Уход за кожей – процесс кропотливый и сложный. Несмотря на огромное разнообразие ярких коробочек в косметических магазинах и аптеках, надо быть готовым к тому, что профессиональный уход имеет свои особенности.
Рецепты из прошлого
Искусство украшения своего лица и тела, мода на различные косметические ухищрения не только у женщин, но и у мужчин известна с древнейших времен. Исследование останков наших далеких предков позволяет утверждать: они растирали травы и смазывали ими лицо и тело, готовили сложные настои из смолы хвойных деревьев и наносили их на волосы и кожу головы.
Древние рецепты совершенствовались, и впоследствии наибольший расцвет косметика приобрела в Древнем Египте. Уже в то время косметические средства применялись как в лечебных, так и в декоративных целях. Египетские красавицы обводили глаза зеленым (углекислой медью), натирали тело душистыми маслами, искусно красили волосы в черный цвет и выщипывали брови.
Для устранения морщин на лице они использовали мази, якобы способные превратить матрону в юную девушку. А для защиты от солнца – составы из смеси кунжутного, оливкового, касторового масел, овечьего и воловьего жира. Широкое изготовление и применение косметика также получила в странах Древнего Востока.
Рецепты таких общеизвестных растительных средств, как хна и басма пришли к нам из древней Персии. Преследуемая церковью во времена Средневековья, как и прочие «греховные» явления, косметика обрела новую жизнь в эпоху Возрождения, придав ей особый декоративный характер: румяные щеки, накрашенные губы и брови, и, конечно же, густо напудренные парики.
И только со времен Великой Французской революции косметика начала развиваться как современная наука. Именно тогда король Франции поручил Академии наук выяснить, насколько безвредны румяна и прочая косметика, а при дамских клубах стали появляться прообразы современных салонов красоты.
Ассортимент придворного салона середины XIX века был весьма скуден: румяна, белила, настои на травах, маски и примочки, сделанные по народным рецептам, губная помада, одеколон. Однако именно тогда кожные недостатки стали пытаться лечить (то есть осуществлять целенаправленную коррекцию), а не просто скрывать под гримом.
Не навреди!
Как только появились первые косметологические лечебницы, возник и термин «профессиональная косметика». В 90-х годах XX века сочетание косметических и фармацевтических продуктов получило название – космецевтика.
Главное отличие подобных продуктов – наличие в их составе биоактивных компонентов в достаточно высокой концентрации (цитомедины, ферменты, фитогормоны, высокоактивные белково-пептидные соединения, комплексы фруктовых кислот), оказывающих определенный эффект для коррекции многих внешних недостатков.
Для того чтобы с помощью профессиональной косметики добиться желаемого профилактического или терапевтического результата и не получить побочных эффектов, необходимо использовать знания квалифицированного специалиста в салонах красоты.
Как правило, все профессиональные средства по уходу делятся на два типа: первый – для использования только в салонах красоты (с максимальной концентрацией активных компонентов), второй – можно дополнительно применять дома (концентрация биоактивных веществ ниже).
В розничной продаже встретить профессиональную косметику невозможно, да и сами профессионалы-косметологи обычно работают с выбранными брендами, у которых и проходят обучение.
Аптечная история
Лечебная или аптечная косметика имеет своей целью ускорить процесс лечения конкретных кожных заболеваний, она используется и здоровыми людьми в качестве средств, укрепляющих естественный защитный барьер кожи.
С помощью лечебной косметики можно, например, регулировать выделение кожного сала, уменьшить воспалительные явления, ускорить заживление тканей, укрепить сосуды, отбеливать пигментные пятна, защищать кожу от ультрафиолета. В разработке лечебной косметики фирмы используют новейшие достижения медицинской науки.
Как правило, на каждую косметическую проблему создается специальная линия, включающая средства для профилактики с более низкой дозировкой активно действующих молекул, а также более концентрированные формы для быстрой и выраженной коррекции.
Дорого и эффективно!
Другой тип косметики – селективная, иногда ее называют элитной, или класса люкс. Чаще всего данная категория косметических средств выпускается под марками ведущих модных Домов или компаниями, имеющими собственные научно-экспериментальные базы и лаборатории.
Селективная косметика продается в специализированных отделах больших магазинов, и у ее стендов постоянно находится консультант. Косметика класса люкс способна бороться со многими серьезными проблемами: морщинами, пигментными пятнами, излишним блеском кожи, целлюлитом и т.д.
Однако ее активные компоненты не обладают столь мощным эффектом, как в случае профессиональных средств. Поэтому использовать ее можно практически всем без особых противопоказаний. Фирмы-производители «одевают» свою продукцию в самые что ни на есть яркие упаковки.
Строгие правила
Для того чтобы получить статус профессиональной, косметические линии должны соответствовать определенным требованиям. Например, профессиональная серия не может иметь менее 100 наименований. Ассортимент косметических средств должен быть распределен по линиям ухода, которые определяются базовыми типами кожи.
Традиционно их пять (жирная кожа, осложненная угревой сыпью; комбинированная кожа; сухая кожа; сухая увядающая кожа). Однако комбинации таких показателей, как сальность, влажность, эластичность, профиль, состояние сосудов, уровень пигментации, чувствительность, аллергенность позволяют определить до 22 различных типов кожи!
Линии ухода комплектуются препаратами в соответствии с этапами ухода (очищение, глубокое очищение, тонизирование, интенсивный уход и защита). По локализации средства должны быть четко разделены на уход за лицом, за телом, за волосами.
Врач-дерматолог, косметолог салона красоты «Ваш успех» Анна Дьяченкова:
- Главным критерием в выборе косметики всегда остается ее качество. Более объективного способа проверить качество косметики, чем проведение исследования ее эффективности, в косметологии еще не придумано.
Поэтому предлагать на рынок профессиональную продукцию, получившую сертификаты, подтверждающие ее безвредность, не доказав путем добровольной сертификации ее достоверной эффективности, считается некорректным. Потребителям косметики необходимо обязательно обращать внимание на наличие сертификатов эффективности.
Клинический эффект косметического средства напрямую зависит от используемых биологически активных веществ и от процента их ввода. Поэтому важным показателем профессиональности того или иного препарата является количество активных компонентов, вызывающих выраженную коррекцию, и процент их введения в основу.
При использовании косметического сырья для разработки и производства препаратов должны неукоснительно соблюдаться директивы ЕС и стандарты Минздрава РФ, а весь перечень ингредиентов профессионального косметического средства должен быть указан в аннотации в порядке, соответствующем проценту ввода каждого ингредиента.
Екатерина Капустина