Кухня высокого полета //24.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Vip-питание в бизнес авиации – один из тех случаев, когда простая необходимость накормить пассажира становится тончайшим искусством. Это и понятно. Ведь создать абсолютно индивидуальную атмосферу и чуть ли не домашний уют на высоте 10000 метров – дело весьма непростое. Ничто здесь не остается без внимания: особенности диеты, любимые сорта вин, тонкости национальной кухни. Все как на земле – но только в небе.


    Vip-питание в бизнес авиации – один из тех случаев, когда простая необходимость накормить пассажира становится тончайшим искусством. Это и понятно. Ведь создать абсолютно индивидуальную атмосферу и чуть ли не домашний уют на высоте 10000 метров – дело весьма непростое. Ничто здесь не остается без внимания: особенности диеты, любимые сорта вин, тонкости национальной кухни. Все как на земле – но только в небе.

    Королевские знаки отличия

    Для начала попытаемся сформулировать некоторые общие моменты, присущие кухне «высокого полета» и отличающие ее от всех остальных видов небесного столования.
    Самый главный принцип питания vip-класса: пассажир имеет возможность заказать себе любое известное ему блюдо или напиток. Хотя меню – совсем не «истина в последней инстанции», оно все-таки существует и отличается большим ассортиментом салатов, мясных, рыбных и овощных закусок, горячих блюд и широким выбором десертов (фруктовых муссов, фруктов, сыров, пирожных, тортов, мороженого). Естественно, что все продукты и напитки, поступающие на борт самолета, самого высокого класса. В России органические продукты модой еще не стали, но если какому-то пассажиру будет очень важен именно этот аспект, его проконтролируют.
    Подается еда, как правило, на фарфоровой посуде, и сервируется почти всегда a la buffet (в виде шведского стола). Если же интерьер салона не позволяет организовать шведский стол (нет достаточного количества столов), то каждое блюдо подается отдельно каждому пассажиру.
    Еще одной отличительной чертой vip-рациона является возможность заказать и получить несколько видов специального питания: диетического, вегетарианского, религиозного (мусульманского, кошерного т. п.), блюда любой национальной кухни, а также детское питание. Во многих первых классах такая услуга также предусмотрена, но в vip-авиации количество вариантов, разумеется, больше.
    Ценовой диапазон, заказанного «стола» колеблется от $50 (на одного человека во время перелета длительностью до одного часа) до $70–100 на перелет более одного часа. Но это, конечно, не предел – все зависит от фантазии и привычек пассажира.

