МАКС-2005. Будни и праздники бизнес авиации //06.09.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Итак, с 16 по 21 августа 2005 года в городе Жуковский (Московская область) прошел очередной, седьмой по счету, Международный авиационно-космический салон МАКС-2005. В нем приняли участие более 600 фирм из 43 стран мира (во французском Ле-Бурже их было всего на три больше). Семь стран – Иордания, Финляндия, Бельгия, Голландия, Бахрейн, Словакия и Грузия – впервые участвовали в авиасалоне.

    А ведущие авиационные страны – США, Франция, Германия – уже имели на выставке отдельные павильоны. За шесть дней работы выставки ее посетили более 650 тысяч человек. Общий же бюджет международного авиакосмического салона МАКС-2005 составил $13 миллионов.

    Полку деловой авиации прибыло…
    Как и на позапрошлогоднем салоне, более пристальное внимание мы вновь уделили прежде всего теме бизнес-авиации, а также авиации общего назначения. И нужно отметить, что прошедший МАКС удивил и порадовал многочисленностью и разнообразием выставленной на нем техники, относящейся именно к этому рынку авиапромышленности. Особенно впечатлило присутствие большого количества представителей деловой авиации. Так, на нынешнем МАКСе экспонировались практически все основные разработчики самолетов данной категории, производители новейших технологий. Например, компания Embraer впервые представила на выставке два своих бизнес-джета.
    Один из них – Legacy Executive, который имеет большой и удобный салон, вмещающий до 16 пассажиров. Причем пространство салона разделено на три отсека, что позволяет обеспечить пассажирам комфорт и уединенность. Второй – Legacy Shuttle, оснащенный в административном варианте, берет на борт от 16 до 19 пассажиров. К числу его достоинств относится универсальная кухня, бортовая система развлечений, полноразмерный туалет, просторное багажное отделение и т.п.
    Также участники и посетители авиасалона смогли увидеть четыре самолета дилерской компании Beechcraft Berlin Aviation GmbH, которая предлагает продукцию компании Raytheon – реактивные Hawker 800XP, Premier I, а также турбовинтовые Beechcraft 1900D, King Air B200. Сам факт столь массового присутствия говорит о больших планах компании в отношении российского рынка – два года назад Beechcraft демонстрировала только две машины.
    Солидный «десант» высадила на МАКСе и компания Bombardier Business Aircraft, производящая высокоэффективные самолеты деловой авиации трех классов: Bombardier Learjet, Challenger и Global. На выставке были представлены Global 5000, Learjet 60, Challenger 800 и 604.
    Dassault Aviation – мировой лидер в сегменте больших деловых самолетов отметился на авиасалоне двумя представителями из семейства Falcon: Falcon 2000 EX F, Falcon 900 EX F.
    И, наконец, американская компания Loyds Investments Corp., являющаяся эксклюзивным представителем компаний-производителей самолетов Gulfstream и Cessna, также не оставила равнодушными поклонников деловой авиации. Правда, «гольфстримов» на сей раз замечено не было, зато на статистической стоянке красовались Cessna Grand Caravan и Skylane C182T.
    Говоря о многочисленных представителях зарубежных фирм-производителей бизнес-самолетов, хотелось бы сказать несколько слов и о России. Правда, пока говорить можно только о проектах. Но хорошо уже то, что они есть. Так, наряду с готовыми разработками, ОАО «Туполев» представило на авиасалоне проект сверхзвукового административного самолета Ту-444. Технический облик Ту-444 был сформирован незадолго до МАКСа. Крейсерская сверхзвуковая скорость самолета составит 2М (2125 км/ч), дальность полета – 7 тысяч километров, а пассажировместимость – 6 человек. Думается, что если этот лайнер дойдет до стадии серийного выпуска, он, несомненно, составит достойную конкуренцию в сегменте производства самолетов для бизнес-авиации.

