Автомобили Saab известны своим шведским качеством, сочетанием комфорта, спортивности и безопасности.
Современный Saab – это машина для состоявшихся людей, привыкших быть не такими как все. Особенно популярны Saab у яппи. История создания шведского автомобиля, которому в этом году исполняется 60 лет, плотно переплетается с авиационными разработками середины прошлого века.
Новаторские конструкторские решения, стремительный дизайн, надежность и повышенные требования к безопасности – вот основные характерные черты этой марки. В 80-х годах прошлого столетия Saab приобрели качества, соединяющие в себе свойства автомобиля для бизнесменов и спорткара, в котором место водителя очень напоминает кабину истребителя. Даже приборная панель выполнена в самолетном стиле.
Предприятие Svenska Aeroplan AktieВolaget (Saab) было создано в апреле 1937 года для производства военных самолетов. Первые три года на заводе компании в Трольхаттане выпускались лишь лицензионные самолеты – немецкий Junkers и американский Northrop, но уже в 1940 году появилась первая самостоятельная разработка: легкий бомбардировщик-разведчик, которому был присвоен номер 17.
С технической точки зрения авиапроекты Saab были на высоком уровне. Так модель J21 уже в 1944 году имела катапультируемое сиденье, а затем была успешно переведена на реактивную тягу.
По окончании войны интерес к военным самолетам угас, и нужно было искать что-то новое. Стало ясно, что, будучи чисто авиационной, компания не выживет. Начались поиски своего «продукта» – пробовали выпускать алюминиевые лодки, сборные дома, кухонное оборудование, грузовики, мотоциклы...
Наконец решили выпускать недорогую и надежную «народную» машину, подобную немецкой DKW. Группа авиаинженеров во главе с Гуннаром Люнгстремом (Gunnar Ljungstrem) начала работу над автомобилем. В короткий срок, уже летом 1946 года, был готов первый прототип, а 10 июня 1947 года состоялась скромная презентация первого автомобиля Saab, получившего 92-й номер.
Предыдущий Saab 91 был двухместным учебным самолетом. Кузов новорожденного автомобиля своей обтекаемой формой напоминал об авиационных корнях компании, ведь его создавала та же команда, что трудилась ранее над самолетом Saab-J21. Для шведских авиаконструкторов не существовало автомобильных табу, они творили с чистого листа. Детище авиапрома обладало превосходной аэродинамикой с коэффициентом лобового сопротивления 0,32 (лучший показатель для того времени) и имело почти идеальный профиль.
При этом автомобиль комплектовался весьма скромным двухцилиндровым двухтактным двигателем. Мотор располагался поперечно. Интересной деталью силового агрегата была обгонная муфта, находившаяся между двигателем и коробкой.
Этот узел позволял переключать передачи без выжима сцепления и, сбросив газ, двигаться накатом, экономя бензин. Муфта могла блокироваться с места водителя, что обеспечивало возможность торможения двигателем. Первые Saab красились исключительно зеленой краской, оставшейся от военных самолетов, и лишь спустя два года в палитре появились другие цвета.
С самого начала нетрадиционные конструкторские решения характерны практически для всех автомобилей Saab. И во всем видна авиационная «база» и проектировщиков, и производства. Так у Saab 93 необычное для автомобиля решение – радиатор расположен позади силового агрегата.
В отличие от охлаждаемого термосифонным способом (естественная циркуляция воды за счет разницы температур) мотора Saab 92, в уже трехцилиндровом двигателе Saab 93 появилась водяная помпа, размещенная в торце генератора. Шведы в каждой модели старались предложить что-то новенькое, «не как у всех» – от ударопрочных балок в дверях до подогрева сидений.
Обтекаемые аэродинамичные формы и привод на передние колеса по сей день остаются постоянными атрибутами автомобилей Saab. В знак признания вклада в развитие привода на передние колеса и достижений в области автомобильной аэродинамики в 1983 году главный конструктор Saab Гуннар Люнгстрeм был принят в почетные члены SAE (Общество автомобильных инженеров).
Модель Saab 99, которая появилась в 1967 году, получила всемирную известность, как самый безопасный автомобиль. Saab 99 был оборудован травмобезопасной рулевой колонкой, усиленным каркасом салона, дисковыми тормозами на всех колесах, подголовниками и ремнями безопасности с трехточечной фиксацией. Во всем этом шведы на то время опередили других автомобилестроителей.
В конце 1960-х стали устанавливать четырехтактный четырехцилиндровый двигатель Ford V4, а с 1970 года Saab начал производить собственные двигатели. Концерн, оставаясь одновременно авиапроизводителем, в 1977 году выступил с очередной новацией.
Новый Saab 99 Turbo вышел с конвейера с первым серийным двигателем с турбонаддувом. Это стало возможно благодаря разработкам, сделанным инженерами компании при создании надежной турбины для авиационных двигателей. В результате Saab на протяжении многих лет оставался впереди всех в области производителей двигателей с турбонаддувом.
В 1978 году появился Saab 900 с очередным новаторским решением: его двигатель был оснащен первым механическим инжектором. К тому же это был очень прочный и надежный автомобиль.
В восьмидесятые годы Saab решает закрепиться в области дорогих и престижных автомобилей. В 1984 году выходит в свет модель Saab 9000 Turbo, которая в США признается лучшим автомобилем этого класса, но не входит в десятку лидеров по продажам из-за недостаточных объемов производства.
Этот автомобиль и сейчас привлекает внимание своим необычным дизайном, который легко узнаваем благодаря оригинальной форме решетки радиатора. Над дизайном этого автомобиля уже трудились итальянцы.
Saab первым поддерживает экологическую программу против использования фреона. С 1991 года автомобили, сходящие с конвейера, начинают комплектоваться новыми кондиционерами, не использующими фреон в качестве хладагента. И по-прежнему на первом месте – безопасность. Saab первым в Европе оборудовал свои автомобили пассивной системой защиты от бокового удара в дверях.
В 1993 году Saab начинает прибирать к своим рукам компания General Motors. С одной стороны, это позволило обновить Saab 900, который занял первую позицию в рейтинге самых безопасных автомобилей в мире. С другой – автомобили становятся менее оригинальными.
Через год в модельном ряду Saab появился первый кабриолет со складной жесткой металлической крышей, которая убирается в багажник. Эта техническая разработка и сейчас очень популярна для всесезонных кабриолетов. В 1997 году произошла смена модельного ряда. Флагманский Saab 9000 был заменен моделью Saab 9-5. А 900-й сменил Saab 9-3.
Сейчас компания Saab производит уже не столь оригинальные автомобили, стремясь не отставать от других производителей. Здесь сказалось влияние компании General Motors, которая практически полностью владеет компанией Saab, да и авиационные технологии теперь отдалились от автомобильных.
Впрочем, саабовские модели по-прежнему узнаваемы, а последний оригинальный эффектнейший концепт суперкара Aero X, несомненно, вернул надежду поклонникам марки, что самобытность шведских автомобилей не станет достоянием истории.
Владимир Головин