Тратить деньги на роскошную яхту – одно, а вкладывать в нее деньги – совершенно другое. И неудивительно, что, полюбовавшись на яхту в разделе новинок, допустим, на бот-шоу в Каннах, в следующем году мы можем увидеть ее в порту среди чартерных яхт.
Что нам стоит…
Содержание яхты в год составляет, по подсчетам, около 10% ее стоимости. Возможно, человеку, имеющему 15-метровую лодку это не так важно, как владельцу 50-метровой. Вот несколько советов, как снизить затраты на содержание яхты.
Самый простой способ – сдать имеющуюся яхту в чартер, либо построить яхту с намерением сдать ее в аренду.
Ведь пользуясь ею (речь идет о мега- и суперъяхтах, разумеется) несколько недель в году, остальное время вы просто оплачиваете ее содержание.
В обоих случаях судно должно соответствовать требованиям, предъявляемым к чартерной яхте. Они прописаны ассоциацией MYBA (Средиземноморская ассоциация яхтенных брокеров). Также яхта должна быть сертифицирована британским агентством MCA (общество береговой охраны), являющимся авторитетным разработчиком законодательной базы в яхтенной сфере.
Если изначально яхта покупалась для себя, и лишь позднее встал вопрос о ее сдаче, придется внести в нее ряд изменений. Прежде всего это касается строгих требований безопасности на борту. Хотя любая яхта отвечает стандартам безопасности у MYBA есть обязательные рекомендации к материалам, шумо- и виброизоляции, пожаробезопасности.
Еще на стадии проекта, должен быть решен вопрос о полной изоляции между помещениями, для команды, и каютами гостей. Чаще всего на главной палубе устраивают каюту владельца – с широкими окнами для лучшего обзора, но для чартерной яхты такое расположение неприемлемо: в этом случае уместнее разместить здесь второй салон. Все подобные вопросы уже решены на яхте, предназначенной для чартера. Обслуживающая команда, как минимум – капитан судна, также должна быть сертифицированной для работы на чартерной яхте.
Можно ли, имея одну яхту, построить на этом бизнес? Весьма сомнительно, но часть издержек на ее содержание во время вынужденного простоя (когда сам владелец ею не пользуется), окупится. Доход она начнет приносить в том случае, если ее будут фрахтовать постоянно – а для этого она должна быть выдающейся…
С посредником или без?
Есть две схемы по сдаче своей яхты: обратиться к услугам яхтенного менеджера, который возьмет на себя управление яхтой, либо самому обратиться в чартерную компанию и представлять свои услуги самостоятельно. В каждом из случаев распределение доходов от фрахта можно установить в процентном соотношении или же прямо в денежном выражении. В первом случае заключается договор с менеджером на чартерный маркетинг (изготовление брошюр, фотографий, макета яхты – на это идут приблизительно 5% от суммы фрахта в дальнейшем), ведение чартерного календаря. Около 15% получает брокерская компания, через которую и совершена сделка. Остальное идет владельцу.
В случае если владелец желает заняться чартером без посредников, ему необходимо заключить договор с брокерской компанией, которая будет выплачивать ему фиксированную сумму, о которой договорятся, невзирая на общее количество недель фрахта. Вообще указанные суммы являются ориентировочными и примерными, все контракты заключаются в конфиденциальном порядке.
Пятерка крупнейших компаний - яхтенных брокеров выглядит так: Camper& Nicholsons, Fraser Yachts, Nigel Burgess, Edmiston, Cavendish White. Их офисы расположены обязательно на Лазурном берегу, во Флориде и, конечно, в Лондоне, где совершается наибольшее количество продаж.
Еще один из плюсов чартера – постоянная практика для команды. К тому же простой яхты, как и простой автомобиля, плохо влияет на технические характеристики судна.
Автор текста Константин Старцев