    Малая – не значит мало
    На фоне явного прогресса в демонстрации техники, предназначенной для бизнес-перевозок, участие в МАКСе-2005 экспонентов, представляющих малую авиацию, не столь впечатляюще. И прежде всего это связано с тем, что в России до сих пор Воздушным кодексом запрещены полеты частных самолетов. А это отнюдь не способствует развитию производства летательных аппаратов данного вида. В основном на этом авиасалоне посетители вновь увидели технику, которая выставлялась два года назад. И тем не менее новинки тоже были.
    Начать обзор можно с экспозиции наших «плавающих» самолетов.
    Протяженные прибрежные зоны, большое количество рек и озер, труднодоступные для других видов транспорта районы в различных регионах мира – это область эффективного использования легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103, сконструированного ОАО «КНААПО им. Ю.А. Гагарина» в Комсомольске-на-Амуре. Этот моноплан с низким расположением крыла, хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением и трехопорным шасси с носовым колесом уверенно чувствует себя и в небе и на воде. Впрочем, как и самолет-амфибия ЛА-8 «Флагман», производимый ООО НПО «АэроВолга» в Самаре. «Флагман» отличается высокой прочностью фюзеляжа, который надежно защищает пилотов и пассажиров. Салон самолета просторный, с отличным обзором, обогревом и вентиляцией. Задние пассажирские кресла раскладываются и образуют спальные места. Мощные же закрылки самолета позволяют производить укороченные взлеты и посадки. Эта техника уже участвовала на МАКСе-2003, а вот легкий амфибийный пятиместный гидросамолет Л-471, сконструированный компанией «Лаплан», демонстрировался впервые. Кстати, этот же разработчик представил еще один аппарат: легкий пяти-шестиместный самолет Л-451, способный использовать для взлета и посадки необорудованные взлетно-посадочные полосы, включая естественные площадки (трава, земля, песок, гравий). На нем предусмотрена возможность установки лыжного шасси, а также поплавков. Самолет может применяться и как аэротакси.
    Определенный интерес вызвал «Аккорд-201», разработанный АОЗТ «Научно-производственное объединение «Авиа ЛТД» как двухмоторный многоцелевой самолет с амфибийными возможностями. Шасси самолета с пневматиками низкого давления обеспечивает его эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Для полетов с водоемов самолет дополнительно оборудуется легкосъемным двухпоплавковым шасси. В комплект этого шасси входит дистанционно управляемый электропривод, предназначенный для подъема поплавков. Привод обеспечивает подъем/опускание поплавков, как в процессе полета, так и при выруливании из воды на грунт и с грунта в воду.
    Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» опять представил свой легкий самолет бизнес-класса M-101T. Большая дальность и скорость полета, герметичная кабина, удобные кресла создают пассажирам комфорт и превращают легкий самолет в «мини-лайнер» для деловых полетов с возможностью посадки на грунтовые площадки длиной 500–600 метров. А комплекс бортового оборудования обеспечивает «всепогодное» применение самолета.
    Порадовал глаз новый для российского рынка, но при этом уже завоевавший за рубежом репутацию лучшего по совокупности качеств самолет Europa XS. Эта модель явилась воплощением желаний многих пилотов, мечтавших о комфортабельном, экономичном, во всех отношениях современном личном самолете, удовлетворяющем весьма требовательные вкусы и соответствующем жестким экологическим нормам. На сегодняшний день самолет поставляется фирмой-производителем как homebuild kit, то есть «набор для строительства самолета в домашних условиях». Собирается же он на заводе в Минеральных Водах. Крейсерская скорость Europa XS достигает 250 км/ч при дальности полета 1200 км. Потребление топлива составляет всего лишь 9 л/ч, как авиационного, так и неэтилированного автомобильного бензина. Самолет рассчитан на двух человек. Он легко демонтируется и может храниться в обычном гараже. Взлететь на нем можно даже с обычной поляны, расположенной возле вашего дома. Цена этого аппарата также не шокирует – 60–80 тысяч долларов, в зависимости от сборки.
