Уикенд в космосе //20.04.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Похоже, что наземный туризм, пусть даже самый экстремальный, неутомимым путешественникам уже порядком наскучил. В XXI веке хочется чего-то поинтереснее, нежели банальные вояжи по просторам родной Земли. Кажется, что на нашей старушке-планете уже не осталось уголка, куда бы не ступала нога человека. Поэтому искушенные туристы жаждут сегодня космических просторов.

    Путевка в невесомость
    То, что они туда доберутся, сомнений не вызывает – по крайней мере, у самих туристов и у тех, кто делает на этой невинной страсти немалые деньги. Все предпосылки к тому налицо. Совсем недавно на конференции в Вашингтоне, посвященной кругосветным путешествиям, представители НАСА заявили, что близится эра космического туризма для простых граждан. Причем произойдет это не в отдаленном будущем, а уже к 2010 году. А спустя некоторое время, примерно в 2017-м, появится первая настоящая гостиница на Луне. Об этом сообщил не кто-нибудь, а гостиничный магнат Хилтон. Тридцать с лишним лет прошло с тех пор, как человек ступил на Луну, теперь на спутник ожидается массовый туристический заезд, в который уже вложено свыше 500 миллионов долларов.
    Уже сейчас есть фирмы, вполне серьезно предлагающие «космические» путевки. Так, Kinki Nippon Tourist (KNT) – вторая по величине туристическая компания Японии – недавно заявила, что космический туризм станет основной движущей силой туристического бизнеса в XXI веке. И, дабы быть в авангарде этого движения, KNT решила создать в своих недрах новое подразделение, которое целиком сосредоточится на подготовке будущих космических туров. Правда, для начала KNT решила заняться более дешевым космическим туризмом – суборбитальными полетами. Стоить такой тур будет порядка 98 тысяч долларов. В корабле будет всего пять мест, желающих на которые уже более чем достаточно. Если с суборбитальным туризмом дела пойдут хорошо, то
    компания намерена пойти дальше и организовывать уже более дорогие орбитальные полеты с проживанием в космическом отеле.
    Американская компания InterOrbital Systems (IOS), основная деятельность которой связана с разработкой космических ракет, также намерена заняться организацией космических путешествий для частных лиц. Предполагается, что желающим побывать в космосе, купившим билет стоимостью $ 2 млн, компания сможет обеспечить семидневное пребывание на околоземной орбите, 45-дневную подготовку в космическом центре Калифорнии или Москвы, а также реабилитацию после космического путешествия на Полинезийских островах. При этом будущим клиентам космического туроператора билет обойдется в 10 раз дешевле, чем первому космическому туристу Дэннису Тито, выложившему за свое путешествие в космос $20 млн.
    По заявлению основателей IOS Родерика и Ранды Миллирон, первый коммерческий космический полет с двумя пилотами и четырьмя туристами на борту корабля сможет состояться через три года. Причем уже известно имя одной из "космических туристок": первый билет продан 60-летней американке Волли Фанк, инструктору летной школы. В конце 50-х годов прошлого века г-жа Фанк готовилась к участию в космическом проекте Mercury, однако оказалась среди тех, кто остался на земле.
    Для подготовки проекта, связанного с космическим туризмом, IOS заручилась поддержкой Чалмерса Гудлина – ветерана ВВС США, пилотирующего сверхзвуковые самолеты. InterOrbital Systems планирует установить свою стартовую платформу на архипелаге Тонга в Тихом океане – либо в море, либо на одном из 170 островов. Разработка космического корабля Neptune Spaceliner, на котором будут путешествовать космические туристы, ведется на заводе ISO в Калифорнии, выпускающем ракетные двигатели и стартовые системы.
    Подобные же услуги оказывает и компания Space Adventures. Именно здесь за 90 тыс. долларов можно приобрести путевку в околоземное пространство, включающую шесть суток наземной подготовки и пребывание в космосе, а впридачу еще пару небесно-голубых скафандров, которые после приземления останутся туристу на память. Но вот ждать придется целых два года — столько времени будет создаваться летательный аппарат для туристов. Несмотря на все это, уже набралось около 50 смельчаков, решивших совершить 150-минутное путешествие. Новое транспортное средство под названием Х-34 будет более надежно, чем используемые сейчас челноки, и к тому же куда дешевле.
