«Одна из самых прекрасных шхун на плаву» – именно так отзывалась светская пресса в начале прошлого века о только что спущенной на воду двухмачтовой яхте Adela. Она была построена по специальному заказу и предназначалась не просто для участия в регатах, но и для побед в них. Она явилась предшественницей суперяхт класса J.
Ее владелец, известный в свое время яхтенный спортсмен, член Королевского Лондонского яхт-клуба – Клод Торнтон Кейли (Claude Thornton Cayley), активно участвовал на ней в регатах вплоть до начала Первой мировой войны. Один из выдающихся трофеев Adela завоевала в 1903 году, выиграв одну из самых престижных парусных гонок того времени трансатлантическую гонку Кубок Кайзера (Kaiser's Cup), известную также как Великая океанская гонка (Great Ocean Race), в котором принимала участие немецкая трехмачтовая яхта Atlantic, принадлежавшая Вильгельму II.
Яхту Adela спроектировало бюро W.C. Storey, а строительством занялась верфь J.G.Fay & Co, расположенная в Саутгемптоне. Два года ушла на ее постройку, и весной 1903 года яхта, выполненная из стали и дерева, была спущена на воду. В яхте воплотились все передовые технологии того времени, а внутренний дизайн превосходил по качеству и убранству многие яхты монархов. Но яхта прежде всего строилась для регат, так что совмещение комфорта с хорошими скоростными качествами и дальностью хода ставили ее в разряд выдающихся яхтенных шедевров.
В 1924 году яхта переходит к новому владельцу – сэру Генри Сеймуру Кинг (Henry Seymour King), который меняет ее название на Heartsease и вносит ряд изменений в интерьер: в частности, меняет темное красное дерево в салоне на более светлый сикомор. Спустя десятилетие на яхту установили дизельный двигатель с цепным приводом на винт. Со смертью сэра Генри закончилась и морская жизнь яхты. Сменив множество хозяев, с 1937 года она больше не выходила в море самостоятельно. До 1950 года она простояла на британской верфи Aldous Shipyard в Брайтлингси (Brightlingsea). Позднее ее перевезли в Foilesbury (около Harwich), где ее лишили мачт и свинцового балласта.
В течение 17 лет она была домом для семьи Блот, которая заботилась о яхте должным образом. В 1967 году лебедкой ее подняли и перетащили в Лоустофт (Lowestoft), намереваясь восстановить ее и сделать частью чартерного флота в Вест-Индии. В 1971 году Винг Коммандер (Wing Commander) и госпожа Воллер (Waller), новые владельцы яхты, намеревались реконструировать ее, но коренных изменений ни во внешности, ни в судьбе яхты это не принесло.
В конце 1992 года у нее появился новый владелец – Джорж Линдеманн (George Lindemann), который решил вернуть ей былую форму и морскую жизнь после вынужденного полувекового перерыва.
На воздушных подушка яхта была перевезена из Лоустофта в Falmouth где и началось ее оживление на верфи Pendennis Shipyard. Состояние яхты было ужасное и требовало капитального ремонта с заменой всех стальных частей, состояние палубы тоже нуждалось в полной реконструкции. В этой грандиозной работе принимало участие известное дизайн-бюро Gerard Dykstra. В итоге яхта приобрела не только прежний вид, весьма и весьма улучшенный современными материалами и технологиями, но и вернула свое прежнее имя – Adela, а вместе с ним и свое предназначение.
Начиная с 2004 года, Adela принимает участие в известной гонке парусных яхт Maxi Yacht Rolex Cup...
Статья опубликована в журнале "Акватория Красивой жизни" №10 (2007)
Евгений Белов
Яхта Adela
Строитель: Pendennis
Морская архитектура: Gerard Dijkstra
Дизайн: WC Storey/Gerard Dijkstra
Интерьер: Gerard Dijkstra/Pendennis
Материал корпуса: сталь
Длина: 55,5 м (180,9 фута)
Ширина: 7,90 м (26 футов)
Осадка: 4,80 м (15,8 фута)
Водоизмещение: 250 тонн
Год постройки: 1903
Год реконструирования: 1995