    Компания RV Group, являющаяся дистрибьютором компании Van's Aircraft, Inc. USA на территории Российской Федерации, выставила на авиасалоне первый самолет RV-7A, собранный в России, а специально для любителей самостоятельной постройки он был представлен также в процессе сборки.
    Самолет с универсальными техническими характеристиками – это термин, созданный для описания самолетов RV, он отражает широкие потребительские возможности и спортивный характер самолетов. Несмотря на то, что RV обладают большой дальностью полета, что в первую очередь обеспечивается высокими скоростными режимами, они также способны выполнять фигуры сложного пилотажа, имеют незаурядные характеристики на предельно малых скоростях и возможность использовать короткие полосы, что является уникальным сочетанием. Прежде всего они созданы для получения удовольствия от полета. Системы управления легки в обращении, чутко реагируют на движения пилота и идеально сбалансированы. Наряду с эксплуатационными качествами и практическими характеристиками самолетов RV особое внимание при проектировании уделялось комфорту. Салоны самолетов рассчитаны на свободное размещение пилотов ростом до 193 см. В дополнение к повышенному комфорту и безопасности самолеты RV отличаются отличными характеристиками обзора во время полета.
    Если говорить о «старых знакомых», то, к примеру, Смоленский авиационный завод вновь представил широкой публике ЯК-18T – легкий 4-местный многоцелевой самолет с двойным управлением, с низкорасположенным крылом, трехколесным убирающимся шасси. На самолете установлен двигатель воздушного охлаждения с винтом изменяемого в полете шага. Эта машина уже давно завоевала уважение и любовь летчиков своей простотой и надежностью. Особенно самолет хорош для обучения и тренировки летного состава, а также при перевозке пассажиров и грузов. Как и СМ-92Т «Турбо Финист» этого же завода, который является более совершенной модификацией самолета СМ-92. Он оснащен турбовинтовым двигателем М-601Е мощностью 750 л.с. и воздушным винтом V508T/99B.
    Авиационно-строительный холдинг «Элитар» уже на второй МАКС подряд «пригоняет» свой самолет «Сигма-4». Эта машина предназначена для обучения, туризма и спорта. Базовый вариант оснащается двухместной кабиной с большой площадью остекления, обеспечивающей почти круговой обзор. Члены экипажа размещаются рядом, управление сдвоенное, педали регулируются под рост пилотов. В багажном отсеке, расположенном за спинками сидений, можно перевозить до 80 кг груза. Крыло и горизонтальное оперение легко отстыковываются, и самолет может буксироваться легковым автомобилем.
    Отдельно хочется сказать и о наших «гигантах» авиастроения – конструкторских бюро Сухого и Яковлева, которые также уделяют немало внимания развитию отечественной малой авиации. Доказательство этому – целый ряд легких самолетов, предназначенных как для обучения пилотов, так и для продажи частным владельцам. Это одноместные спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-31 и Як-55, двухместная спортивная машина Су-29, двухместный учебно-тренировочный аппарат Як-54, а также Як-112 – легкий четырехместный многоцелевой самолет, предназначенный для перевозки 2–3 пассажиров и мелких грузов. Вся эта техника, без сомнения, пользуется большой любовью и большим доверием у российских аэроклубов, составляя подавляющее большинство их авиапарка. Кстати, и не только российских. Самолеты этих марок экспортируются в США, Великобританию, Францию, Испанию, Австралию, Аргентину и множество других стран мира.
    Из интересных новинок авиасалона хотелось бы отметить проект аэроскутера «Донат» – легкого аппарата на воздушной подушке ЗАО «Авиапроект». Этот проект направлен на создание машины, способной летом превзойти гидроцикл, зимой – снегоход по скорости и выработке адреналина, а также пройти, пролететь и перепрыгнуть там, где ни снегоход, ни гидроцикл не способны этого сделать.
    Закончить же обзор малой авиации, «слетевшейся» на МАКС-2005, хотелось бы тремя зарубежными компаниями, которые участвовали в выставке впервые.
