Размещайтесь поудобнее, взлетаем! //16.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Часто ли вам приходилось после длительного перелета покидать салон самолета разбитым, испытывая чувство смертельной усталости? Если да, то знаете ли вы, что одной из причин этого является ваше посадочное место?

    Практически все время на борту мы вынуждены быть «привязаны» к своему креслу. Поэтому от того, насколько оно удобно и как вокруг него размещены другие элементы салона, обеспечивающие наш комфорт, зависит наше состояние и в полете, и после приземления. А как следствие - выбор нами той или иной авиакомпании, способной свести к нулю степень неудовлетворенности от совершенного вояжа.

    «Sit down, please, ladies and gentlemen»

    На Западе это уже очень давно и хорошо понимают все уважающие себя производители различного авиационного оборудования.
    К примеру, фирмы Cessna, Bombardier, Gulfstream и Dessault Falcon располагают достаточным запасом данных для реализации разнообразных вариантов расстановки мебели на полу самолетов. Оператор, пользующийся методами компьютерного проектирования, может «вставить» в интерьер практически все существующие типы кресел, имеющихся в продаже.
    То же можно сказать и о компании ACA GmbH из Мюнхена (разработчике дизайна кресел), специализирующейся на компьютерном моделировании предметов интерьера. Этой фирмой был создан свой метод, воспроизводящий полный спектр функций кресла так, как бы их почувствовал сидящий в нем пассажир на борту реального самолета. Здесь важно все: как будет ощущать себя человек при взлете и посадке, сможет ли он комфортно отдохнуть или, наоборот, продуктивно поработать. Опять же, совсем не лишним является и удобное расположение бортовой системы развлечений. Не говоря уже о возможности пообедать не стесняя ни себя, ни соседа. Одним словом, в расчет берется чуть ли не любая поза, которую вы можете принять, сидя в кресле, не остается без внимания ни одна кнопочка, позволяющая так или иначе помочь в полете.
    Кстати, при компьютерной анимации декоративная отделка, орнамент, цвета тканей и отделочных материалов, строение (текстура) и сами ткани могут быть легко изменены или заменены.
    Вообще, кресла нового поколения чаще всего производят прекрасное впечатление, но должна быть уверенность, что в эксплуатации они прочны, долговечны, безотказны и ремонтопригодны. Поэтому все большее число авиакомпаний приходит сегодня к пониманию того, что износостойкие кожаные материалы более практичны, чем обычные ткани, которые быстро теряют окраску и истираются. «Кожаная обивка дороже и ее труднее устанавливать, но зато это экономически выгодно», - считают в компании Andrew Muirhead & Son из Глазго, поставляющей British Airways мебель для самолетов А319 и оборудование клубного интерьера Club Europe для Боинг 737 и 757.
    А вот другой представитель Соединенного Королевства - британская компания Qinetiq в своей новейшей разработке авиакресел сделала ставку на… здоровье пассажиров. Уникальность проекта состоит в том, что кресла, созданные компанией, помогут уменьшить риск смерти авиапассажиров от тромбоза глубоких вен. Сиденья, снабженные встроенными датчиками движения, будут связаны с центральным бортовым компьютером и позволят экипажу авиалайнера следить, сидит ли человек в полной неподвижности, подвергая свои сосуды опасности. Электронные датчики, встроенные в кресло, расположены в области головы, плеч, поясницы и ног. На основании поступающих от них данных, экипаж, если нужно, примет меры по «мобилизации» засидевшегося. Они, впрочем, вполне традиционны. Стюардесса ненавязчиво предложит застывшему в неподвижности «пациенту» сделать комплекс упражнений или размять ноги, прогулявшись по проходу.
    Кстати, эта тема актуальна еще и потому, что сегодня крупные западные авиакомпании устанавливают на бортах своих лайнеров так называемые спальные кресла – почти кровати. Большинство из них имеют близкие параметры: размер 195 см, несколько каналов бортовых средств развлечения, телефон, электрическую розетку для подключения портативного компьютера.
    Примером могут служить спальные кресла I,180 Espace, которыми оборудованы пассажирские кабины многих самолетов Air France.
    А вот British Airways пошла еще дальше – «снабдив» свои салоны первого класса самыми что ни на есть настоящими кроватями, «нафаршированными» всевозможной электроникой. Вот уж действительно – к чему шевелиться? Лежи да нажимай кнопки!..

