Стихия лампового звука //18.06.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • В середине XX века появились полупроводниковые приборы, благодаря чему стала возможна та самая научно-техническая революция, в эпоху которой мы с вами живем

    Однако наиболее искушенные ценители высокого качества звука предпочитают аппаратуру, собранную на радиолампах, которые, казалось бы, должны были навсегда остаться в прошлом.

    Если человек имеет у себя дома аппаратуру на лампах, то это значит, что он знает толк в качественном звуке. Ну и, конечно, это говорит о том, что человек он как минимум не бедный. А ведь всего лишь лет тридцать тому назад ламповые радиолы выбрасывали на помойку, устанавливая вместо них более совершенную, как тогда считалось, аппаратуру на транзисторах. Неужели это было заблуждением?


    В массовом сознании сложился образ некоего маргинального аудиофила, предпочитающего слушать музыку исключительно на «виниле» через ламповый усилитель. Но на самом деле возвращение лампы связано как раз с появлением компакт-диска.
    Первые проигрыватели компакт-дисков поначалу подключали к усилителям, выполненным на полупроводниковых элементах, то есть на транзисторах и микросхемах. При этом у многих пользователей наступило разочарование – звучание CD, может быть, и было более «правильным», чем у «винила», но ему не хватало теплоты и мягкости.

    Мало того: как выяснилось, сигнал, поступающий с CD-проигрывателя, оказался довольно «грязным», и вся эта «грязь», попадая на транзисторный усилитель, перегружала его, добавляя искажения. Кому-то пришло в голову подключить проигрыватель компакт-дисков к ламповому усилителю, и звук стал более приятным. Так в 80-х годах начался настоящий бум на ламповую аппаратуру.

    Особенности радиоламп
    При усилении сигнала происходит его искажение. В результате этого в дополнение к самому сигналу появляются гармоники – составляющие с частотой, кратной основной. Конечно, современные усилители вносят очень малые искажения в сигнал, тем не менее, они все-таки есть. Но искажения бывают разные. Различают четные гармоники – частота больше основной в четное число раз, и нечетные – соответственно, больше в нечетное число раз. Оказывается, небольшое добавление в сигнал четных гармоник делает звучание более приятным на слух. А вот нечетные гармоники, даже в небольших количествах, режут слух.


    Различие между ламповым и полупроводниковым усилителем как раз и заключается в том, что радиолампа, искажая сигнал, добавляет в него четные гармоники, а транзистор – нечетные. Вот почему ламповый усилитель звучит более приятно на слух. Хотя, с формальной точки зрения, уровень искажений, который дает радиолампа, значительно выше по сравнению с современным транзистором. Но дело-то как раз в том, что это другие искажения.


    Кроме этого, радиолампа обладает свойством «смягчать» цифровой звук. Описание того, как это происходит, выходит за рамки данной статьи. Можно лишь отметить, что из CD-проигрывателя идет «агрессивный» звук, который «очищается» радиолампами от всевозможной «грязи».


    Конечно, может возникнуть вопрос – а что, все эти суперсовременные технологии цифровой обработки сигналов не способны добавить немного четных гармоник и сделать звучание менее «агрессивным»? Да, это возможно – мало того, известны подобные технические решения без использования ламп. Тем не менее радиолампа выполняет перечисленные функции наиболее «естественным» способом, не добавляя в сигнал составляющих, которые раздражали бы наш слух. А всевозможные имитации работы радиоламп пока что привносят некоторые неприятные искажения.

    Дизайн
    В дизайне аппаратуры, в которой используются радиолампы, есть два основных подхода. Первый – вполне современные прямоугольные корпуса, никак не подчеркивающие, что перед нами ламповая аппаратура. Такую аппаратуру удобно устанавливать в стандартную стойку вместе с другими компонентами.

    Правда, замена ламп потребует открывать крышку, а ведь серьезным недостатком радиоламп является их меньшее время службы по сравнению с транзисторами. Но при использовании в аппаратуре ламп повышенной надежности (что характерно, например, для Musical Fidelity) пользователь может годами не думать об их замене.


    Второй подход – дизайн, подчеркивающий присутствие в аппаратуре ламп. То есть лампы выставляются напоказ. Это может быть как стиль ретро, так и футуристический. При этом замена ламп действительно упрощается, но для такого усилителя гораздо труднее найти подходящее место. Впрочем, ламповый усилитель сам по себе может служить украшением интерьера.

    Только лампы

    Бескомпромиссный подход – выполнить весь усилитель на лампах. При этом звучание действительно будет мягким. Может быть, даже слишком мягким и ему не будет хватать динамизма. Однако для классической музыки и спокойных джазовых композиций полностью ламповый усилитель дает определенный выигрыш в звучании.


    В то же время такой усилитель имеет свои недостатки. Современная динамичная музыка будет звучать на нем довольно уныло. КПД полностью лампового усилителя низкий, поэтому, если речь идет о бытовом применении, по выходной мощности этот тип усилителя проигрывает транзисторному. Для усилителя, где лампы стоят на выходе, подходят далеко не все акустические системы. То есть придется искать колонки не по дизайну и подходящим габаритам, а по их возможности работать вместе с ламповым усилителем. Тем не менее, у полностью ламповых усилителей немало поклонников, которые готовы мириться с некоторыми проблемами ради особого звучания.


