Не много верфей в мире могут похвастаться такой долгой и богатой историей, как голландская королевская верфь Хьюсманов – Royal Huisman Shipyard, ведущая свою деятельность с позапрошлого века, с 1884 года, а ныне известная своими проектами среди самых искушенных яхтсменов.
Девиз компании: «Если вы можете это вообразить, мы можем это построить!» – с каждой новой спущенной яхтой получал подтверждение: будь то изящная легкокрылая Athena или брутальная Arcadia, призванные разрушать яхтенные стереотипы и ставить верфь на порядок выше конкурентов.
А началась история боле 120 лет назад: в маленьком местечке Рондуит (Ronduite) прадед нынешней управляющей Алисы Хьюсман основал небольшую верфь, в 10 км от нынешнего базирования крупнейшей голландской верфи Vollenhove. Первоначально она строила небольшие деревянные рыбацкие лодки, которые в то время были весьма конкурентоспособным продуктом на рынке.
В 1945 году Уолтер Хьюсман приходит работать на верфь в возрасте 13 лет, чтобы спустя 14 лет принять управление компанией. В то время верфь уже освоила новый для себя материал корпуса – сталь. Позднее, одними из первых, Huisman Shipyard применила при строительстве яхт алюминий, что тогда было революционным шагом и позволило компании заслужить репутацию верфи, идущей на шаг впереди.
С 1965 по 1980 годы было построено немало больших яхт, ставших ныне уже историей: Avenir (популярная модель, было построено 15 яхт этого проекта), Alumaat (на воду было спущено 4 яхты), Staron (6 яхт). Это не считая яхт, построенных специально в единственном экземпляре для парусных гонок.
Одновременно с этим компания уверенно расширяется как географически, переходя из Рондуита в более удобный с точки зрения логистики Vollenhove, так и в масштабах, основав дочернее предприятие Rondal, где производятся мачты и прочее такелажное оборудование. В обеих компаниях работали всего 53 человека.
Переломным годом можно считать для верфи 1981-й, когда Уолтмен принимает решение делать упор на большие роскошные круизные яхты. Это вызвано необычайным успехом проекта Flyer, на котором в 1978 году Кони Ван Рейтшотен (Connie van Rietschoten) выигрывает кругосветную регату Whitbread-Round-the-World-Race. Поостренная спустя несколько лет гоночная яхта Flyer II полностью оснащена продукцией завода Rondal.
В 1983-м принято решение переименовать Overijsselse Jachtwerf W. Huisman BV в Huisman Shipyard BV. И вот уже через год Королева Нидерландов Беатрис в день столетия верфи дарует ей приставку – royal (королевская), что является признанием заслуг компании перед страной.
Со строительством в 1986 году Whirlwind XII, разработанной Роном Холландом, верфь перешагивает психологический рубеж в сто футов, за которым начинается уже строительство суперъяхт. В связи с этим расширяются производственные площади, растет штат до 146 человек. В 1989-м управляющий Уолтмен получает признание от министерства экономических дел Голландии.
Дальнейшая история верфи легко просматривается в ее проектах:
Juliet (DESIGNER Ron Holland, INTERIOR & STYLING Pieter Beeldsnijder, 43,51 м)
Borkumriff III (DESIGNER Lunstroo Custom Design, INTERIOR John Munford, 40,00 м)
Saudade (DESIGNER Judel & Vrolijk, INTERIOR Pieter Beeldsnijder, 34,25 м)
Anakena (DESIGNER Ted Hood Design Group, INTERIOR John Munford, 40,28 м)
Cyclos III (DESIGNER Ron Holland, INTERIOR Andrew Winch, 42,36 м)
Hyperion (DESIGNER German Frers, INTERIOR Pieter Beeldsnijder, EXTERIOR STYLING Pieter Beeldsnijder, 47,42 м)
Foftein (DESIGNER German Frers, INTERIOR Pieter Beeldsnijder, 30,21 м)
Pamina (DESIGNER Ted Hood Design Group, INTERIOR Pieter Beeldsnijder, EXTERIOR STYLING Pieter Beeldsnijder, 34,20 м)
Unfurled (DESIGNER German Frers, INTERIOR Andrew Winch, 34,17 м)
Borkumriff IV (DESIGNER Gerard Dijkstra-John G. Alden, INTERIOR John Munford Design, 50,00 м)
Antares (DESIGNER Dixon Yacht Design, INTERIOR Dick Young Designs, PROJECT MANAGER Patrick Yeoward, 40,00 м)
Athena (DESIGNER Pieter Beeldsnijder Design, NAVAL ARCHITECTS Pieter Beeldsnijder Design, Gerard Dijkstra & Partners, INTERIOR DECORATOR Rebecca Bradley Interior Design, PROJECT MANAGEMENT Prior Yacht Management, 90,00 м)
Arcadia (DESIGNER Tony Castro Ltd., TECHNICAL CONSULTANT Alan Gilbert Yacht Design/Naval Architecture Services, INTERIOR Dick Young Designs, INTERIOR DECORATOR James Scott Weaver Architects, 35,8 м)
В 2004 году Уолтмен, так много сделавший для верфи и своей страны, уходит на заслуженный отдых и передает бразды правления компанией своей внучке Алисе, которой в то время было 24 года.
С тех пор руководство компанией осуществляет женщина, четвертое поколение семьи Хьюсманов, совместно с Бертом Луфом (Bert Loof) и Эриком Ван Хулстом (Erik van Hulst). 24 декабря того же года Уолтмен Хьюсман умирает в своем доме, окруженный любимыми родственниками.
О будущем компании рассказывает ее коммерческий директор Еверт Ван Дишек:
– В настоящее время у нас готов уникальный проект – парусная яхта с... флайбриджем. Обычно считается, что флайбридж – принадлежность моторных яхт, однако наши партнеры Эндрю Винч и Филипп Бриан опровергают это своей новой совместной работой – Briand 180’. Филипп разработал экстерьер яхты, Эндрю – дизайн интерьеров.
На яхте располагаются пять кают, включая просторную мастер-каюту, расположенную на миделе. 57-метровая парусная яхта призвана доставить своему владельцу истинное удовольствие от морской прогулки. Яхта оснащена самым современным оборудованием и гарантирует безопасность на борту всем пассажирам. Теперь мы ищем инвесторов, способных дать проекту жизнь, и доказав всему миру свою уникальность и еще раз подтвердив мастерство Royal Huisman Shipyard.
Константин Старцев