С возвращением в моду стиля ретро автомобили Morgan смотрятся как никогда современно.
Шик быть не таким как все, хранить собственные традиции и собственное лицо могут позволить себе очень немногие. Компания Morgan – одна из них.
В то время как ведущие мировые производители суперкаров шли по пути постоянной модернизации, компания Morgan как выпускала, так и продолжает выпускать автомобили с деревянным каркасом, что, впрочем, не мешает им демонстрировать спорткаровскую динамику и соответствовать самым современным требованиям безопасности.
Первый автомобиль Morgan увидел свет в 1909 году. Генри Фредерик Стенли Морган (или Г.Ф.С., как его все называли), владелец автобусного гаража в городке Мальверн-Линк, создал его для собственных нужд, взяв за основу двухцилиндровый двигатель Peugeot. По типу это был трицикл, что позволяло его владельцу сэкономить на налогах – трициклы классифицировались как мотоциклы, а не автомобили, поэтому облагались меньшим налогом.
Трицикл привлек внимание публики, и британский механик выставил на следующий год свое творение на Olympia Motor Show. Еще через год на том же автосалоне он представил двухместный вариант своего самодвижущегося экипажа, а с 1915 года в продажу поступил четырехместный Morgan.
Изделия Моргана завоевали большую популярность. В 1915 году его мануфактура производила по 50 экземпляров в неделю и являлась одним из крупнейших английских автопроизводителей того времени.
Простые и экономичные в эксплуатации трехколесные автомобили пришлись по вкусу британцам, а спортивные успехи добавили марке ореол спортивности, повысив тем самым ее престиж. Производство трехколесных моделей продолжалось до 1952 года, пока их окончательно не вытеснили четырехколесные собратья.
А первый серийный четырехколесный Morgan появился в 1936 году и назывался 4-4: четыре колеса и четырехцилиндровый двигатель. А вот посадочных мест в этом классическом родстере предусматривалось всего два. Успех модели был впечатляющим, и через год модельный ряд пополнился четырехместной модификацией, названной Drophead Coupé.
Дизайн четырехколесных моделей, в отличие от многочисленных модификаций трициклов, практически не менялся из года в год. Если изменения все-таки происходили, то связаны они были с тем, что поставщики прекращали производство каких-либо деталей. Так модель 4-4 и прибавившая к ней в 1950 году модификация +4, с небольшими изменениями дошли до наших дней.
В 1959 году на смену скончавшемуся Генри Моргану пришел его сын Питер, увлекавшийся автоспортом. Именно он создал модификацию +4 Super Sports, которая первенствовала в 24-часовой гонке Ле-Манна в классе автомобилей с объемом двигателя до двух литров.
Решив и дальше продолжить эксперименты со спортивной эстетикой, Питер Морган создал модель +4+, корпус которой был выполнен из легкого стеклопластика. Меньший вес и улучшенные ходовые характеристики сделали купе +4+ значительно более динамичным, по сравнению со стандартным 4-4, однако с маркетинговой точки зрения модель оказалась провальной: поклонники современных форм сочли ее слишком старомодной, а ценители классики – слишком осовремененной. Всего было продано 26 таких машин, в результате – Morgan вернулся к классическому дизайну, который остается практически неизменным уже более полувека. Неизменной остается и фирменная «фишка» легендарной марки – деревянный каркас из ясеня и независимая пружинная подвеска, как на первых трициклах марки.
В остальном нынешние Morgan – весьма современные в техническом плане автомобили. А концепт Life Car на топливных элементах, представленный на последнем Женевском автосалоне, вообще поражает воображение своими технологиями.
Впрочем, не технологии делают основную «кассу» британцам, а дизайн. На новый виток развития компания вышла в 2000 году с появлением модели Aero 8, соединившей в себе все достоинства ретростиля с современными технологиями. В 2006 году Aero 8 подвергся рестайлингу: машина стала еще более космической, как будто сошедшей со страниц научно-фантастических романов. Кстати, динамика у Morgan Aero 8 тоже вполне космическая: благодаря 4,4-литровому двигателю V8 от BMW мощностью 333 л.с., он разгоняется до 60 миль в час (96,6 км/ч) за 4,5 секунды. Стоит эта красота от £60 000.
Еще более дорогим и редким является Morgan Aero Max. Первый экземпляр этого эксклюзивного купе был сделан по спецзаказу принца Эрика I Стурдза, президента банка Banque Baring Brothers Sturdza. Давний поклонник марки, он профинансировал создание уникальной модели класса GT. Двери, открывающие наверх, увеличенное багажное пространство сзади и традиционный кожаный интерьер входили в число «маленьких доработок», которому должно было подвергнуться купе Aero 8. Неизменным, по обыкновению, остался ясеневый каркас, а кузов автомобиля стал еще более космическим, и стоимость выросла до £94000 без НДС. Всего обещают выпустить 100 таких автомобилей, и очередь на них уже расписана. Известно, что помимо принца Струдза их владельцами стали Ричард Хаммонд и Роуан Аткинсон – Мистер Бин. Впрочем, в компании по просьбам клиентов ведут резервный список желающих – вдруг, кто-нибудь случайно передумает и откажется от раритета, пожертвовав £25000 депозита…
Илья Калинов