«Шестисотый» с вертикальным взлетом //09.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • «Шестисотый Мерседес» давно уже стал символом достатка, успеха и скорости. Однако далеко не все знают о том, что ему существует воздушная альтернатива с тем же цифровым обозначением. Это легкий однодвигательный вертолет MD 600N. И если «Мерседес-600» «короновали» на земле, то MD 600N по праву считается «принцем голубых кровей» в воздухе.

    Высокородное рождение
    Вертолет MD 600N впервые поднялся в воздух в 1994 году. Тогда же он был сертифицирован в США и стал продолжением и более мощной модификацией вертолета MD 520N.
    Но свою родословную он ведет из далекого 1961 года, когда американская авиастроительная фирма Hughes Helicopter начала разработку новой машины для армии США. Серийное производство вертолета под гражданским обозначением Hughes 500А и военным OH-6A Cayuse началось в 1966 году. С самого начала своей карьеры многоцелевой 5-местный Hughes 500А произвел фурор в вертолетном мире – настолько его ЛТХ отличались от привычных для вертолетов данного класса. Далее был не менее знаменитый – Hughes 500D, разработанный по программе усовершенствованного разведывательного вертолета ASH (Advanced Scout Helicopter). Он серийно производился до 1983 года, попутно сменив имя: после приобретения компании Hughes Helicopter концерном McDonnell-Douglas вертолеты стали выпускаться под обозначением MD 500 Defender.
    Но поистине революционным шагом в совершенствовании семейства вертолетов MD стало использование системы NOTAR (No Таil Rotor) вместо хвостового винта. Это позволило устранить недостатки, присущие вертолетам обычной схемы: высокий уровень шума и вибраций, сложность технического обслуживания, риск задевания рулевым винтом за препятствия, а также опасность для обслуживающего персонала. Первый полет экспериментального вертолета состоялся 17 декабря 1981 года. Испытания продолжались до 1990 года. Их результаты были использованы для разработки вертолетов MD 520N, MD 530N, MD 630N и, наконец, нашего героя – MD 600N.

    Просто NOTAR

    Как и подобает «шестисотому», вертолет отличается повышенной комфортностью. И одной из основных причин, возводящих MD 600N в элиту машин с вертикальным взлетом, стало именно использование принципиально нового инженерного решения: отказ от хвостового винта – главного источника шума и вибраций. Вместо него – реактивный стабилизатор курса (NOTAR). Русский инженер Камов еще в 30-е годы прошлого века придумал конструкцию, которая компенсировала реактивный момент и обеспечивала стабилизацию вертолета. По тем временам это был очень смелый и практически неосуществимый проект. Слишком уж несовершенна была техника и слишком дерзким казалось инженерное решение. И лишь в наше время, вложив 130 миллионов долларов, Boeing сумел воплотить это изобретение в жизнь. Что же оно из себя представляет и в чем его принцип действия?
    Система NOTAR состоит из поворачивающегося струйного руля с решетчатым соплом, установленного на конце хвостовой балки. К струйному рулю по каналу внутри хвостовой балки подается воздух, нагнетаемый одноступенчатым вентилятором, приводимым от главного редуктора. Скорость вращения вентилятора 5388 об/мин. Струйный руль может поворачиваться, обеспечивая уравновешивание реактивного крутящего момента несущего винта и путевое управление, а также продольное управление. Кроме того, в хвостовой балке имеются продольные щели, через которые выдувается часть воздуха, нагнетаемого вентилятором. Отбрасываемый несущим винтом поток воздуха обдувает хвостовую балку и взаимодействует с вытекающим через щели воздухом благодаря эффекту Команда, создавая боковую аэродинамическую силу на поверхности хвостовой балки, также способствующую уравновешиванию реактивного крутящего момента и уменьшающую общий расход мощности на уравновешивание реактивного крутящего момента.
    Система NOTAR прошла довольно долгий путь испытаний на экспериментальных и опытных вертолетах, продемонстрировав высокую надежность и низкий уровень шума. Она снижает шумовое воздействие вертолета в два раза, так что в салоне можно спокойно разговаривать без использования системы внутренней связи.
    Мало того, можно даже сказать, что вертолет, оснащенный системой NOTAR, – это уже не совсем вертолет. Правильнее будет именовать его воздушным судном с вертикальным взлетом.
    И наконец не лишним будет отметить, что благодаря этой системе устраняются не только шум и неприятные вибрации, но и основная причина аварий. Ведь недаром Ассоциация американских страховщиков считает вертолеты, оснащенные NOTAR, самыми безопасными летательными аппаратами.

