Luxury »
Все статьи »
Небесные Ferrari в конюшне "Формулы-1" (23.07.2008)
Признание на рынке бизнес-авиации итальянская Piaggio Aero Industries SpA получила благодаря своему последнему детищу – Р. 180 Avanti. Однако чтобы ему появиться на свет, компании пришлось пройти долгий и тернистый путь.
Повторение – мать учения
Первыми самолетами отца-основателя компании Ринальдо Пьяджио стали лицензионные поплавковые гидропланы чужой разработки – Farman mod.1914 и тяжелый двухмоторный Caproni Са.5. Вскоре фирма стала владелицей авиастроительного предприятия в городе Пиза, которому суждено было стать впоследствии центром авиационной деятельности. Заполучив в свое распоряжение такую серьезную специализированную базу, компания решила значительно расширить свои производственные мощности. И в 1922 году, заручившись поддержкой правительства Муссолини, Ринальдо Пьяджио взялся за сборку двухмоторной летающей лодки Do-J Wal ("Кит") – удачного творения германского авиаконструктора Клода Дорнье, – которая никак не могла выйти в серию.
Ринальдо Пьяджио, уже поднаторевший в авиастроении, сразу же оценил главные достоинства машины — простоту, надежность и удивительную неприхотливость. Это было как раз то, что нужно для нарождающейся индустрии пассажирских авиаперевозок, и вскоре заводы Пьяджио перестали справляться с валом заказов. Успех ошеломлял: всего построили более 150 машин, огромную партию, по меркам тех времен. А популярность Do-J Wal со временем превратила "Кита" в легенду мировой авиации.
В поисках своего лица
После смерти Ринальдо Пьяджио в 1937 году компанию возглавили его сыновья Армандо и Энрико и пригласили в фирму знаменитого конструктора Джованни Касираги. Под его руководством в 1948 году была создана летающая лодка-амфибия Р.136. Амфибия получилась изящной и удачной (некоторые из них летают и по сей день), но осталась малочисленной.
Американский рынок, на который теперь ориентировалась компания, проявлял все большую заинтересованность в сухопутных машинах делового класса, и через 10 лет, в течение которых были разработаны еще два очень удачных учебно-тренировочных самолета Р. 148 и P. 149, старую амфибию немного переделали. Изменив фюзеляж и хвостовое оперение, конструкторы создали восьмиместный Р.166.
На фоне общего кризиса в 1964 году компания Societa Anonima Italiana Costruzioni Aeronautiche (так она в ту пору называлась) пережила очередной кризис самолетостроения и распалась надвое, по числу братьев-совладельцев. В результате самолетостроительное производство, руководимое Армандо, выделилось в компанию Industrie Aeronautiche e Meccaniche (IAM) Rinaldo Piaggio и стало быстро модернизироваться. Благодаря внедрению передовых промышленных технологий и современных методик расчета портфель заказов IAM Rinaldo Piaggio становился все толще. Еще раньше, освоив выпуск турбовинтовых и реактивных двигателей, компания вошла в альянс с американской Douglas Aircraft, итогом чего стало появление на свет в 1964 году реактивного первенца – административно-делового самолета PD.808.
Через тернии к звездам
Работы по созданию турбовинтового самолета Р. 180 Avanti начались в 1979 году. Этот самый удачный летательный аппарат и по сегодняшний день является визитной карточкой компании.
Самолет действительно получился на славу. И сейчас это – самый быстрый турбовинтовой аппарат в мире: максимальная крейсерская скорость Avanti достигает 732 км/ч – уровень реактивных бизнес-джетов. В конструкции реализованы самые продвинутые технологии, аэродинамика просто великолепна. Avanti почти целиком выполнен из композитных материалов. Максимальная дальность полета составляет 2595 км. К тому же самолет весьма экономичен по расходу топлива, комфортабелен, имеет самую тихую пассажирскую кабину среди всех винтовых самолетов и даже некоторых реактивных.
Первый полет самолета состоялся в 1986 году, итальянский сертификат летной годности был получен в 1990-м, затем Avanti пошел в серию, и... на этом едва все не закончилось. Пока шла программа проектирования, разработки, производства машины, ситуация на рынке самолетов административно-делового класса изменилась. Заказов на новый Avanti оказалось крайне мало. И в середине 1990-х компания оказалась на грани разорения.
Но получилось так, что самолет, едва не погубивший компанию, ее же и спас. В 1998 году Avanti заинтересовался Пьеро Феррари – владелец прославленной марки автомобилей и одноименной команды "Формулы-1". Чтобы еще больше укрепить свой престиж и престиж своей "конюшни", он скупил акции IAM Rinaldo Piaggio, основал новую компанию Piaggio Aero Industries SpA, с отделениями в США и Франции, и сделал Р.180 Avanti официальным перевозчиком своей команды. Дела сразу же пошли резко в гору.
Последние новости компании также свидетельствуют об успехе. Так, совсем недавно Piaggio Aero получила крупный заказ на 22 самолета на сумму $150 миллионов, благодаря чему количество выпущенных лайнеров уже перевалит за сотню. Показатель весьма достойный, если учесть, что еще каких-то 10 лет назад компания едва не исчезла вовсе.
Дмитрий Гнатенко
Фоторепортаж