в одну из наших российских фирм, которая сама подберет наиболее приемлемые варианты. Нужно сразу оговориться, что таких компаний в России не много, но все же есть.


    Борис Харченко, генеральный директор компании «РусАвиаТрейд», входящей в Центр малой авиации «Омега»:

    Каких-то традиционных туров как таковых нет. Все индивидуально, по желанию клиента. Мы напрямую работаем с организациями, которые занимаются именно авиаперевозками (лицензии, опыт и т.п.). У компании большое количество зарубежных партнеров, и в частности американских: летные школы, летные ассоциации, которые готовы принять человека, дать в аренду самолет и лететь с ним, куда он пожелает. Там же он может получить комплекс летного обучения: от элементарного до полетов в горах. Необходимо отметить, что человеку не обязательно ехать в какое-то одно определенное место. Он может путешествовать по различным летным школам штатов и получить полное представление обо всех уголках «летающей» Америки. Было бы время и желание.

    Что еще необходимо знать потенциальному авиатуристу? Конечно, расходы по полетам. 110–150 долларов за летный час придется отдать за аренду одномоторного самолета, 260 – за двухмоторный. Можно летать компанией, арендовав, скажем, Cessna Caravan за 500–600 долларов в час. Вертолеты же обойдутся дороже в 2–3 раза. Все остальное – перелет, проживание, питание человек выбирает по своему усмотрению и, так сказать, статусу.

    Авиарадости российского туризма
    Теперь вернемся в Россию. А что же у нас? В нашей стране авиационный туризм все еще находится в стадии становления. Инициаторами его развития стали не турфирмы, а аэроклубы, которые после распада системы ДОСААФ стали изыскивать пути для самофинансирования. Однако прямо скажем – особым разнообразием авиатуры не блещут. В основном это прогулочные полеты в пределах 200–300 километров от столицы. Правда, необходимо оговориться, что с ситуацией в провинции мы практически не знакомы. Но, судя по количеству предложений, там все еще печальнее.
    Уже традиционными можно считать 40-минутное воздушное путешествие над МКАД вокруг Москвы или демонстрационные полеты в Подмосковье над местами, которые укажет клиент (естественно, это требует согласования с авиационными властями). Нередко также предлагается совершить «свадебную воздушную прогулку» на специально оборудованных самолетах Ан-2 или Л-410.
    Некоторые аэроклубы идут еще дальше и разрабатывают варианты туристических маршрутов. Это, в частности, полеты вокруг Сергиево-Посадской лавры, по Золотому Кольцу (Владимир, Суздаль, Сергиев-Посад), полеты в парк Волен. Опять же, по желанию клиента, его могут доставить воздушным путем к месту охоты или рыбалки, а затем забрать домой.
    Летают и дальше. Можно слетать, скажем, на Соловки и приземлиться на земляничной поляне, за десятки километров от любой цивилизации. Есть летные школы, которые готовы доставить клиента в Питер, Воронеж, Брянск, Казань, Киров, Нижний Новгород, Сибирь, на Урал и юг России. Но это уже в большей степени бизнес-полеты. Их прелесть заключается в том, чтобы долететь именно на поршневом самолете, к примеру, на Урал. Видеть реальный полет по маршруту. Находиться рядом с пилотом, наблюдать за приборами.
    Впрочем, не остались обойденными и наши экстремалы. Для них созданы специальные предложения по полетам на самолетах учебно-боевого назначения, в том числе сверхзвуковых (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-25, Су-27). Почувствовать в летном режиме все прелести перегрузок на военном истребителе можно, например, под чутким руководством летчиков-асов пилотажной группы «Русь». Правда, и цена за такой полет будет сопоставима с количеством выделенного адреналина. Кстати, о ценах.
    Они практически у всех одинаковы. Например, беспосадочный перелет Москва–Владимир–Суздаль–Москва продолжительностью до трех часов обойдется клиенту в 900 у.е. Тот же маршрут, но с посадкой во Владимире – 1400 у.е. А воздушное путешествие Москва–Ярославль–Москва c беспосадочным перелетом через Переславль-Залесский (до четырех часов) – почти в 1700 у.е. При том, что программы наземного обслуживания оговариваются и оплачиваются дополнительно. Впрочем, авиационный туризм в нашей стране из-за несовершенства воздушного законодательства пока еще не рассчитан на массового клиента.

    Космос – как предчувствие
    Но Россия не была бы Россией, если бы мы, безнадежно отставая от всего мира в реализации туристических проектов, связанных с авиацией, не имели в запасе еще более уникальных и эксклюзивных предложений! И таким предложением, безусловно, является так называемый «космический туризм». Именно к нам со всей планеты съезжаются люди, готовые заплатить немалые деньги за возможность почувствовать себя настоящим астронавтом.
    А причина кроется в том, что только в нашей стране в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) любому желающему (кому здоровье позволяет) предоставляется такая возможность.
    Каким же образом можно осуществить свою мечту побывать в космосе, не покидая при этом Земли? Очевидно, что самому попасть в Звездный городок не реально. Впрочем, сегодня это не нужно. Достаточно обратиться в одну из туристических фирм, занимающихся такого рода туризмом.