    Наше место в достойном ряду

    Впрочем, тому, что на Западе дизайну интерьеров воздушных судов уделяют огромное внимание, думаю, вряд ли стоит удивляться. Конкуренция, знаете ли. Те, кому довелось летать самолетами европейских и заокеанских компаний, знают это не понаслышке. Разница в оформлении и в удобствах салонов разных классов там налицо.
    У нас же долгие годы интерьеры отечественных лайнеров не отличались большим разнообразием. Они были хорошо спроектированы и изготовлены, но у пассажиров имелись небогатые возможности выбрать тот или иной класс салона или набор дополнительных услуг. Сегодня в России многое изменилось. Появились люди, готовые заплатить за повышенный комфорт при перелетах. Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому нет ничего странного в том, что стали возникать и предприятия, способные этот спрос удовлетворить. Среди них, такие наши компании как KVAND, «Санд Кэпитал», «Акко», «Вемина Авиапрестиж», «Альянс Москва», занимающиеся дизайном интерьеров самолетов и представляющие весьма и весьма интересные разработки по оборудованию воздушных судов мягкой мебелью и прочими элементами компоновки салонов авиалайнеров.
    Нужно сказать, что сам процесс проектирования интерьера, как правило, одинаков для всех без исключения фирм, работающих в этом сегменте рынка. Существуют и определенные установки, обязательные для каждого проектировщика. Это связано с тем, что авиационная мебель обладает большим набором требований: к прочности, надежности, наличию специальных узлов крепления к полу фюзеляжа самолета, массе изделия (во избежание перегрузки), пожаростойкости (подушки кресел должны быть изготовлены из формовочного полимерного материала, препятствующего прямому горению), наличию ремней безопасности. Если говорить о мягкой мебели, на которой пассажир обязан сидеть при взлете и посадке (моменты, когда могут возникнуть внештатные ситуации), она должна иметь специальный сертификат по авиационным правилам (АП–25). В этом сертификате установлены требования к авиационной мебели. Кресло пассажира, к примеру, проходит такие же испытания, как кресло пилота, т.е. подвергается вместе с манекеном динамическому удару с 9-, 16- либо 24-кратной перегрузкой. Не знаю, что чувствует при этом манекен, но все это направлено прежде всего на безопасность пассажира в полете.
    Другое дело – убранство и комфорт салона самолета. Вот тут-то у каждой компании появляется шанс воплотить в жизнь все свои самые оригинальные, эксклюзивные проекты. И, без сомнения, наиболее ярко это проявляется в обустройстве VIP-салонов. Почему?
    Во-первых, здесь меньше посадочных мест, следовательно, больше свободного пространства, что позволяет устанавливать большую по размеру и тем самым более удобную мебель. К примеру, кресла компании KVAND. Их конструкция является собственной разработкой фирмы, а дизайн продумываются индивидуально для каждого нового проекта. Удобные мягкие кресла оснащены специально выезжающей подставкой для ног. Пассажиру достаточно нажать на кнопку – и кресло откидывается назад, позволяя человеку принять лежачее положение. Кроме этого, оно двигается вперед, назад, в сторону и вращается на 360 градусов. Стоимость этого кресла составляет всего лишь около $7000.
    Подобные же «двигающиеся» кресла с электроприводами устанавливает в салонах VIP-класса и фирма «Санд Кэпитал». Особенностью этих кресел является то, что на режимах взлета и посадки они могут устанавливаться как по полету, так и против, а их основания выполнены с таким расчетом, чтобы они легко могли размещаться в удобном для пассажира месте. Что, кстати, дает возможность расставлять мебель на борту самолета в самых различных компоновках. Ну, и, конечно, в таком кресле «все под рукой». Усиленная конструкция подлокотника позволяет вмонтировать в него практически любое дополнительное оборудование (столики, мониторы, телефоны). А кроме того, имеющийся диапазон регулировок по ширине позволяет подгонять кресло буквально под каждого пассажира.