    Датской компанией Air Alpha A/S, эксклюзивным дистрибьютором New Piper Aircraft Inc. и Pilatus Aircraft Ltd. в России, были представлены три самолета: Piper Malibu Meridian, PC-12 и РС-6.
    Австрийская компания Diamond Aircraft выставила на авиасалоне линейку своих легких самолетов: двухместный DA20-C1 (спортивная и тренировочная версии); четырехместные DA40 Diamond Star и DA42 TWN Star, а также пятиместный D-Jet.
    И, наконец, весьма пока для нас необычные, но интересные услуги готова была оказать немецкая фирма Airpark-Spain. Она представляла единственный в Европе аэропарк, расположенный в Мурсии (Испания), с зоной проживания и отдыха, имеющей свой аэропорт для частных самолетов.
    Присутствие этих компаний на прошедшем МАКСе показывает, что при всех проблемах авиации общего назначения в России интерес к нам со стороны западных фирм-производителей все же есть. А это настраивает на мажорный лад.

    Топ-модели вертикального взлета
    Удобства и преимущества вертикального взлета вряд ли могут быть кем-нибудь оспорены. А когда вертолет оборудован еще и vip-салоном… И здесь нет равных Казанскому вертолетному заводу. Достаточно лишь перечислить модели, оснащенные vip’ами. Это и вертолет на базе Ми-17 и Ми-172, который воплотил в себе самый высокий уровень безопасности, комфорта и функциональности. Кабина вертолета имеет большие размеры и идеально подходит для размещения кресел класса люкс. Предлагается исполнение салона вертолета на разное количество пассажиров, подбор кресел, материалов, цветов, дополнительного оборудования. Все вертолеты vip-класса изготавливаются только по индивидуальным заказам. Размеры кабины позволяют в дополнение к основному салону с креслами и диванами установить гардероб, вестибюль, туалет, кухню (с холодильником и баром), отделение для багажа. Вертолет может быть снабжен видео- и аудиоустановками, спутниковым и специальным связным оборудованием, дополнительным наземным источником питания, системой кондиционирования и другим оборудованием. В легком многоцелевом вертолете «Ансат» того же завода вариант «салон» используется в интересах vip-персон для оперативных региональных служебных поездок. Для этого вертолета специально разработаны кресла повышенного комфорта и безопасности для перевозки двух vip-пассажиров и двух сопровождающих. Вертолет «Актай» предназначен для использования в сфере коммерческих авиауслуг и выполнения специальных задач в системе авиации общего назначения. Он обеспечивает высокий уровень комфорта и безопасности полета, может осуществлять посадку на площадки малых размеров. Vip-модификация вертолета Ми-38 предназначена для корпоративных перевозок. Здесь предлагается вариант компоновки салона с креслами повышенной комфортности и безопасности для перевозки восьми vip-пассажиров и четырех сопровождающих. В пассажирской кабине могут быть дополнительно установлены аудио- и видеоаппаратура, мини-бар и туалет.
    Были на МАКСе и зарубежные представители винтокрылой техники.
    Как и два года назад, российская компания «Авиамаркет» выставила в статистической экспозиции авиасалона свои вертолеты. Но если тогда был представлен только поршневой Robinson R44, то в этом году рядом с ним можно увидеть газотурбинный Bell 407.

    Перелет в восточном стиле

    Традиционным транспортом vip-пассажиров всегда был самолет, так как их время расписано по минутам, поэтому индустрия деловых авиаперевозок с приставкой «vip» сформировалась довольно быстро, обретя свои законы и правила. Одно из этих правил – использование особого вида авиации, коммерческих, частных и корпоративных самолетов, оборудованных пассажирскими салонами класса vip, а их дизайн должен до мелочей учитывать все вкусы и потребности клиента. Занимаются этим специальные компании, которые, естественно, были представлены на авиасалоне практически в полном объеме. Среди самых известных российских фирм, работающих в данном направлении и заявленных на МАКСе, можно выделить следующие.