    Среди производителей чисто ламповых усилителей особое место по праву занимает продукция компании Manley Laboratories. В ней используются классические решения, а дизайн выдержан в стиле ретро. Усилитель Manley 250 имеет выходную мощность 250 Вт, что довольно много для такого устройства.

    Но самая важная особенность этого усилителя – возможность выбора между двумя режимами работы лампы – триодным и тетродным. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что в этих режимах усилитель звучит по-разному. Какой режим лучше выбрать, зависит от вкусов пользователя и жанра музыкального произведения, которое он слушает.

    Лампа плюс транзистор
    Для того чтобы звучание усилителя было, с одной стороны, динамичным, а с другой – приятным на слух, используется симбиоз радиоламп и транзисторов. Делается таким образом – сигнал с проигрывателя компакт-дисков сначала подается на радиолампы, которые удаляют из него «грязь» и обогащают четными гармониками. А затем сигнал идет уже на высококачественный транзисторный усилитель. Поскольку на него поступает уже очищенный от примесей сигнал, то усилитель справляется с ним буквально играючи. Для такого усилителя подойдут практически любые колонки высокого класса из имеющихся в продаже.


    В усилителе Musical Fidelity X-T100 используется именно такой подход. По дизайну и размерам этот усилитель близок к транзисторным. Присутствует даже пульт ДУ. Но вот звучание сочетает в себе лучшие качества «лампы» и «транзистора». Для того чтобы наслаждение звуком было более полным, разработчики вынесли блок питания в отдельное устройство, которое идет в комплекте. Благодаря этому удалось достичь очень высокого соотношения сигнал/шум, равного 98 дБ.

    Проще говоря, собственный шум, вносимый усилителем в сигнал, будет столь незначительным, что его совершенно не будет слышно. Выходная мощность достигает 100 Вт, диапазон воспроизводимых частот составляет от 20 Гц до 20 кГц при очень малой неравномерности амплитудно-частотной характеристики – не более 0,2 дБ. То есть составляющие сигнала с разной частотой будут усиливаться одинаково.


    Для техники класса high-end характерно последовательное включение двух блоков – предварительного усилителя и усилителя мощности. Считается, что так качество выше. При этом можно выбрать в качестве предварительного ламповый усилитель, а заботу о мощности поручить транзисторному аппарату. Превосходным выбором станет ламповый предварительный усилитель McIntosh C1000T. 

    Он выполнен по схеме «двойное моно», то есть в одном корпусе фактически находятся два независимых друг от друга монофонических усилителя. Стоит отметить красивый дизайн. Современная прямоугольная форма сочетается с лампами, выставленными на всеобщее обозрение на передней панели. Индикаторы уровня имеют эффектную синюю подсветку. Звучание усилителя очень «сочное», хорошо прорабатываются детали звуковой картины.


    В некоторых дорогих моделях CD-проигрывателей радиолампы установлены на выходе. К таким проигрывателям можно подключать обычный усилитель на полупроводниковых элементах и получать при этом полноценное «ламповое» звучание. Примером такого плеера является Musical Fidelity A5-CD.

    Радиолампы и iPod

    Наш обзор был бы неполным, если бы мы не упомянули об использовании ламповой аппаратуры совместно с популярным MP3-плеером Apple iPod. Здесь «ламповый» звук дает еще одно преимущество – он сглаживает шероховатости звучания, присущие MP3-файлам.

    Уже есть несколько фирм, выпускающих ламповые усилители для iPod, но наибольшей популярностью пользуется продукция британской компании Roth Audio. Новейшая разработка – Music Cocoon MC4. В этом усилителе используются как лампы, так и транзисторы. Кстати, подобный усилитель пригоден и для прослушивания музыки, например, на ноутбуке, при этом он сглаживает звучание, которое у звуковой карты еще более жесткое, чем у MP3-плеера. Остается только подключить хорошие колонки.

    Использование в домашнем кинотеатре
    Усилители, о которых было рассказано в статье, предназначены для прослушивания стереофонических записей. Относительно целесообразности применения ламповой техники в домашнем кинотеатре мнение специалистов неоднозначно. Одни считают, что радиолампы и здесь способны облагородить звук. Другие – что звучание радиоламп недостаточно динамично для домашнего кинотеатра. Поэтому массового производства многоканальных ламповых усилителей нет.

    Подобные усилители выпускаются разве что небольшими фирмами по индивидуальным заказам. Если пользователю хочется иметь домашний кинотеатр на основе радиоламп, то за дело берутся инсталляторы, которые определенным образом соединяют серийно выпускающиеся ламповые стереофонические усилители. В результате получается кинотеатр с мягким звучанием. Но гнаться за «ламповостью»  не нужно. Сначала послушайте, как звучит, на примерах разных фильмов и только потом принимайте решение о покупке.

    Автор текста Алексей Васильев

    Rambler's Top100