«Руссо-Балт»: назад в будущее //01.12.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Сложно поверить, но дореволюционный автомобильный бренд «Руссо-Балт» возрождается. По крайней мере, сейчас разрабатывается стильное спортивное купе – первый «Руссо-Балт» XXI века. Скоро этот автомобиль сойдет со стапелей, а на смену ему придут другие…

    Сложно поверить, но дореволюционный автомобильный бренд «Руссо-Балт» возрождается. По крайней мере, сейчас разрабатывается стильное спортивное купе – первый «Руссо-Балт» XXI века. Скоро этот автомобиль сойдет со стапелей, а на смену ему придут другие…

    Мода на возрождение
    Возрождать старинные бренды нынче не только модно, но и перспективно. Если человеку XXI века предложить две вещи, то не сомневайтесь – при прочих равных, предпочтение будет отдано товару, произведенному компанией с историей. Среди тех, кто первым осознал перспективность возрождения старинных брендов, был Жан Биве. В начале 1980-х, когда производители дорогих механических часов находились в кризисе, он за $10 тысяч приобрел права на старейшую швейцарскую марку часов Blancpain, уже давно не существующую. Жана Биве тогда сочли полным безумцем. Когда же дела Биве пошли в гору, его проницательности могли лишь завидовать. В автомобильном мире случаи возрождения старинных брендов еще более часты, чем в часовом. Концерн DaimlerChrysler вернул к жизни марку Maybach, BMW удачно воспользовалась английской маркой Mini, Volkswagen в ближайшее время начнет продавать суперкар под возрожденным им итальянским брендом Bugatti. Прежде чем приобрести права на марку «Руссо-Балт» компания A:level тоже хотела возродить итальянский бренд Isotta-Fraschini. До 1949 года под этой маркой выпускали роскошные автомобили, которые знатоки ценили выше, чем Rolls-Royce. Решение о возрождении российского бренда с коммерческой точки зрения кажется намного менее удачным: об автомобилях «Руссо-Балт» практически не знают не только за рубежом, но и в нашей стране, да и история дореволюционной автомобильной компании кажется слишком короткой – реально существовала с 1909 по 1915 год. Впрочем, за столь малый промежуток времени удалось вписать несколько ярких страниц в историю.

    Детали истории
    Решение об открытии автомобильного отделения руководство Русско-Балтийского вагонного завода, расположенного в Риге, приняло в 1907 году, когда автомобиль в России из экзотической игрушки превратился в достойную альтернативу лошади. В немалой степени к производству автомобилей подтолкнули и военные нужды государства: современной армии нужны были свои автомобили. Поскольку собственного опыта в производстве автомобилей не было, для конструирования пригласили молодого инженера-швейцарца Жюльена Поттера. До этого Поттер работал в Бельгии в фирме Шарля Фондю, которая поддерживала деловые контакты с Русско-Балтийским заводом и выпускала помимо железнодорожного оборудования легковые автомобили. Именно конструкция бельгийских автомобилей была взята за основу при конструировании «Руссо-Балтов». Первый автомобиль был собран в Риге в июне 1909 года.
    Завод не мог похвастаться сумасшедшим спросом на свои автомобили. В то время к русским автомобилям на родине относились немногим лучше, чем нынче, – с большим недоверием. Знать покупала в основном проверенные французские и немецкие автомобили. Поэтому, чтобы как-то привлечь на свою сторону клиентов, завод выпускал машины самых разных модификаций – с различными типами кузовов и с двигателями разной мощности. Конструкцию автомобилей «Руссо-Балт» нельзя было назвать самой передовой, но русские машины отличались завидной выносливостью и надежностью. Впрочем, русские инженеры показали себя пионерами в области двигателестроения. Как известно, в современных двигателях применяются алюминиевые поршни, но в то время все производители применяли поршни стальные. Однако в 1911 году на гоночные и спортивные автомобили «Руссо-Балт» установили двигатели с алюминиевыми поршнями – впервые в мире! Правда, от серийного производства таких моторов на «Руссо-Балте» впоследствии отказались.
    Несмотря на то, что современники характеризовали «Руссо-Балты» как автомобили тихоходные, русские машины успешно участвовали в гонках. Причем, не только в местных. «Руссо-Балты» принимали участие и в ралли Монте-Карло и в Сан-Себастьяне. В последнем, кстати, российский журналист Андрей Нагель в 1912 году даже занял второе место. Неоднократно «Руссо-Балты» награждались в международных соревнованиях особыми призами за выносливость.
    Успешные выступления в гонках помогли заводу получить признание официальных кругов. Известно, что даже в царском гараже было два «Руссо-Балта». Несмотря на то, что в основном российская знать все-таки предпочитали иномарки, автомобили русской марки пользовались спросом у высокопоставленных чиновников. Стабильные заказы на «Руссо-Балты» были и от военного министерства. Поэтому, если бы не Первая мировая, русскую марку вряд ли пришлось бы возрождать. С началом войны завод был эвакуирован из Риги. Выпуск Руссо-Балтов пытались наладить в Петрограде, потом в Москве, Филях, но без особого энтузиазма. Когда в 1924 году все силы большевики бросили на организацию производства грузовиков на заводе АМО (нынешний ЗИЛ), про «Руссо-Балт» вообще забыли. Причем, дабы все почести достались советской власти, впоследствии о существовании автомобильного производства в дореволюционной России предпочитали не упоминать. Авторы советских книг, как правило, категорично заявляли: «До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было автомобильной промышленности и автомобильного транспорта». И только благодаря автомобильным историкам, в особенности главному российскому автоисторику Льву Шугурову, потратившему многие годы на поиски фактов об истории «Руссо-Балта», удалось сохранить память о старинной русской автомобильной марке.
    Будущее, уготованное «Руссо-Балту» компанией A:level, очевидно, будет не сильно отличаться от его прошлого. В том смысле, что, как и дореволюционные автомобили этой марки, «Руссо-Балты» будут по карману только весьма влиятельным особам. И подобно своим предшественникам, будут участвовать в гонкам. Загадывать, впрочем, пока рано. Единственное, что совершенно определенно, тихоходными возрожденные автомобили уже точно не будут. A:level об этом позаботится.

    Rambler's Top100