    Порядка 200 тысяч долларов с 62 потенциальных клиентов получила и американская компания Advent Launch Services, обещавшая состоятельным господам полеты на 110-й километр на суборбитальной многоразовой ракете Mayflower.
    Тем же, у кого в ближайшее время не найдется достаточного количества денег для космического путешествия, можно обратиться в российскую фирму Atlas Aerospace. За некоторое вознаграждение там можно испытать все прелести космического перелета, не покидая Земли. Фирма предоставляет для этого все необходимое оборудование, оно такое же, как используемое настоящими космонавтами при подготовке к полету: центрифуги, специальные ванны, где имитируется выход в космос, и даже самолет для испытания на невесомость. Так, например, «Полет в невесомости» стоит 2000 долларов, «Выведение корабля на околоземную орбиту» — 2990 долларов, «Орбитальный полет» — 5500 долларов.
    Кстати, в Америке особой популярностью пользуется специальная лотерея, главный приз которой — путевка в околоземное пространство. Лотерейные билеты стоимостью 10 долларов распространяются некоммерческой организацией ShareSpace, возглавляемой Олдрином, вторым человеком, ступившим на поверхность Луны. Так что если вы не располагаете крупными суммами, упомянутыми выше, то, возможно, проще съездить в Америку и сыграть в лотерею.
    Мало того, в скором времени в документах некоторых выпускников Рочестерского технологического университета (США, штат Нью-Йорк) в графе «Специальность» будет значиться: «Космический туризм». К занятиям по новой программе на факультете гостиничного обслуживания уже приступили первые 20 студентов. Чтобы стать умелыми менеджерами внеземного отеля, им нужно будет освоить такие дисциплины, как механика орбитального полета, экономика, маркетинг плюс технологии упаковки.
    Все это пока смахивает на фантастику, однако строительство космических отелей обсуждается давно, и некоторые корпорации строят весьма конкретные планы выхода своей коммерческой деятельности за пределы земного тяготения.

    «Звездный» Хилтон или «Дом колхозника»?
    Погоня за новизной, стремление все повидать и пережить приведут скоро в космос не только профессионалов, готовых посвятить всю жизнь исследованию ближайших планет, но и обычных туристов, которые пока выбирают между каникулами в Чехии и отпуском в Таиланде. Никакой специальной подготовки посетителям космических отелей не понадобится. Космотуристов не будут мучить в центрифуге и на других тренажерах. Им достаточно будет лишь купить билет и пройти на посадку.
    Полеты полетами, но больше всего туристов привлекает возможность пожить в космических гостиницах. Планируется, что сначала появятся маленькие отели человек на 10-20, затем будут строить гостиницы уже на 100 человек. И завершающая стадия освоения космоса – отели на несколько сотен туристов со спортивными залами, казино, бассейнами и прочими развлечениями. Номера будут разными по цене и комфортабельности: от маленьких 4-метровых до огромных с несколькими комнатами. Трудно сказать, удастся ли построить хоть один отель к 2017 году, но кажется, бизнесмены взялись за дело всерьез. Первыми задумались о такой возможности японцы – инженеры строительной фирмы Shimizu. В начале 90-х годов они представили проект орбитального отеля, который разместится в 450 километрах от Земли. Отель напоминает огромную юлу. Вокруг оси высотой 240 метров спроектированы жилые корпуса, рестораны, концертные залы и подсобные помещения, причем жилые корпуса располагаются вдоль кольца диаметром 140 метров. Кольцо вращается вокруг оси, совершая три оборота в минуту, благодаря чему возникает искусственная гравитация. Сила тяжести внутри гостиничных номеров достигнет 70% от уровня земной гравитации. Гости, попавшие в этот летающий дворец, ощутят необычайную легкость в теле. В то же время они смогут спокойно принимать душ и спать, не пристегиваясь к кровати. Всего в такой гостинице можно будет разместить около 100 человек.
    Между тем проекты создания космических гостиниц продолжают множиться, причем их количество резко возросло после полета первого космического туриста.