    Дмитрий Качук, генеральный директор туристической компании «Астерик»:

    «Космическим туризмом» сейчас занимаются очень немногие. И в основном, к сожалению, это западные компании, которые находят и привозят к нам в Королев со всего мира людей, желающих испытать острые ощущения. Но все же ситуация понемногу изменяется. Примером может служить наша компания, которая одной из первых на российском рынке вышла с предложением организации подобного вида туризма. Это неспроста. Я считаю, что лет через двадцать этим бизнесом будут заниматься многие туроператоры по всему миру. Мало того, уже сейчас существуют проекты строительства такими компаниями собственных ракет для запуска туристов в космос. А с нашим российским потенциалом в этой области было бы глупо оставаться в стороне. Но – это будущее. На данном же этапе мы собираем и готовим группу, оговариваем все условия, рассказываем клиенту о полном комплексе услуг, которые он может получить при посещении Звездного городка. Все совершенно официально, по условиям договора как с клиентом, так и с ЦПК. Вы же понимаете, что человек в какой-то мере рискует, приняв решение испытать себя в качестве космонавта. Поэтому оговариваются малейшие нюансы и обязательно оформляется страховка.

    В Звездном городке можно пройти через все те испытания, через которые проходит космонавт, находящийся на орбите. Например, два дня прожить в тренажере «Мир» с космической едой, режимом, туалетом, работой на пультах.
    Наибольшей популярностью пользуются программы на выживание («ракета села в дикой тундре») и «прыжки в невесомость». Самого главного, невесомости, можно хлебнуть в специально изготовленном для клиента именном тренировочном космическом комбинезоне, прокатившись на «рвотной комете», как ее называют американцы, – летающей лаборатории Ил-76МДК. При полетах по кривой Кеплера во время перехода с горизонтального полета на восходящий участок кривой и движении самолета через ее вершину создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд. В одном полете выполняется до 15 режимов «прыжков в невесомость», то есть общее пребывание в невесомости составляет примерно 450 секунд. По рассказам космонавтов, ощущения очень сходны с теми, что они пережили на орбите. Если же после таких «скачков» охота к безвоздушному пространству не пропала, можно выйти в «открытый космос». При помощи специального тренажера «гидроневесомость». Это один из наиболее эффективных способов моделирования условий работы в открытом космосе. Способ основан на помещении объектов космической техники и космонавта в скафандре в гидробассейн на глубину 12 метров и придания им нейтральной плавучести, безразличного равновесия и безопорного состояния. Эффект – полнейшее отождествление с открытым космосом.
    А вот для перегрузки организма по полной программе рекомендуется центрифуга. На ней можно в условиях Земли «выполнить» короткий космический полет по следующей циклограмме: выведение космического корабля «Союз» на орбиту искусственного спутника Земли, выполнение короткого (до 60 минут) орбитального полета, во время которого реально проверить свои возможности по адаптации к невесомости и, наконец, спуск космического корабля «Союз» с орбиты искусственного спутника Земли.
    И это еще далеко не все прелести, которые ожидают любителей экстремального отдыха в ЦПК им. Гагарина.
    Для тех же, кто интересуется темой Космоса, но не готов к его «освоению», существует весьма приятная программа, позволяющая воочию понаблюдать за запуском космической ракеты с Байконура. Это необременительное авиапутешествие начинается из Жуковского на ИЛ-76, с дальнейшим размещением в гостинице, питанием и т.п. Правда, сразу не получится. Заявку необходимо подавать за месяц, чтобы пройти все обязательные проверки. Такой тур рассчитан на 2–3 дня. В программу входит знакомство с пусковыми и инженерными комплексами космодрома, посещение музея и домика Ю.А. Гагарина, встречи с руководителями и сотрудниками космодрома. Непосредственно перед стартом космического аппарата можно даже познакомиться с его экипажем, присутствовать на примерке скафандров и пресс-конференции, наблюдать вывоз ракеты на стартовую позицию и проводить экипаж на старт. И уже со смотровой площадки наблюдать за запуском аппарата.
    Наконец, необходимо сказать и о цене, которую придется заплатить за любовь к экстриму. Так, побывать в невесомости обойдется одному человеку в $17 тысяч, а в группе из 12–14 человек – $1500. Выйти в «открытый космос» можно за $4500. Провести же время в центрифуге будет стоить $850. Ну а стоимость тура на Байконур составит $3500 с человека.
    Итак, как мы видим, все вышеперечисленные услуги действительно уникальны. Пережить взлет и посадку космического аппарата, ощутить невесомость и выход в открытый космос – какие еще более глубокие чувства может испытать человек на Земле?!

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100