    «Вемина Авиапрестиж» успешно работает в области изготовления комфортных и современных интерьеров самолетов бизнес- и vip-классов и оснащения самолетов высокоэффективными средствами связи, аудио- и видеоаппаратурой, необходимой для работы и отдыха пассажиров. Огромное внимание в компании уделяется обустройству спальной, душевой и туалетной комнат. Отдельных слов заслуживает качество устанавливаемых кресел и диванов. Интерьер каждого воздушного судна изготавливается в соответствии с пожеланиями заказчика. Общим качеством для всех созданных интерьеров является профессиональная дизайнерская работа, высокое качество материалов, надежность и эргономичность конструкций. Основное внимание уделяется зонам пребывания главного пассажира и рабочим местам сопровождающих лиц.
    Российская компания KVAND в рамках Международного авиационно-космического салона представила новую концепцию переоборудования vip-салона самолета. В рамках данного проекта были воплощены все новейшие разработки специалистов KVAND в области светодиодного освещения. При создании интерьера свет стал выступать как декоративная его часть. Он делает салон, насыщенный восточными элементами, более ярким и впечатляющим.
    На экспозиции были представлены и другие последние разработки KVAND, уже реализованные на российских воздушных судах. Для управления освещением, аппаратурой развлечения, регулировки стола с электроприводом другим электронным оборудованием была установлена сложная электронная система, которую можно программировать по принципу работы компьютерной сети. Управление осуществляется с индивидуального блока с экраном Touch Screen. Он установлен прямо в подлокотнике пассажирского кресла.
    Ориентальная составляющая стиля послужила поводом к реализации интересных декоративных задач. Разнообразие тканей, ковровых покрытий, восточных элементов могут послужить отличным фоном для отдыха, а также создать рабочую атмосферу. Легкость и динамичность, присущие авиации, подсказали дизайнерам множество композиционных решений. Сводчатый потолок и оконные проемы, оформленные витражами, позволили создать ощущение воздушности в достаточно замкнутом пространстве. Подсвеченные изнутри и снаружи благородным белым светом и множеством оттенков RGB, они создают необычную игру света.
    Компания «АэроСтайл» также изготавливает эксклюзивные интерьеры воздушных судов бизнес-класса. Обладая широко развитой мощной и современной производственной базой, компания способна выполнять работы любой сложности с использованием передовых технологий и новейших материалов, многие из которых до сих пор применялись лишь для создания суперсовременной авиационной техники. Однако хочется отметить: наряду с современными материалами здесь не забывают и о том, что во все времена подчеркивало неповторимость и изысканность любого интерьера – массив и шпон ценных пород дерева, натуральная кожа, драгоценные металлы и т.д.
    Однако оборудование vip-салонов производится не только в самолетах, но и в вертолетах. В частности, этим занимается участвовавшая в Салоне санкт-петербургская фирма «СПАРК» – старейшее авиаремонтное предприятие России. При технической поддержке МВЗ им. М.Л. Миля оно производит переоборудование салонов вертолетов Ми-8 в купе представительского класса. Компоновка и отделка салона выполняется по индивидуальному заказу. Дизайн-бюро разрабатывает варианты новейших интерьеров, освещения, новые цветовые решения и современные отделочные материалы. Также устанавливается дополнительное бытовое оборудование: видео- и аудиоаппаратура, системы кондиционирования и спутниковой связи.

    Подытоживая наш рассказ, хотелось бы отметить одну весьма существенную особенность прошедшего авиасалона, которая сразу же бросалась в глаза. Можно сказать, что в этом году он впервые из развлекательно-демонстрационного мероприятия перерос в деловой центр мировой авиационной индустрии. Где все экспонаты не просто были выставлены для просмотра, а работали и зарабатывали деньги. Об этом говорят и цифры. Уже известно, что МАКС-2005 принес российским предприятиям более десятка контрактов на поставку авиационного оборудования. А их общая сумма превысила миллиард долларов. И особенно приятно – активное участие в этом процессе деловой и малой авиации.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100