Luxury »
Все статьи »
Живая легенда (10.02.2009)
Яхта Endeavour последняя из трех существующих ныне яхт J-класса, которые были построены в Англии и участвовали в Кубке Америки. Безусловно, была еще и Endeavour II, но, к несчастью, до наших дней она не дожила, как, впрочем, и все 6 яхт этого класса, построенных в Америке.
Судьба Endeavour оказалась более удачной. Она была построена по проекту известного яхтенного архитектора Чарльза Николсона на верфи Camper & Nicholsons и спущена на воду в 1934 году. Владелец яхты авиационный магнат Том Сопвит построил ее специально для участия в престижной гонке. Так как основным бизнесом господина Совпита были самолеты, при строительстве яхты использовали передовые авиационные технологии. Она получилась очень быстроходной, и до сих пор считается самой красивой из всех яхт своего класса. Из использованных на ней новшеств можно отметить стальную мачту, четырехугольный стаксель с двумя шкотовыми углами (так называемый quadrilateral), более эффективные сферические спинакеры.
Endeavour была яхтой-претендентом и бросила вызов американской яхте Rainbow в 1934 году. Успешно выиграв первые две регаты, яхта тем не менее проиграла со счетом 2:6. Современники указывают на то, что американцы вели нечестную гонку, нередко жульничали и не обращали внимания на протесты англичан. Вторая причина неудачи яхты – команда, состоявшая исключительно из любителей, в то время как экипаж американской яхты Rainbow, построенной на деньги молодого миллионера Майка Вандербильта, состоял из профессионалов. При таком счете Сопвит, как настоящий джентльмен, решил не препираться с противником и в следующий раз намеревался выиграть чисто.
А спортивная карьера Endeavour в гонке Кубка Америки закончилась, ведь исключительность гонки была в том, что для каждой регаты строилась новая яхта. Но яхта еще много раз участвовала в европейских регатах, вплоть до 1938 года. Тогда, с началом войны, яхта была законсервирована и провела в таком "анабиозе" 9 лет. В 1947 году ее чуть было не отправили на слом, но все обошлось, однако в дальнейшем над яхтой постоянно нависала угроза ухода в небытие. У нее часто менялись владельцы. В 1970 году она затонула в реке и была продана в безнадежном состоянии двум плотникам за смехотворную сумму в 10 фунтов стерлингов. Заделав пробоины пластиковыми мешками, они ее вытащили и начали ремонт.
В 1980 году Endeavour села на мель и почти была разрушена, и только в 1984 году, практически пройдя точку невозврата, была выкуплена американскими энтузиастами и отправлена на реконструкцию. За 5 лет яхта была реконструирована и обрела ряд новшеств – поменяла обшивку, фальшкиль и руль. Уже в Голландии на верфи Royal Huisman ее дооборудовали: яхта получила новое парусное вооружение, был смонтирован дизель и системы, выполнена отделка внутренних помещений. И уже в 1989 году, восстановленная, получившая новую жизнь, знаменитая яхта Endeavour вновь подняла паруса после 52 лет простоя.
Теперь каждый может прикоснуться к легенде – за 70 тысяч долларов яхту можно взять в недельный чартер. На Endeavour четыре каюты для восьми гостей. Зиму яхта проводит на Карибах, лето – в Новой Англии. Можно ее получить в чартер и на один день, собрав на борту до 20 гостей. Это обойдется дешевле – 17,5 тысячи долларов.
Евгений Белов