    Кулинарные фантазии и их почитатели

    Теперь же поговорим о самом, наверное, интересном и, главное – вкусном. О том, что попадает на столы бизнес-джетов, и что предпочитают «очень важные персоны». Да все что угодно! Впрочем, в меню бизнес-авиации существует и определенный стандарт. На завтрак пассажиру предложат фрукты, йогурт, сыр, кусочек постной ветчины, хлеб, масло, джем или мед, чай или кофе. На ужин – нежирную рыбу или морепродукты, обычно с овощами. К обеду обязательно должны быть поданы рыбное ассорти (морепродукты, соленая и слабосоленая рыба, например, семга и осетр с королевскими креветками), мясное ассорти (ветчины и колбасы самых изысканных сортов), овощное ассорти (огурцы, помидоры, сладкий болгарский перец, и обязательно ненарезанные). В качестве горячей закуски многие предпочитают блины с икрой.
    В бизнес-джетах, как правило, большой выбор горячих блюд. Помимо привычных мяса, рыбы и курицы обязательно есть овощи-гриль для поклонников вегетарианского и просто здорового питания.
    Когда совершается дальний рейс, стюардессы стараются не перекармливать своих vip-пассажиров. При четырехразовом питании дважды подают полный набор блюд, еще два раза только закуски. Все это, так сказать, базовые варианты питания. Однако хватает и экзотики.
    Наряду, скажем, с «обычными» рыбными и мясными ассорти, пассажиры заказывают и оленину, и такие фрукты, которых и в Африке не сразу найдешь. Правда, справедливости ради нужно сказать, что сейчас мода на экзотические блюда постепенно отходит – все чаще заказывают привычные для нашей страны блюда: телятину, осетрину, ставя условием лишь отборное качество продуктов. А вот раньше это было в порядке вещей. К примеру, один из наших олигархов в свое время на презентацию первого рейса своей авиакомпании заказал паштет из соловьиных язычков. Блюдо баснословно дорогое, а приготовили его совсем немножко, чуть-чуть больше столовой ложки. Или, скажем, Роман Абрамович (без которого не обходится ни одна статья про причуды сильных мира сего), когда однажды летел болеть за свой родной клуб Chelsea, заказал торт. Повара и кондитеры разработали дизайн торта в виде футбольного поля со всеми деталями. Размеры торта были довольно внушительными – около метра в длину и 60 сантиметров в ширину. Следующий заказ губернатора Чукотки был несколько проще: он попросил испечь пирожные в виде футбольных мячей.
    По vip-разряду питаются и все наши важные госчиновники, а также клиенты рейсов, вылетающих из правительственного аэропорта Внуково-2. Кстати, кормление последних – дело весьма ответственное. Так, обслуживающие их кухни, помимо обычных инспекций, проходят дополнительную проверку сотрудников СЭС Федеральной службы охраны, или «кремлевских врачей». Врачи берут пробы из всех продуктов, после чего пишут соответствующий акт. Чаще всего на президентский борт заказывают блюда русской кухни: каши, кефир, творог – ничего необычного. Вообще наше правительство и государственные деятели отдают предпочтение, в основном, отечественным кулинарным традициям: пельменям, пирожкам, борщам, цыплятам-табака, котлетам по-киевски. Например, губернатор Орловской области Егор Строев любит пельмени, начиненные фаршем с небольшой добавкой русской водочки.
    А вот когда приезжают иностранные делегации, то нашим специалистам приходится попотеть. Для иностранцев высокий сервис – это норма. Поэтому они требуют создания чуть ли не художественных произведений. Вплоть до того, что предоставляют фотографии, согласно которым повара и должны оформить блюдо. Да и каждая заявка от них – это совершенно новое меню, не всегда привычное для нашего понимания. Так, при приготовлении еды для супруги генерал-губернатора Канады повара столкнулись с тем, что канадцы не знают, что такое мед, – у них этот продукт целиком заменен кленовым сиропом, а блины в канадском понимании – это совсем не наши блины, они имеют и другую форму, и отличаются рецептурой. Даже омлет, и тот готовится по-другому. А вот принц Саудовской Аравии не стал оригинальничать – он просто заказал 60 литров натурального клубничного сока (учтем, что для этого требуется около 200 кг клубники) и 100 литров апельсинового. В отличие от гостей из Кореи, которые заказали морские гребешки под соусом из красного вина (подобное сочетание в классической кухне считается нонсенсом) и черные грибы шиитаки. В Москве шиитаки продают, но найти у нас этот традиционный азиатский продукт действительно высокого качества – задача очень непростая. Поэтому сотрудникам отдела снабжения и шеф-повару компании, которой поступил заказ, пришлось объехать пол-Москвы, чтобы найти необходимые ингредиенты и выяснить все тонкости приготовления. Случаются и совсем уж необъяснимые на первый взгляд заявки. Так, пассажиры американского президентского самолета попросили доставить им на обед 120 кг сухого льда. Просто все продукты они привезли с собой. А, например, японский премьер-министр Дзюнитиро Коэдзуми очень одобрил русский борщ.
    Приводить примеры можно до бесконечности. Ведь, как мы видим, гурманов, летающих на бортах самолетов бизнес авиации, немало, но главное, наверное, что, какой бы у пассажира ни был изысканный вкус, основная задача выполнима – он будет сыт.
    Что же касается напитков, подаваемых на vip-бортах, то здесь все также просто: желание клиента – закон. Безалкогольные любые (не только клубничный, но и любой другой сок, минеральная вода, кофе, чай и т.д.). Вина – тоже. Само собой, классическое бордо любого класса (от cru bourgeois до premier grand cru, вроде Latour, Margaux. Mouton-Rothschild, Lafite-Rothschild, Pétrus, d'Yquem и т.д.) будет предоставлено по первому запросу, равно как и бургундские, ронские и эльзасские вина. Точно так же на борт легко и быстро поставят знаменитые вина Испании, Италии и Нового Света, например, чилийскую Almaviva. Разумеется, в ассортименте российских поставщиков представлены все лучшие отечественные водки и французские коньяки. Но следует иметь в виду, что некоторые вина и крепкие напитки – достаточно редкие гости на российском рынке, и при заказе за час до отлета вам просто могут не успеть их доставить. Так что желающим чего-нибудь эдакого, например, d'Yquem 1920-х годов или Margaux 1982-го, следует сообщить о своих желаниях загодя.
    Все вина, которые хранятся у кейтеринговой компании, лежат или в винных шкафах, или в специально оборудованных погребах, так что за сохранность вина можно не волноваться.