    Вообще, в пассажирском кресле VIP-класса все определяется желанием заказчика и располагаемой им суммой денег. Вот и в компании «Вемина Авиапрестиж» кресла, по желанию, разрабатываются под отдельно взятого человека (рост, вес и т. п.). Примером тому служит кресло, специально изготовленное для президента одной из стран Средней Азии. Мало того, в скором времени ваше место сможет «узнавать своего хозяина». Сейчас в фирме ведутся работы по реализации проекта, когда кресло будет запоминать антропометрические данные пассажира и подгоняться под него при вторичном полете. Человеку останется лишь нажать определенную кнопку. Нужно сказать, что для достижения максимально удобной посадки при изготовлении авиакресла компанией применяются «мягкости девяти групп твердости». Есть такой специальный термин. Дело в том, что различным частям нашего тела требуется различный упор. Где-то - более мягкий, где-то - более жесткий. В зоне головы должно быть самое мягкое место, а вот в зоне шеи, напротив - четкая фиксация. И когда эти моменты учтены, а главное – воплощены, остается только сесть и расслабиться. А если при этом вам еще сделают легкий массаж!.. Да-да, такое тоже может скоро стать вполне возможным. Специалисты компании сейчас ведут разработки и по изготовлению массажного кресла.
    Но как бы удобно и уютно ни выглядело ваше «полетное» место, прежде всего оно обязано быть безопасным. И эту функцию, помимо самого каркаса изделия, берут на себя ремни безопасности. Их выпускают специализированные фирмы, такие как компания Scroth, снабжающая своей привязной системой кресла «Санд Кэпитал». К ремням предъявляются также самые жесткие требования, например, замок после происшествия должен легко открываться, не заклинивать. А в настоящее время даже разработаны модели ремней с подушкой безопасности. Этот элемент конструкции необходим для любого кресла, однако для VIP-мебели можно выбрать ремень любого цвета, пряжку с любым покрытием, вплоть до драгоценного металла.
    Кстати, как и большинство каркасов, ремни безопасности практически все иностранного происхождения. Впрочем, работы по их изготовлению ведутся и у нас. Занимаются этим уже упоминавшаяся компания «Санд Кэпитал», а также фирма «Акко» - предприятие, специализирующееся на разработке и сертификации всех основных компонентов авиационного интерьера самолетов. Причем самолетов, выполняющих регулярные рейсы на наших и зарубежных авиалиниях.
    Так, этой компанией впервые в России было создано отечественное кресло для салонов первого и бизнес-классов в соответствии с новыми авиационными правилами (введены в конце 2002 года), по которым теперь в самолеты должны устанавливаться кресла, отвечающие требованиям по перегрузке в 16G. Мало того, по комфорту и внешнему виду оно практически ничем не отличается от подобного рода мягкой мебели, устанавливаемой в салонах VIP-класса. Его ширина (500 мм) и углы отклонения задней спинки соответствуют всем международным стандартам. Помимо традиционного индивидуального столика, имеется возможность дополнительной установки аудио-, видеосистемы: монитор размером до 10 дюймов, аудиоустановка с индивидуальным пультом управления. Подспинная подушка, передняя подножка, удобный подголовник с регулируемыми законцовками для обеспечения фиксации головы – все эти удобства можно было бы назвать тривиальными для любого VIP-кресла. Если бы не одно «но»: «летает» оно на самых обыкновенных регулярных воздушных маршрутах, что, согласитесь, для нашей отечественной авиации еще большая редкость. Да и цена не так уж велика. Его стоимость колеблется в размере 10-18 тыс. долларов США, а это намного дешевле подавляющего большинства зарубежных аналогов. Кресла уже установлены на Ил-96-300 «Аэрофлот», на самолетах компании «Красноярские авиалинии», «Трансавиа». А для «Владивостокских авиалиний» компания разработала кресла со специальной плотностью, рассчитанные на дальние перелеты.

    Подводя итог всему вышесказанному, хочется надеяться, что теперь, выбирая для полета то или иное воздушное судно, вы будете более придирчиво относиться не только к его техническим характеристикам, но и к своему персональному Месту. Благо, что сегодня такие возможности есть. Удобная мягкая мебель в самолете наконец-то перестает быть «заморской экзотикой». Она становится одним из главных условий полноценного сервиса в полете и, конечно же, вашего хорошего настроения.

    Дмитрий Гнатенко
    Rambler's Top100