Динамичный автомобиль //11.07.2008

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • У американца Эда Шэдла есть мечта, и он на полпути к ее исполнению. Машина, которая должна стать самой быстрой в мире, построена. Теперь осталось ее разогнать – до 1300 км/ч!

    Когда в следующий раз вы решите погонять на своем любимом суперкаре, будьте готовы, что ощущения от езды будут уже не такими острыми, как прежде. По крайней мере, если сейчас вы прочитаете эту статью. Дело в том, что из нее вы узнаете, что Ferrari, Lambo и даже Bugatti – по своей сути, подростковые игрушки, если сравнивать их с рекордными автомобилями. Например, машина, которая стоит в ангаре увлеченного предпринимателя Эда Шэдла, в теории в четыре раза быстрее Ferrari!

    Эд – глава команды North American Eagle, которая в ближайшее время собирается побить нынешний рекорд скорости на земле. К осуществлению своей мечты Шэдл идет уже второе десятилетие.

    Быстро ползающий истребитель

    Более чем десять лет назад Эд задумал стать первым в мире пилотом, который официально преодолеет звуковой барьер на колесной машине. Осуществить мечту не удалось: в 1997 году в Америку с рекордной машиной приехал британец Ричард Нобль, и сделал это первым. Но Шэддл не сдался и решил перебить достижение британца и стать самым быстрым в мире, чего бы ему это ни стоило. Так Шэдл со своим партнером Кейтом Занги купил по дешевке списанный истребитель F-104 Starfighter, способный разогнаться в небе до скорости в 2,2 маха, отрезал ему крылья и после ряда прочих модернизаций превратил его в невероятно скоростной автомобиль. Согласно расчетам, на прямом участке неограниченной длины 52000-сильный турбореактивный двигатель может разогнать машину до 1340 км/ч! Но поскольку такого бесконечно длинного и ровного участка в природе не существует, Эд будет удовлетворен и достижением меньшей скорости – он согласен на 800 миль/ч (1287 км/ч).

    Чтобы после достижения такой сверхзвуковой скорости пилот остался целым и невредимым, тормозная система автомобиля Эда отличается от тех, что устанавливаются на обычные машины. Тормозить автомобиль начинает по-самолетному – выдвигаются закрылки. Дальше, когда скорость снижается до 1000 км/ч, в воздух выпускается вспомогательный тормозной парашют, затем главный. Примерно в то же время активируются электромагнитные тормозные механизмы колес – инновационная технология, разработанная командой Эда специально для этого проекта, и, в конце концов, торможение наземного истребителя завершается традиционным способом – за счет трения фрикционных тормозных колодок.

    Каждое торможение с выбрасыванием парашюта – событие в жизни автомобиля. После него механикам надо снова тщательно готовить машину к следующему заезду, что является довольно трудоемким занятием. К счастью для Шэдла, его окружают такие же энтузиасты, как он сам, готовые работать за идею. Поэтому с точки зрения оплаты работы специалистов испытания автомобиля не столь обременительны. Куда разорительнее для кредитной карты нашего героя является то, что машина пожирает около 340 литров керосина в минуту. Так что даже для топ-менеджера крупной компании поездка на таком автомобиле была бы роскошью, а для Эда, который пока еще не нашел щедрого генерального спонсора своего проекта, – это вообще что-то разорительное. Одно тестовое испытание машины обходится примерно в $18 тысяч, а сколько потребуется таких испытаний для подготовки к побитию рекорда – неизвестно…


    Сама машина тоже стоит солидных денег. Эд оценивает ее стоимость в $10 миллионов, правда, это с учетом, опять же, труда специалистов. Поскольку большинство людей работали за идею, в строительство рекордной машины были вложены меньшие средства. Хотя только из личных средств Эда на проект выделено $150 тысяч.

    Америка против Британии

    На вопрос, что заставляет Эда тратить такие деньги на сумасшедший проект, он отвечает – желание вернуть рекорд Америки. И это действительно одна из движущих сил. Дело в том, что на протяжении последней сотни лет Америка с Британией ведут ожесточенную войну за мировой рекорд скорости. Сначала вперед вышли британцы. Они первыми в мире подобрались к отметке 300 км/ч, устанавливая рекорды в своей стране, а затем один британский пилот открыл чрезвычайно длинный и ровный пляж в Америке Дайтона-Бич. И британцы в 1920–1930-е годы стали отправляться в Америку, чтобы восхищать своих друзей с другого конца океана невероятной смелостью и чудесами технической находки.


    Такая ситуация не могла длиться долго: когда после войны американцы начали осваивать космос, они заинтересовались темой ракетных и реактивных автомобилей, и в 1960-е годы на соляных озерах Бонневиль теперь уже безраздельно властвовали американцы. А в 1970 году произошло эпохальное событие: американец Гари Габелич на колесной машине Blue Flame преодолел рубеж в 1000 км/ч. В 1979 году американцы как будто-то бы вышли еще и на сверхзвук, но, поскольку побитие рекорда происходило не по правилам, его не засчитали официально.

    На этом триумф американцев заканчивается. В 1983 году шотландец Ричард Нобл бьет мировой рекорд Габелича, а 14 лет спустя – в 1997 году – пилот команды Нобла Энди Грин впервые в истории официально устанавливает и ныне действующий сверхзвуковой рекорд – 1228 км/ч. Его-то и собирается побить Эд. После такого ожесточенного соперничества США и Британии Шэдл считает очень важным снова вывести Америку на пьедестал.

    Этой осенью у Эда намечены тестовые заезды в пустыне Невады и, возможно, побитие рекорда. Но пилотировать машину будет не 66-летний Эд Шэдл, как первоначально планировалось, а приглашенный пилот. Кем он будет, пока неизвестно. Но это будет красивый юноша, бесстрашный и влюбленный в машины. Примерно такой, каким был Эд, когда в молодости летал на истребителе.

    "Жаль, что я сам не смогу выйти на сверхзвук, – вздыхает Эд. – Со здоровьем-то у меня полный порядок".

    Проблема в том, что рекламодатели хотят видеть на месте Эда симпатичного юношу, а не пожилого джентльмена, и Шэдл понимает, чтобы его амбиции не должны служить препятствием для всего проекта.

    Что бы там ни было, пустыня штата Невада ждет своего часа. Здесь в 1997 году Энди Грин на машине Thrust SSC команды Ричарда Нобла впервые в мире официально вышел на сверхзвук, и с тех пор пустыня успела соскучиться по героям.

    Константин Николаев




    Blue Flame. 1970 Thrust SSC. 1997 Автомобиль команды North American Eagle – претендент на установление нового рекорда скорости на суше / North American Eagle team`s car – a pretender to a new world land speed record

    Blue Flame. 1970
    Blue Flame. 1970


    Thrust SSC. 1997

    Автомобиль команды North American Eagle – претендент на установление нового рекорда скорости на суше / North American Eagle team`s car – a pretender to a new world land speed record
    Автомобиль команды North American Eagle – претендент на установление нового рекорда скорости на суше / North American Eagle team`s car – a pretender to a new world land speed record
    Rambler's Top100