Моторные катамараны, как и парусные, имеют те же преимущества перед однокорпусными судами: повышенная остойчивость, отличные мореходные качества, большая полезная площадь жилых помещений.
Ну а принципиальные различия между двумя видами многокорпусных судов очевидны: легкость управления и независимость хода от погодных условий. Но тут, как говорится, о вкусах не спорят, кто-то привержен парусу, а кто-то считает мотор современнее, и переубеждать и тех и других бесполезно.
Следует различать типы моторных катамаранов. Существуют небольшие лодки, предназначенные для скоростных виражей в прибрежной акватории, такие, например, как гоночные катамараны американской фирмы Hustler Powerboats. При длине, немногим превышающей 10-метровую отметку. Возьмем для примера 37-футовый 377 Talon, оснащенный двумя 525-сильными двигателями Mercruiser. При желании можно «проапгрейдить» силовую установку, усилив ее до 800 «лошадей)», если перевести это на скоростные цифры, получится порядка 60 узлов. Разумеется, на борту все элементы роскоши сведены к минимуму: два человека могут переночевать в каюте, где есть необходимый набор удобств. Но ведь смысл этого катамарана в скорости – когда пятерка отважных входит на борт, пристегивается, надевает шлемы и ревет двумя 800-сильными движками, а потом несется по водной глади с бешеной скоростью, этому нет аналогов в мире… Между прочим, катамараны гонок Class 1 тоже относятся к этому типу.
Более интересен и функционален другой тип катамаранов – luxury-катамараны. Они предназначены для дальних путешествий, разумеется, в те районы, где есть топливозаправочные станции. Но главное – наличие на борту полного набора для комфортного отдыха – роскошные каюты, удобный салон для гостей. Надо добавить к этому просторный флайбридж, откуда удобно управлять катамараном и где просто приятно проводить время.
Если говорить о производителях, то вновь придется упомянуть всем известные имена, среди которых очень много французских. Возможно, это потому, что пристрастие ко всему изысканному у французов в крови.
Одновременно с парусными строят и моторные катамараны – Fountain Pajot, Sunreef Yachts, Alliaura, Lagoon Yachts, H2X, Catana. По всей видимости, выпуск судов одного типа чреват экономическими издержками, тогда как полный комплект многокорпусных яхт повышает конкурентоспособность на рынке и делает производство более рентабельным.
H2X Yachts & Ships
Французская компания представила в прошлом году на родном бот-шоу в Каннах свою премьеру – MCat 88 Bradley – самый большой катамаран, презентованный на тот момент на воде. Это как раз тот случай, когда на деле доказывается, что 26-метровый multihull можно сравнивать с 34-метровой суперъяхтой по полезной площади жилых помещений.
188 квадратных метров отведены под 14 спальных мест. Сюда входят и апартаменты владельца на верхней приватной палубе, и пять двойных кают, и две каюты экипажа – такое вряд ли найдешь даже на 90-футовой яхте. При этом запас хода составляет более 1000 миль на круизной скорости 10 узлов. Максимальная же скорость превышает 20 узлов. Она просто идеально подходит для круизов в Средиземноморье или на Карибах. Корпус яхты сделан из алюминия, а надстройка – из композитных материалов, что существенно облегчает общий вес яхты и давление надстройки на корпус.
В носовой части судна, на главной палубе, оборудован бассейн с джакузи. Осталось сказать, кто же приложил руку и душу к созданию этого шедевра. Разработкой корпуса и всей морской архитектурой заниимался Жиль Ватон (Gilles Vaton), проектом интерьера –Себастьен Гралль (Sebastien Grall). Катамаран имеет сертификат Bureau Veritas, спуск яхты произошел в мае 2007 года, на верфи H2X Yachts & Ships в городе La Ciotat на юге Франции.
Sunreef Yachts
Наш читатель уже познакомился с этой польской компанией, успешно ворвавшейся на рынок luxury-катамаранов. Любопытно проследить их линейку моторных катамаранов, которые представлены тремя моделями: 60, 67 и 78 Sunreef Power.
На 60-футовом катамаране дизайнеры наилучшим образом сумели оптимизировать полезное пространство, предусмотрев три варианта использования: чартерный, частный и получастный (когда возможности сдачи личной яхты в чартер оговариваются еще на стадии проектирования).
В этих вариантах число гостей на борту варьируется от 6 до 10. Узнаваемые черты торговой марки Sunreef – большой флайбридж с централизованным кокпитом, элегантным и вместительным баром, просторным салоном, и кран для спуска и подъема аквабайка, размещенного на флайбридже.
Следующая модель на семь футов длиннее и, соответственно, и на порядок комфортнее. Более того, увеличены скоростные показатели – максимальная скорость ожидается в пределах 25 узлов. Два двигателя, по 350 л.с. каждый, обеспечивают автономность хода до 3000 миль! Площадь флайбриджа составляет 50 квадратных метров!
Легко узнаваемая по каплевидным иллюминаторам модель отличается еще большим размером – 24 метра! Площадь флайбриджа в 614 квадратных футов позволила установить на нем джакузи, барбекю, полукруглую барную стойку, просторную площадку для принятия солнечных ванн и два аквабайка, которые придают всей модели особый вкус.
Lagoon, Fountaine Pajot
Модельный ряд этих двух французских компаний отличается скромностью в размерах и разнообразии. Так у Lagoon всего две модели – 43 и 44 Power. После успеха 43-футовой модели в 2000 году, была запущена новая, 44-я, которая стала лидером продаж в сезоне 2005–2006 годов. Катамаран располагает к интересному и комфортному времяпрепровождению владельца и его гостей. Только на флайбридже одновременно могут собраться 11 человек – всем хватит места!
Линейка моторных катамаранов Fountaine Pajot представлена чуть шире – три модели: Highland 35 Pilot, Cumberland 46, Queensland 55. Первая 10,25-метровая двухкорпусная яхта способна на 65 узлах пройти до 1000 миль. На ней установлены два 75-сильных D2 Volvo. 46-футовая модель имеет четыре двуспальные каюты, расположенные в передней и задней части поплавков, двигатели помощнее – 225 л. с. и запас хода в пределах 1000 миль с большей скорость – 7 узлов. Queensland 55 существует пока в 3D модели. Над дизайном катамарана работало бюро Andrieu Yacht Design. На борту размещена одна мастер-каюта, две гостевые и одна или две (в зависимости от варианта) каюта для членов экипажа.
Константин Старцев
Фоторепортаж