    Характерно для высшего общества

    Теперь рассмотрим более подробно саму машину. Благодаря сочетанию комфорта в кабине с солидной грузоподъемностью и выдающимися для своего класса крейсерскими характеристиками MD 600N очень универсален. Он пригоден как для перевозки vip-пассажиров (до 6 человек), так и для различных вариантов специального применения, требующих одновременной быстрой доставки пассажиров в кабине и груза (до 1360 кг) на внешней подвеске (вес пустого вертолета 953 кг). Это становится возможным, поскольку мощность двигателя вертолета составляет 808 л.с. Установленный на вертолете двигатель Rolls-Royce 250-C47 зарекомендовал себя как один из надежнейших для высотных вертолетов, работающих даже в жарком климате. Летает «шестисотый» быстро (газотурбинный Rolls-Royce обеспечивает курсовую скорость 250 км/ч) и далеко (с максимальной дальностью полета до 1050 км). А «бесхвостость» и малый диаметр ротора (8,4 м) позволяют MD 600 садиться на небольших площадках, например, на собственной лужайке возле дома или на теннисном корте, при желании же можно запарковаться и рядом со своим четырехколесным одноклассником на автомобильной стоянке.
    Разгонные характеристики и скороподъемность MD 600N (до 10,5 м/с) не оставляют никакого сомнения в его боевом нраве (недаром ведь прародители служили в армии), а статическая и динамическая устойчивость выше всяких похвал. Из особенностей поведения вертолета на посадке стоит отметить большой ход амортизации шасси, который не только позволяет безопасно приземлиться с высокой вертикальной скоростью, но и дает возможность аккуратно «пощупать» землю, что иной раз бывает не лишним.
    При необходимости можно сесть на воду: шасси снабжено надувными баллонами. Что тоже нелишне, если к примеру, залететь в гости к друзьям, отдыхающим на яхте.
    Дополнительным преимуществом MD 600N является запатентованная система крепления несущего винта через жестко связанную с фюзеляжем неподвижную стойку, с помощью которой на вертолет передаются все динамические нагрузки. Тем самым разгружается вал привода несущего винта, что позволяет машине выполнять при полной управляемости такие фигуры высшего пилотажа, как петля. Шестилопастной сверхскоростной несущий винт (400 оборотов вместо традиционных 180–200 оборотов) диаметром 8,4 м дает возможность абсолютно спокойно пилотировать вертолет при шквальных ветрах, а также эксплуатировать эту машину в качестве авиатакси в густонаселенных городских застройках.
    Проводка системы управления вертолетом состоит из трубчатых тяг и качалок без пресс-масленок, поэтому фактически не требует обслуживания при эксплуатации. Полное компьютерное тестирование, выбор оптимальных режимов работы двигателя и современное навигационное оборудование уменьшают нагрузку на пилота.
    Фюзеляж вертолета, сконструированный в виде «яйца» – самая оптимальная форма для летательного аппарата. Плюс к этому у MD 600N он еще и удлиненный. Это именно то, чего так не хватало предшественникам «шестисотого». Кроме чисто внешней гармонии, намного удобнее стал салон: теперь он представляет собой вполне отдельное комфортное пространство для 4–5 пассажиров, особенно, если развернуть передние кресла против полета.
    Панорамные, почти прозрачные стенки и двери позволяют в полном объеме наслаждаться во время полета пейзажами, над которыми пролетаешь. Впрочем, и внутри есть на что посмотреть: по своему вкусу каждый владелец может подобрать обивку салона и кожаных vip-кресел, установить телевизор с плазменной панелью, DVD и т.д. и т.п.

    Будем «править» и в России?

    По критерию надежности МD 600N занимает одну из ведущих позиций в мировом перечне вертолетов, но для России он особенно хорош, поскольку оснащен газотурбинным двигателем. Вряд ли стоит убеждать, что авиабензин становится все дороже, а недорогой и стабильный по качеству керосин ТС-1 есть на любом аэродроме. Летный ресурс по основным агрегатам при эксплуатации вертолета в климатических зонах от –30 до +45° С – до 5000 часов. Кстати, опыт использования MD 600N на Аляске показал его отличную работоспособность при температуре до –32° C, что весьма актуально для российского климата. Бортовое оборудование, включающее компьютер, систему самодиагностики и речевые информаторы, позволяет летать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
    Дополняет этот перечень компьютерная система контроля двигателя, которая оптимизирует параметры работы и позволяет экономить горючее, в т.ч. при полетах на крейсерском режиме с высокими скоростями.
    И раз уж речь зашла об экономии, то пора сказать и о том, сколько «весит» «шестисотый», но не в килограммах, а в долларах. Прямые операционные затраты, заявленные производителем, составляют $230 на один летный час, потребление авиационного топлива марки ТС-1 – до 150 л/ч. В базовой комплектации новый MD 600N стоит $1,5 млн, что выгодно отличает его от других вертолетов этого класса, предлагаемых сегодня на рынке.

    Летно-технические характеристики MD 600N

    Модификация

    MD 600N

    Диаметр главного винта, м

    8,4

    Длина, м

    10,9

    Высота, м

    2,9

    Ширина, м

    2,4

    Масса, кг:


    пустого

    953

    максимальная взлетная

    1860

    Топливо, л

    435 (562 л с доп. баком)

    Тип двигателя

    Rolls-Royce 250 С47

    Мощность, л.с.:


    располагаемая

    808

    Максимальная скорость, км/ч

    290

    Крейсерская скорость, км/ч

    250

    Дальность действия, км

    704 (1051с доп. баком)

    Скороподъемность, м/сек.

    10,7

    Практический потолок, м

    3383

    Статический потолок, м

    1800

    Экипаж, чел.

    1

    Полезная нагрузка

    7 пассажиров или 900 кг груза в кабине или 1361 кг на подвеске





    Rambler's Top100