    Виртуозы заоблачных обедов

    И, конечно, нужно сказать несколько слов о тех, кто эти задачи решает и как. В Москве три крупнейших аэропорта делят основную часть пассажиропотока, а расположенные на их территории предприятия делят рынок кейтеринговых услуг. В Шереметьево это «Аэромар» и «Нэшнл-Сервис». В Домодедово работает «Домодедово-Эр-Сервис», во Внуково – «Ресторан при международном аэропорте Внуково». А вот цех бортового питания «Провайдер-Сервис» обслуживает все три аэропорта. Правда, здесь необходимо расставить некоторые акценты. «Аэромар», «Нэшнл-Сервис» и «Домодедово-Эр-Сервис» основной упор делают на чартеры и регулярные рейсы, хотя и выполняют отдельные заказы для vip-бортов. А vip-питанием в чистом виде занимаются, пожалуй, только «Провайдер-Сервис» и «Ресторан Внуково», которые обслуживают исключительно самолеты деловой авиации.
    Впрочем, мы не собираемся здесь рассматривать каждую компанию в отдельности. Важнее – сам принцип их работы, тем более, что он у всех, так или иначе, схож, за исключением некоторых нюансов, связанных именно с приготовлением питания «по высшему разряду».
    Итак, вначале поступает заказ. По договору, как правило, заявка подается не менее чем за 6 часов до вылета. Но фактически рассматриваются все запросы. Например, даже если пассажир обратится за час до вылета – ему не откажут. Просто могут предупредить (такие прецеденты были), что его самолет улетит, когда привезут еду. Сервируются блюда прямо на месте, где и готовятся. А вот как подать еду на борту самолета, обсуждается с заказчиком отдельно. Например, расцветка скатертей, соответствующая салону, выбор посуды (шикарному салону с кожаными креслами, диванами и мебелью из карельской березы подходит только лучший фарфор). Когда все вопросы выяснены, собирается сам заказ: еда, посуда, салфетки, скатерти, напитки, вплоть до зубочисток. Все это грузится в спецмашину и в сопровождении супервайзера везется а аэропорт. Там также нужно пройти определенные процедуры. Бортпитание обязательно досматривается службой авиационной безопасности. Чтобы не провезли ничего лишнего, чтобы все наименования соответствовали тому, что в записано в документах. Если же самолет летит за границу, подключается еще и таможня. Эти строгости направлены только на одно – гарантировать пассажиру полную безопасность полета.

    Итак, мы немного разобрались, что же из себя представляет vip-питание и «с чем его едят». Все как будто бы просто. Это красиво, элегантно, аристократично и вкусно. Однако за простыми и очевидными вещами порой кроются сложные механизмы. Так и за каждым таким блюдом, поставленным на столик пассажира, стоит огромная индустрия, имеющая многомиллионные обороты, высочайший технологический уровень и сложную систему управления.

    Rambler's Top100