    Среди наиболее «раскрученных» компаний, заявивших о своих намерениях диктовать моду в туристско-архитектурном космическом дизайне, можно назвать компанию Роберта Биглоу Wimberly Allison Tong & Goo.
    Они заявляют, что к 2017 году смогут полностью оборудовать орбитальный отель на 100 человек, постояльцы которого будут питаться выращенными на месте, то есть в космосе, продуктами, выходить в открытый космос и развлекаться в невесомости. Daimler Chrysler Aerospace предлагает нечто подобное, но уже на 280 человек. А представительница Hilton Hotels Inc. Дженни Датц заявила, что первой космической гостиницей обязательно станет Hilton.
    Но не все так однозначно. Существуют мнения, что уровень космического туризма будет далеко не пятизвездочной. К примеру, одна из недавних мировых сенсаций, что российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и российско-американская корпорация «Мир» (MirCorp) начинают прорабатывать вопрос о создании небольшой коммерческой космической станции, вызывает множество вопросов. В прессе эту станцию, естественно, тут же окрестили отелем, в котором три человека смогут гостить до 20 дней. На самом деле, если это и будет отель, то явно не «люксовый». Станцию предполагается построить на основе космического корабля «Союз». Если роль станции будет играть сам корабль, по-видимому, лететь мало кому захочется. И не только за 20 млн долларов (именно такую сумму предполагается взимать с клиентов), но и за гораздо меньшие деньги. Вполне естественно, когда космонавты в «Союзе» в позе эмбриона летают три дня, но планируемые двадцать – это слишком. Опасения, что космическая гостиница под названием «Союз» по комфорту не будет дотягивать даже до «Дома колхозника», отнюдь не беспочвенны.

    Корабли безвоздушного пространства
    И все же, несмотря на массу вопросов, ответы на которые мы получим еще нескоро, народ готов рисковать. Чтобы сбылись все грандиозные планы, должны быть выполнены два условия. Во-первых, надо четко знать, найдется ли достаточно желающих, чтобы постоянно заполнять затерянные среди звезд отели. Что заставит туристов регулярно выбираться на космическую орбиту? Конечно же, неземная красота! Отпуск, проведенный на орбите, мог бы стать одним из главных событий в жизни многих людей. Опросы показали, что 60% жителей США, Японии и Германии готовы полететь в космос. Среди тех, кому нет еще и сорока, эта цифра заметно выше: 75%. Треть американцев и половина японцев согласны выложить свое трехмесячное жалование за билет на орбитальную станцию. Наконец, 10-20% жителей этих стран согласны копить деньги целых полгода, лишь бы побывать в космосе. Такой билет (включая стоимость проживания в отеле) обойдется поначалу примерно в 72 тысячи долларов. Эта сумма определена из расчета, что ежегодно отпуск на орбите будут проводить примерно 37 тысяч человек. Когда число туристов увеличится, цены станут заметно ниже.
    Второе условие. Нынешние космические корабли мало напоминают пассажирские лайнеры, готовые ежедневно доставлять на орбиту новые группы туристов. Должны появиться огромные комфортабельные космические челноки, в которых найдется место сотне пассажиров.
    В США разрабатывают проект Venture Star – одноступенчатого челнока, который будет взлетать как ракета, а приземляться как самолет. При стартовом весе в тысячу тонн он сможет доставить на орбиту до 25 тонн груза. Первый его полет намечен на 2010 год. Впечатляет дизайн этого корабля: он напоминает крылатый равнобедренный треугольник, длина и высота которого равны 40 метрам.
    Более привычен облик европейского челнока под рабочим названием Hopper. Его стартовый вес 300 тонн, а вес полезного груза 7 тонн, то есть в нем смогут разместиться 100 пассажиров. Этот корабль будет взлетать и совершать посадку горизонтально.
