Феррари, человеку и автомобилю //07.06.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Компании Ferrari исполнилось 60. Не так уж и много, по сравнению с немногими дожившими до наших дней пионерами автомобилестроения, но и не так уж мало, если оценить масштаб свершений.

    Можно до хрипоты спорить о роли личности в истории, однако факт останется фактом: без Энцо Феррари компания Ferrari вряд ли появилась бы на свет.

    По легенде, в детстве Энцо никак не мог решить, кем же ему больше всего хочется стать, когда он вырастет: оперным певцом, журналистом или автогонщиком. Колебания продолжались до тех пор, пока отец не взял мальчика на автогонки.

    Впечатления, полученные на соревнованиях, определили судьбу будущего гуру автоспорта. Боги гоночных трасс, такие как, например, легендарный Винченцо Лянчиа, пленили ум и сердце маленького Энцо, и в 22 года он стал заводским гонщиком команды Alfa Romeo, одной из лучших в мире в то время. Его товарищами по команде были такие мастера, как Антонио Аскари и Джузеппе Кампари.

    Не показав выдающихся спортивных результатов, Энцо проявил себя как успешный администратор, сумев привлечь в гоночную команду Alfa Romeo многих талантливых людей. При нем Alfa Romeo давала бой доминировавшим в то время на гоночных трассах немцам. Под непосредственным руководством Энцо были созданы Alfetta 158 и 159 – одни из лучших гоночных автомобилей той эпохи, преобладавшие в своем классе почти 15 лет и создававшие впоследствии много проблем первым машинам Ferrari, когда в 1948 году они появились на трассах.

    Перед самой войной Энцо из-за разногласий со старшим инженером, испанцем Вильфредо Рикартом, порвал отношения с Alfa Romeo и отправился в самостоятельное плавание. По условиям «развода», Феррари не имел права в течение четырех лет производить автомобили под собственным именем, поэтому его компанию, созданную для разработки и производства авто собственной конструкции, назвали Auto Avio Construzioni. Для участия в гонках Мille Miglia 1940 года были созданы два автомобиля на базе Fiat 508, получившие название «тип 815»— по количеству цилиндров (8) и объему (1,5 л) двигателя. Старт оказался не слишком удачным.

    А потом началась война, во время которой завод Феррари, переехавший из Модены в Маранелло, сильно пострадал от бомбежек. Однако уже в 1946 году Энцо вплотную подошел к созданию новой машины под собственным именем. В мае 1947 года она появилась на публике: это была Ferrari 125S – по объему одного цилиндра – 12-цилиндрового 1,5-литрового двигателя, спроектированного Джоакино Коломбо, автором той самой Alfetta 159, которую Scuderia Ferrari не удавалось обойти до 1950 года. Еще бы, ведь разница в мощности у 125S и Alfetta 159 была колоссальной: 230 л.с. против 310 л.с. Вскоре Феррари и Коломбо расстаются – Энцо не вполне доволен работой своего главного инженера.

    Дальше были Ferrari 166S, 212 Inter, Ferrari 340 – все гоночные болиды, пока, наконец, к середине 50-х годов Энцо всерьез не взялся за дорожные модели. Первой на свет появилась серия 250, пользовавшаяся колоссальным успехом, несмотря на заоблачные цены.

    За ней последовали еще более дорогие штучные Ferrari, вроде 340 America с двигателем, первоначально разработанным для Ferrari GT с рабочим объемом 4,1 литра, на смену которой пришла Ferrari 375 America и, наконец, суперэксклюзивная Ferrari 410 Superamerica.

    Новые модели появлялись со скоростью, поражающей воображение: в 1960-е это – одна из самых запоминающихся машин своего времени, вроде 250GTE, на базе которого чуть позже был создан 330GT с оригинальными «раскосыми» фарами, или изящно-стремительной Berlinetta Lusso 1962 года, завершившей серию 250. В 1968-м Ferrari выпустила и легендарную 365GTB/4, она же Daytona, развивавшую суперскорость для своего времени— 282 км/ч.

    Однако финансовые дела идут не так хорошо, как спортивные. В 1969 году Энцо вынужден продать 50% своих акций Группе Fiat. Получив свежие финансовые вливания, Энцо с новой силой принимается за творчество. В результате появляются такие модели, как 365GT4 (Berlinetta Boxer) или 512BB, обе развивавшие скорость в 275 км/ч.

    В 1987 году Энцо лично возглавил работу над проектом с названием F40, которому суждено было стать одним из символов марки: мощность 478 л.с., кузов из углеволокна и кевлара, аскетичный салон – это был настоящий, бескомпромиссный гоночный болид для дорог общего пользования.

    Никакого комфорта, зато море адреналина и драйва. F40 стала едва ли не самой популярной моделью Ferrari и, одновременно, прижизненным памятником самому Энцо: через год после создания F40 его не стало.

    Бренд Ferrari и контроль над компанией перешли к концерну Fiat, которому и принадлежат до сих пор. А имя Энцо Феррари увековечено в 660-сильном суперкаре Ferrari Enzo. Этот болид, оснащенный 12-цилиндровым 6-литровым двигателем, разгоняется до сотни за 3,5 секунды, при максимальной скорости свыше 350 км/ч – одним словом, с полным основанием носит свое славное имя.

    Знаменитая эмблема автомобилей Ferrari – гарцующий жеребец, «каваллино», – на желтом фоне – имеет свою примечательную историю. Вначале она украшала фюзеляж боевого самолета летчика-аса времен Первой мировой войны Франческо Баракки, возглавлявшего эскадрилью Cavallo Nero – «Черная лошадь».

    После войны Феррари попросил разрешения у родителей Баракки воспользоваться эмблемой его знаменитого сына. Феррари слегка видоизменил ее, поместив изображение скакуна на треугольный щит традиционного для Модены золотого цвета, на котором снизу стояли буквы SF, а верх украшал итальянский флажок. После войны эмблема обрела нынешний вид, известный всему миру: стала прямоугольной и получила стилизованную надпись «Ferrari» внизу.

    Илья Калинов

    Rambler's Top100