    В Японии тоже проектируют пассажирский звездолет. Инженеры фирмы Kawasaki назвали его Kankoo-Maru (Корабль туристов). Этот круглый бескрылый аппарат диаметром 18 метров и высотой 24 метра напоминает капсулу космического корабля. Взлет и посадка вертикальные; приземляется на четыре ноги. В нем разместятся до 60 человек. Стартовый вес 500 тонн. Его создатели планируют не только доставку постояльцев в один из космических отелей, но и трехчасовые экскурсии в космос для всех желающих. Всего два оборота вокруг Земли – и вы будете вспоминать увиденное еще 20 лет! Руководители компании заявляют, что испытания «Корабля туристов» закончатся к 2010 году.
    Джефф Безос, основатель одного из самых крупных интернет-магазинов Amazon.com, заключил контракт с молодой сиэтлской компанией Blue Origin на строительство частного космического корабля для суборбитальных полетов. Известно, что бизнесмен в перспективе рассчитывает открыть собственное космическое турагентство, которое, вполне вероятно, займется организацией не только суборбитальных, но и орбитальных рейсов. Сам корабль будет многоразовым, а инженеры Blue Origin намерены приложить максимум усилий с целью снижения стоимости полетов.
    По своей функциональности новый комический аппарат будет аналогичен вошедшему в историю кораблю SpaceShipOne американской фирмы Scaled Composites, открывшему эру частного освоения космоса. Напомним, что в 2004 году SpaceShipOne выиграл конкурс Ansari X-Prize, участникам которого необходимо было в течение двух недель совершить два полета на высоту 100 км с двумя пассажирами на борту (или эквивалентным им по массе грузом). Первый запуск SpaceShipOne состоялся 29 сентября, второй – 4 октября.
    Кстати, в настоящее время летчик и авиаконструктор Берт Рутан, возглавляющий компанию Scaled Composites, совместно с владельцем медиаимперии Virgin Ричардом Бренсоном планирует строительство корабля SpaceShipTwo. Между тем сам Бренсон уже основал компанию Virgin Galactic, которая в перспективе станет космическим туроператором. Кроме того, Ричард Бренсон намерен создать первый в мире парк частных космических аппаратов. В компании рассчитывают на солидный спрос: ожидается, что в течение 5 ближайших лет за пределы земной атмосферы отправятся не менее трех тысяч астронавтов-любителей. При этом билет в космос обойдется каждому примерно в 200 тысяч долларов США. Реализовать столь амбициозный проект империи Virgin поможет компания Mojave Aerospace Ventures. Они уже заключили контракт на сумму в 14 млн фунтов стерлингов (около 21,5 млн долларов США).
    Россия также активно участвует в разработках кораблей подобного типа. В подмосковном Жуковском не так давно презентовали принципиально новый космический аппарат, предназначенный для организации туристических полетов в космос. Аппарат, названный Cosmopolis XXI, или просто C-XXI, был разработан в конструкторском бюро имени Мясищева, сделавшем в свое время легендарный «Буран».
    C-XXI представляет собой небольшой аппарат, массой всего 3,5 тонны, рассчитанный на 3 человек – пилота и 2 пассажиров-туристов. Старт корабля будет производиться без помощи ракеты. Вместо нее планируется использовать самолет-носитель М-55 «Геофизика», также разработанный КБ имени Мясищева. Он поднимет C-XXI на высоту 17 километров, после чего космический аппарат отделится от самолета и, запустив ракетный двигатель, уйдет вверх. В течение трех минут C-XXI будет находиться на высоте 101 км – нижней границе космического пространства. В дальнейшем предполагается, что корабль будет вмещать до 6 человек. Общая же продолжительность экскурсии составит от 3 до 4 часов. Стоимость полета будет в пределах 98 тысяч долларов и выше. В том, что клиенты найдутся, создатели C-XXI не сомневаются. На сегодняшний день уже более 100 человек оставили свои депозиты на будущие суборбитальные полеты.

    Конечно, все эти планы грандиозны и, на первый взгляд, фантастичны. Кажется, что человек не может выжить нигде за пределами Земли, но это не так. Впереди его ждет много опасностей, но он готов покорить и заселить открывающийся ему бескрайний мир. И хочется верить, что полеты в космос, на Луну или на Марс, а затем вглубь Галактики, скоро станут такой же обыденной вещью, как поездка из Москвы в Санкт-Петербург.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100